Для компании Embarcadero покупка CodeGear (см. PC Week/RE, № 37/2008) — это не только увеличение спектра продуктов для разработчиков ПО, но и радикальное расширение географии ее деятельности, ведь до сих пор бизнес Embarcadero был в основном сосредоточен в пределах Северной Америки, а новое приобретение позволяет ей перейти к активному освоению мирового пространства, используя разветвленную деловую инфраструктуру CodeGear. Одной из первых стран в рамках турне CEO Embarcadero Уэйна Уильямса по ознакомлению с новыми рынками стала Россия. С ним побеседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Еще несколько лет назад аналитики заявили об исчезновении рынка средств разработки как самостоятельной категории программных продуктов. Инструменты стали компонентами платформ, и соответственно ведущая роль перешла к мегавендорам. Как в этой ситуации чувствуют себя независимые поставщики средств разработки?

Уэйн Уильямс: Да, позиционирование средств разработки в общей системе ПО за последние годы изменилось, но на рынке имеется устойчивый спрос на средства, не привязанные жестко к тем или иным платформам. Есть целый ряд признаков того, что интерес к многоплатформенным инструментам — а мы занимаемся именно ими — уже сейчас начал заметно повышаться, и этот процесс будет продолжаться. И понятно почему: информационные системы предприятий работают в гетерогенных условиях и неоднородность вычислительных сред будет только возрастать.

Еще один важный довод: специализированные средства в целом всегда более эффективны по сравнению с универсальными. И кроме того, многие клиенты просто хотят минимизировать свою зависимость от конкретного поставщика и потому не хотят класть все яйца в одну корзину.

PC Week: Но у вас есть еще один серьезный конкурент — сообщество Open Source, которое также делает акцент на “независимости”, добавляя при этом еще один аргумент — бесплатность.

У. У.: Я с большим уважением отношусь к свободному ПО, и мы активно сотрудничаем с этим сообществом. Но все же бесплатный сыр бывает либо в мышеловке, либо когда он плохого качества. Open Source — это отличный генератор инноваций, их инструментами может пользоваться огромный слой программистов. Но профессиональным разработчикам нужны профессиональные средства. Качественные, с высоким уровнем технической поддержки, с гарантированными перспективами развития. Инструменты разработки — это все же продукты не массового потребления, и потому тут цена не является ключевым показателем.

PC Week: Похоже именно сейчас корпоративные ИТ переживают какой-то переломный период своего развития, который можно определить общей тенденцией перехода к использованию распределенных вычислительных ресурсов с широким внедрением модели аутсорсинга. То, что сейчас называется обобщенным термином Cloud Computing. Влияют ли эти глобальные процессы на ваш бизнес?

У. У.: Конечно, влияют. Именно в такие моменты существенно возрастает роль разработчиков ПО (без поддержки которых подобные идеи реализовать нельзя), а значит, и инструментальных средств. Мне кажется, что продвижение концепции “облачных” вычислений будет способствовать нашему бизнесу, так как она во многом базируется на необходимости широкого использования гетерогенных сред.

Но я должен сказать, что вопросы практической реализации Cloud Computing еще далеко не проработаны. Более того, многие ответы может дать только конкретный опыт, которого пока почти нет. Например, сейчас “облачные” вычисления многие связывают почти исключительно с возможностью использования внешних ресурсов и сервисов. Но ведь эту модель можно применять и внутри компаний. Мне пока кажется, что основное приложение Cloud Computing найдет как раз в переделах действия корпоративного сетевого экрана.

Конечно, новые идеи в ИТ — это очень важно. Но специфика ИТ заключается в том, что наряду со стремлением к инновация тут есть и другая, во многом противоположная фундаментальная проблема в виде необходимости поддержки огромной унаследованной базы — приложений, данных, менталитета пользователей и ИТ-специалистов. Поэтому процессы развития в нашей области идут все же эволюционно. Embarcadero это очень хорошо понимает, именно поэтому мы намерены продолжать развитие таких традиционных продуктов, как, например, Delphi и C++Buillder.

PC Week: Ваш объединенный набор продуктов выглядит весьма представительно. Но на продвижении каких именно инструментов вы будете делать основной акцент?

У. У.: Я бы не стал выделять каких-то явных лидеров в общем комплексе нашего ПО, которое сейчас представлено в виде двух продуктовых линеек — DatabaseCear (средства самой Embarcadero для работы с СУБД) и CodeGear (приобретенные инструменты разработки). К тому же выбор приоритетов во многом связан с конкретной страной. В России ПО CodeGear традиционно весьма популярно. Опираясь на сообщество партнеров и пользователей мы уже начали продвижение новых версий пользующихся спросом средств быстрой разработки для Windows — Delphi 2009 и C++Builder 2009. Мы также уверены в хороших перспективах базы данных InterBase. Что касается линейки DatabaseGear (это дюжина разных продуктов), то тут на первом этапе мы сосредоточим внимание на DBArtisan, ER/Studio и Rapid SQL. Впрочем, мы сейчас обсуждаем вопросы, которые находятся в компетенции нашего московского офиса.

PC Week: Слияние с CodeGear для вашей компании — это не только формирование нового спектра продуктов, но и объединение разных моделей бизнеса. Что вы можете сказать об этом?

У. У.: Вы правы, схемы работы Embarcadero и CodeGear сильно различались как по географии своего присутствия, так и по методам работы с клиентами. Например, Embarcadero в основном продает собственные продукты напрямую, в том числе через электронные каталоги, а CodeGear всегда работала через партнерскую сеть. В этом плане стратегическая цель нашего объединения — расширить свое присутствие в мире, используя партнерскую модель. Здесь особое внимание будет уделяться развивающимся рынкам БРИК. Сейчас основные инвестиции мы направляем в Россию и Бразилию, потом займемся Китаем и Индией.

PC Week: Наверняка, у вас есть конкретные бизнес-планы в отношении нашей страны, показатели, на которые вы хотели бы выйти на следующий год. И можно предположить, что мировой кризис внес коррективы в эти планы. Как вы видите сегодня перспективы своей работы в России?

У. У.: У Embarcadero до покупки CodeGear своего бизнеса в вашей стране практически не было. Сейчас же мы получили очень хорошую базовую деловую инфраструктуру, в том числе в виде партнерской сети. Мы намерены ее усилить, имея виду не только вывод на этот рынок продуктов DatabaseGear, но увеличение продаж хорошо известных здесь инструментов CodeGear.

В момент сделки нынешним летом мы планировали, что рост нашего бизнеса в России в 2009 г. должен как минимум удвоиться по сравнению с текущим годом. Разумеется, мировая финансовая нестабильность внесла коррективы, и сейчас трудно прогнозировать не только на год вперед, но и на квартал. И тем не менее мы уверены, что получим рост продаж в вашей стране, чего нельзя сказать о многих странах, где мы также активно работаем. В качестве минимальной отметки темпов роста мы сейчас ориентируемся на величину 25%, но мне кажется, что получить рост в 100% — весьма реальная задача. Кризис кризисом, но многое зависит и от эффективности нашей работы.

Хочу также напомнить, что у нас в России полный спектр деятельности. Мы тут не только зарабатываем деньги, продавая свои продукты, но и тратим их, поддерживая наш центр разработки в Санкт-Петербурге. Правда, в данном случае понятие “траты” является весьма условным — с помощью создаваемого тут ПО мы зарабатываем деньги по всему миру.

PC Week: Спасибо за беседу.