Кризис внес коррективы в формат и график проведения российских партнерских конференций Microsoft: весенний форум проводился в онлайновой режиме, а осенний хоть и прошел в традиционном формате, но сместился с начала осени на декабрь. Таким образом, получилось, что именно это мероприятие стало своего рода подведением итогов работы корпорации в уходящем очень непростом для ИТ-бизнеса году.

Структуру партнерской экосистемы Microsoft можно представить в виде пирамиды, горизонтальные слои которой соответствуют уровню сотрудничества с корпорацией. В самом нижнем находятся компании, которых связывает с вендором лишь регистрация участия в партнерской программе (это дает им возможность доступа к информационных ресурсам Microsoft), а в верхнем слое — сертифицированные партнеры (такой статус требует с их стороны некоторых инвестиций в поддержку отношений с корпорацией). Вся эта система, кроме того, пронизана вертикалями — специализациями на рынке и компетенциями в конкретных сферах деятельности.

В целом объем этой пирамиды за последние финансовый год Microsoft (он завершился 30 июня 2009-го) в России несколько уменьшился — c 7239 до 7070 компаний. По мнению директора по развитию в сегменте малого и среднего бизнеса московского офиса корпорации Марии Гавриловой, это отражает ситуацию на ИТ-рынке в целом, характеризующуюся снижением общего числа его участников. Но тем не менее, по оценкам менеджеров Microsoft, рынок не понес сколь-нибудь заметных “кадровых” потерь: сокращение числа ИТ-компаний шло в основном за счет тех, кто работал с одним клиентом, или тех, кто “ввязался” в продажи лицензий на волне легализации ПО последних двух лет.

При этом кризис положительно отразился на качественном составе партнерской сети, изменилась структура пирамиды за счет увеличения ее верхнего слоя: число сертифицированных компаний (включая и категорию Gold) выросло с 670 до 866. Комментируя этот факт, менеджер по партнерской программе Анна Альбова отметила, что на кризис партнеры очень оперативно откликнулись активизацией поиска новых возможностей для своего бизнеса, в том числе в сотрудничестве с Microsoft. Это было видно, в частности, по заметному увеличению числа посетителей партнерских Web-семинаров и обращений с их стороны к вендору.

Мария Гаврилова сообщила, что по количеству реселлеров канал продаж Microsoft в России сравним с такими развитыми ИТ-странами, как Германия или Англия. Но он уступает Европе по объемам предоставляемых услуг. В России доля партнеров, занимающихся продажами и получивших соответствующие компетенции (Licensing и OEM), в общем составе сертифицированных партнеров выше, чем в европейских государствах. (За последний год число OEM-партнеров в нашей стране выросло — маятник пользовательского спроса, как это обычно бывает в трудные времена, качнулся в сторону малых сборщиков.)

При этом Россия пока заметно отстает от Европы в сфере поставки инфраструктурных решений — разрыв уменьшается, но он все еще достаточно велик. А вот по новым компетенциям, связанным с решениями для коллективной работы и анализом данных, отставание российских компаний, как считают представители московского отделения корпорации, не столь велико и к тому же оно продолжает сокращаться.

Центральным событием прошедшего форума было обнародование новой партнерской программы Microsoft Partner Network, основные контуры которой были обозначены еще летом, во время проведения глобальной партнерской конференции корпорации в США. Постепенный переход на эту программу будет осуществляться до октября 2010-го, но выполнить требования для сертификации нужно до мая следующего года. Одно из основных новшеств программы — появление еще одного, высшего статуса сертифицированного партнера с компетенцией Advanced. Его будет сложнее получить, но он будет отражать уровень действительно высокой квалификации в конкретном направлении. Будет изменена также система компетенций и специализацией партнеров (их общее число увеличится); с точки зрения качества компетенции будут более четко привязаны к решению Microsoft и типу бизнеса партнера.

Нынешней осенью компания начала использовать для работы с партнерским сообществом в России независимые социальные сети — Twitter и “ВКонтакте”. Анна Альбова сообщила, что уже получен очень позитивный опыт и команда московского представительства компании намерена расширять эту новую форму взаимодействия с экосистемой.

Однако тут можно сказать, что в последние годы Редмонд активно продвигает в партнерское сообщество идеи использования качественно новых деловых моделей, например S+S (микрософтовский вариант SaaS). Казалось, пропаганда подобных схем работы с заказчиками началась и в России еще полтора года назад полтора года назад. Но обсуждение S+S на нынешнем партнерском форуме показало, что эти идеи пока еще не овладели партнерскими массами в России: разговоры на данную тему сейчас, как и раньше, идут в основном лишь на концептуальном уровне.