Сегодня ИКТ стремительно проникают во все сферы жизни, принося разительные, а порой и неожиданные изменения. В результате сложность проблем, с которыми сталкиваются бизнес, государство и граждане, возрастает многократно. До сих пор нет уверенного понимания, на какие информационные технологии делать ставку в ближайшее пять лет, как строить бизнес-стратегию в новых конкурентных условиях, как сохранить цифровой суверенитет государства и отвести угрозу массовой безработицы.
Сегодня как никогда востребованы усилия коллективного разума людей, широкое общественно-экспертное обсуждение проблем цифровой трансформации, совместное осмысление происходящего представителями ИТ-индустрии, государственных служб и экспертных сообществ. Одно из главных препятствий к продуктивности таких обсуждений — отсутствие системы общепринятых терминов и понятий. При том, что слова произносятся одни и те же, многие из них понимаются разными специалистами по-разному, и в общении царит скрытое вавилонское многоязычие. Это порождает взаимонепонимание, заметно снижает результативность дискуссий и усилий коллективной мысли, направленных на проблематику цифровой трансформации.
Если провести контент-анализ статей в ИТ-журналах государственных программ в области ИТ, содержания докладов на тематических конференциях, то можно обнаружить: одно из наиболее часто используемых словосочетаний — «цифровая платформа». Однако, содержание этого термина — одно из наиболее размытых и многозначных во всем так и не устоявшемся ИТ-глоссарии.
И вот теоретики и практики цифровой трансформации могут отпраздновать маленькую победу: не так давно страничка о цифровых платформах появилась в Википедии, одном из наиболее признанных читающей публикой источников наведения порядка в терминах. Страничка еще находится на раннем этапе своей разработки, но нельзя не порадоваться первой попытке привести проблемный термин к общему знаменателю.