НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:
«Нейронные сети и машинное обучение приведут к ускорению развития»: ведущий IT-эксперт Аралтан Горяев оценивает будущее индустрии
Недавно в Дубае на Всемирном правительственном саммите один из крупнейших предпринимателей заявил …
Облака: вчера, сегодня, завтра
GoCloud 2024, конференция крупнейшего российского облачного провайдера Cloud.ru, привлекла внимание многих участников …
Почему разработчики выбирают Flutter: опыт Кирилла Адещенко
Руководитель мобильной разработки крупного банка о своих методиках на основе популярного кроссплатформенного …
Алексей Чураков: «Мы можем соответствовать любым требованиям дата-центров»
В сегменте оборудования для дата-центров на российском рынке появился крупный и мощный игрок — EKF …
Екатерина Мелентьева: «Дефицит человеческих ресурсов будет фундаментальной проблемой в ближайшие 10-15 лет»
Российская ИТ-отрасль продолжает оставаться одной из самых быстрорастущих в стране, чем обусловлена высокая …
 

Сервисный подход ускорит импортозамещение ИТ-инфраструктуры

30.11.2022
Увеличить

Игорь Абрамов, технический директор компании “Тринити”

Увеличить

Андрей Кельманзон, управляющий партнер направления “Аутсорсинг и сервисы” компании IBS

Увеличить

Александр Макаревич, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании “Сервионика”

В 2022 г. импортозамещение ИТ-инфраструктуры предприятий и организаций стало императивом, однако его реализация ускоренными темпами сопряжена с рядом трудностей.

Заказчикам приходится опробовать, закупать и развертывать новые для них отечественные продукты, навыки работы с которыми еще только предстоит приобрести, в условиях непривычной, зачастую менее качественной вендорской поддержки, одновременно продолжая эксплуатацию своих бизнес-систем и поддерживая существующую ИТ-инфраструктуру.

Очевидно, справиться своими силами с этими двумя параллельными задачами крайне сложно. Понимая сложившуюся ситуацию, отечественные интеграторы, сервисные подразделения дистрибьюторов и другие поставщики услуг ищут пути, как помочь заказчикам. И в качестве одного из наиболее эффективных способов решения данной задачи предлагают сервисный подход. Достаточно широко опробованный ранее на крупных аутсорсинговых проектах построения и поддержки ИТ-инфраструктуры он становится палочкой-выручалочкой для отечественных предприятий. Воспользовавшись управляемыми услугами, они могут избавить себя от задач проектирования импортонезависимого решения, конфигурирования, подбора и закупки аппаратных и программных компонентов, запуска в эксплуатацию и операционной поддержки.

Убедившись в достаточной производительности и надежности развернутого партнером решения, заказчики могут отказаться от старой импортной системы и мигрировать на новую отечественную, в перспективе приняв решение оставить ее поддержку и развитие на аутсорсинге у сервис-провайдера или поручить собственному ИТ-отделу.

Стремясь разобраться в этой актуальной теме, мы обратились к ряду отраслевых экспертов с предложением поделиться своими оценками ситуации в области замещения импортного инфраструктурного «железа» и ПО и сервисной поддержки и дать рекомендации отечественным предприятиям и организациям относительно применения сервисного подхода в нынешнее переходное время.

С чем столкнулись

«После ухода из России большинства иностранных вендоров аппаратных и программных решений мы наблюдаем лавинообразный рост запросов на импортозамещающие решения и постепенное осознание того, что обеспечить вендорские сервисы в формате „как было раньше“ на данном этапе затруднительно, — рассказал Александр Макаревич, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании „Сервионика“ (входит в Группу Т1). — Бизнес оказался на развилке. С одной стороны, в среднесрочной перспективе нужно обеспечить работоспособность существующей ИТ-инфраструктуры — в отсутствие привычной вендорской поддержки, стабильных каналов поставки ЗИП и дефицита квалифицированных кадров, но без потери надежности и доступности. С другой — в долгосрочной перспективе потребуется модернизация и развитие ИТ-инфраструктуры, в том числе и за счет перехода на отечественные аналоги аппаратных и программных решений».

По мнению технического директора компании «Тринити» Игоря Абрамова, если рассматривать физическую ИТ-инфраструктуру, то на сегодняшний день говорить о полноценном импортозамещении аппаратных средств явно рано. «По итогам 2021 г. лидерами российского рынка по поставкам ИТ-оборудования были Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, Yadro, Lenovo, Huawei. Структура рынка предложений аппаратных ИТ-решений в соотношении отечественного и зарубежного оборудования составляет примерно 20/80 в процентном соотношении», — пояснил он.

В то же время, по словам Игоря Абрамова, значительно выросла доля российских решений на базе зарубежных компонентов, при этом у многих компаний образовался настоящий зоопарк оборудования различного производства. Также остро встал вопрос поддержки западного оборудования, так как глобальные вендоры ушли с российского рынка и приостановили оказание сервиса на свое оборудование, закрыв склады с необходимыми комплектующими.

Мультивендорный сервис от «Тринити»

Технологическая поддержка оборудования корпоративной ИТ-инфраструктуры

«Тринити» — системный интегратор полного цикла и российский производитель оборудования для ИТ-инфраструктуры. 29 лет оказывает гарантийный сервис на собственную продукцию и сервисное обслуживание оборудования ведущих глобальных производителей.

Специалисты «Тринити» бесплатно проанализируют вашу ИТ-инфраструктуру, выявят вероятные риски простоя сервисов и неработоспособности оборудования, проверят их соответствие ожиданиям бизнеса, сформулируют SLA (соглашение об уровне сервиса), разработают для вас гибкий тариф с понятными затратами и результатом.

Мультивендорный сервис от «Тринити» — это:

  • Сервис-деск: сервисный портал для заказчиков с информацией о заявках, с доступом к документации по продуктам и рабочим инструкциям.
  • Собственная лаборатория и демо-стенд: запуск тестовых стендов для отработки процедур и формирования оптимальных решений.
  • Три линии технической поддержки: прием и распределение заявок, решение типовых заявок, решение сложных заявок специалистами экспертного уровня.
  • Склад и логистика: наличие собственных складских запасов и оперативная доставка для сокращения времени восстановления оборудования.
  • Поддержка заказчиков: техническая поддержка на русском языке 24×7, обучения для специалистов заказчика.

Типы поддерживаемого оборудования:

  • Серверы (архитектуры х86, RISC).
  • Системы хранения данных.
  • Ленточные библиотеки.
  • Программно-аппаратные комплексы.
  • Сетевое оборудование.

Поддерживаемые производители оборудования:

  • Зарубежные производители: Lenovo, Fujitsu, Dell EMC, Cisco, IBM, Intel, NetApp, HPE, Huawei.
  • Отечественные производители: «Тринити», «Рикор» и другие архитектуры х86 отечественного производства.

Наши клиенты:

  • ЕВРАЗ: диагностика и ремонт серверов критичной инфраструктуры систем SAP.
  • ПНППК: поддержка критичной инфраструктуры систем SAP.
  • «Уралэлектромедь»: техническое сопровождение инфраструктуры на протяжении 10 лет.
  • Технический университет УГМК: техническое сопровождение инфраструктуры и ЦОД.
  • МРСК Урала: техническое сопровождение ИТ-инфраструктуры на трех площадках.
  • «Монетка»: комплексное техническое обслуживание инженерных систем ЦОД.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Ситуацию в области ПО прояснил Андрей Кельманзон, управляющий партнер направления «Аутсорсинг и сервисы» компании IBS: «Компании столкнулись с такой ситуацией, когда с одной стороны — если брать open source-решения — варианты для замещения есть, с другой стороны — нужно уметь в этом разбираться и иметь соответствующие компетенции, чтобы развернуть, проверить, разобраться с ошибками, выявить и учесть все аспекты с точки зрения безопасности и функциональности. Это сложный технологический процесс».

По его словам, рынок был в большинстве своем вендорский — западные решения покупались, внедрялись, партнеры их поддерживали и было понятно, куда эскалировать проблемы (вендору). «Сейчас, когда мы говорим об импортозамещении, рынок должен полностью поменяться. Задача непростая, но решаемая и в большей степени за счет open source и платформ, построенных на базе open source-решений», — отметил Андрей Кельманзон.

Что есть в наличии, что предстоит делать и кто может помочь

«В последние месяцы на рынке появилось внушительное количество отечественных разработок программного и аппаратного обеспечения, позиционируемых в качестве полнофункциональных аналогов привычных иностранных решений. Однако для тестирования возможностей их интеграции в инфраструктуру необходимо обладать концентрированной мультивендорной технической экспертизой, релевантным опытом внедрения, миграции и адаптации информационных систем, методологией тестирования и возможностями организации пилотных стендов. Без нужных компетенций и технологической базы даже крупным игрокам рынка невыгодно делать это собственными силами», — считает Александр Макаревич.

По его словам, усложнившиеся задачи требуют дополнительных управленческих, кадровых и финансовых ресурсов, но бизнес диктует свои правила. «Помощниками в поддержке и развитии ИТ-инфраструктуры готовы стать сервисные провайдеры», — отметил эксперт.

Стремительно меняется ситуация и в области поддержки инфраструктурного оборудования. «По нашим наблюдениям, количество запросов на сервисное обслуживание в этом году выросло в разы, причем это уже не разовые аудиты с точечным ремонтом, а именно комплексные проекты по мультивендорному сервису на весь парк ИТ-оборудования с поддержкой на один-три года», — рассказал Игорь Абрамов.

По словам Андрея Кельманзона, чтобы заниматься вопросом импортозамещения ПО с помощью open source и довести наработки до финальных коммерческих решений, нужно иметь большой опыт, обладать компетенциями и крепкими партнерскими связями. «Потребуются финансовые, человеческие, в том числе управленческие ресурсы. Нужны будут специалисты, которые смогут во всем разобраться. Они на рынке есть, но, к сожалению, не в таких масштабах, как необходимо, людей нужно учить и вкладываться в их развитие», — отметил он, подчеркнув, что все это недешево, к тому же этот путь на рынке в таком масштабе еще никто не проходил. «Да, есть open source-решения и очень неплохие: Postgres PRO, „Мой офис“, „Планета“ и др. Но пока это не совсем те объемы», — считает эксперт.

Как полагает Андрей Кельманзон, чтобы серьезно говорить об использовании open source-решений, надо обладать всеми необходимыми (как вендору) компетенциями: отвечать за то, как это работает, устанавливается, поддерживается, как решаются инциденты. «Как правило заказчик хочет от этого дистанцироваться и иметь надежного партнера, которому можно доверить эти процессы, который сможет гарантировать, что то, что он получил — будет работать как ожидается. Без структурированного профессионального подхода к использованию продуктов не обойтись. Должны быть компетенции по вопросам развития, оптимизации, работы с пользователями и пр. У системных интеграторов есть многолетний опыт и соответствующие компетенции», — отметил он.

Практические советы и предложения

По словам Александра Макаревича, компания, работающая по сервисной модели, может оказать содействие по нескольким направлениям, самое очевидное из которых — вендорозамещение. «Обладая накопленной экспертизой, такая организация выступает в роли центра компетенций по технической поддержке решений ключевых вендоров, обеспечивая триаду любого сервиса: мозги — руки — комплектующие», — пояснил он, добавив, что в «Сервионике» решили пойти дальше и выделили апробацию новых решений в отдельное направление.

«Налажено постоянное взаимодействие с отечественными производителями ПО и оборудования, развернуты стенды и лаборатория, где мы тестируем решения как по отдельности, так и в связке с уже существующей инфраструктурой на зарубежных решениях. Это позволяет оценить возможные точки отказа и обезопасить заказчика от рисков в будущем, — рассказал Александр Макаревич. — Мы поставили на поток анализ функционала и ремонтопригодности наиболее популярных на рынке решений, и теперь можем оперативно давать рекомендации нашим клиентам по выбору той или иной платформы, избавляя их от необходимости вкладывать средства в аренду или приобретение продуктов, применимость которых может оказаться спорной».

«Мы в „Сервионике“ решили пойти дальше и выделили в отдельное направление апробацию новых решений. Налажено постоянное взаимодействие с отечественными производителями ПО и оборудования, развернуты стенды и лаборатория, где мы тестируем решения как по отдельности, так и в связке с уже существующей инфраструктурой на зарубежных решениях. Это позволяет оценить возможные точки отказа и обезопасить заказчика от рисков в будущем».

По его словам, линейка исследуемых решений включает в себя серверное оборудование и СХД, операционные системы и офисные пакеты, программы визуализации и распознавания текста, сетевое оборудование, копировально-множительную технику, оборудование для ритейла. В рамках сервисной модели компания готова предоставлять заказчикам не только отдельные компоненты ИТ-инфраструктуры, но и полнофункциональные программно-аппаратные комплексы, кастомизированные под решение конкретных бизнес-задач.

«Сложности пока есть, прежде всего связанные с подбором, адаптацией и обеспечением работоспособности „тяжёлых“ решений, специализированного отраслевого ПО, hi-end оборудования. Но со временем и эти задачи будут решены», — уверен Александр Макаревич.

Если раньше была гарантийная поддержка от вендора на часть оборудования, и компании предпочитали пользоваться именно ею, то сейчас наиболее оптимально делать общий сервисный пакет с поддержкой всего оборудования, считает Игорь Абрамов. По его словам, у этого подхода есть целый ряд преимуществ:

  • в первую очередь это оптимизация расходов на сервис — значительная экономия средств достигается за счет формирования единого сервисного пакета на весь парк ИТ-оборудования;
  • упрощается процесс управления сервисными контрактами и их продлениями;
  • гибкие условия предоставления сервиса под индивидуальные требования каждой отдельной компании с различными SLA в зависимости от критичности инфраструктуры;
  • и, конечно, снижение санкционных рисков.

При выборе поставщика таких услуг Игорь Абрамов рекомендует в первую очередь рассмотреть следующие факторы:

  • наличие в своем штате сертифицированных инженеров по ключевым западным производителям оборудования, включая тех, чье оборудование использует компания;
  • наличие у поставщика собственного склада с комплектующими и расходными материалами;
  • налаженные цепочки поставок с альтернативными рынками и возможность работы по схеме параллельного импорта.

«Если же говорить именно про российское ИТ-оборудование, которое появилось на рынке относительно недавно и за последний год ускоренно эволюционирует за счет политики импортонезависимости, то тут чаще всего возникают вопросы к качеству продукции — сборки, встроенного ПО, упаковки, — сообщил Игорь Абрамов. — Здесь мы рекомендуем тщательно выбирать производителя оборудования и брать расширенную гарантию».

По его словам, критерии выбора производителя могут быть, например, следующие:

  • возраст компании — как давно она представлена на рынке, занимается производством и сборкой оборудования;
  • наличие отдела контроля качества производимой продукции;
  • наличие собственных складов с подменными комплектующими и ЗИП-пакетами;
  • собственный отдел сервисной поддержки, либо сеть сервисных партнеров;
  • разнообразие выбора уровней гарантийной поддержки — данный факт говорит о внимании руководства компании к развитию направления сервиса и гарантии, а также о более широких возможностях оказания такой поддержки. Расширенная гарантия позволит обеспечить наличие ЗИП-пакетов для оборудования критически важных систем и сроком восстановления до NBD («на следующий рабочий день»).

Услуги по альтернативной технической поддержке информационных систем SAP

Компания «Витте Консалтинг» предоставляет российским клиентам услуги по технической и методологической поддержке SAP-систем в связи с уходом с российского рынка компании SAP SE.

Услуги оказываются по трем направлениям:

  • техническая поддержка текущей конфигурации системы;
  • методологическая и техническая поддержка системы в части реализации изменений российского законодательства;
  • консультационная поддержка по сложным вопросам эксплуатации.

В «Витте Консалтинг» создан Центр альтернативной поддержки информационных систем SAP, эксперты которого осуществляют работы по поддержке системы в актуальном и работоспособном состоянии, анализируют систему для выявления причин возникновения ошибок, проводят работы по их устранению и исключению повторного появления. Персональный менеджер поддержки ведет координацию работы экспертов в рамках каждого проекта.

Услуги позволят бизнесу:

  • обеспечить стабильную работу имеющихся систем SAP в ситуации отсутствия официальной поддержки вендора;
  • актуализировать настройки системы в связи с изменениями российского законодательства;
  • сохранить инвестиции, вложенные в автоматизацию процессов, в создание ИТ-инфраструктуры на основе SAP-систем.

Поддержка осуществляется по всем системам и модулям SAP: от SAP ERP и SAP HCM до внедрения и сопровождения решений SAP S/4HANA в облачных сервисах Microsoft.

Компания «Витте Консалтинг» более 18 лет на рынке, специализируется на разработке и внедрении технологий для решения задач по автоматизации бизнеса в сфере управления информационными активами, производством и управления персоналом. Реализует системы управления предприятием и организационными изменениями. Оказывает услуги в области внедрения, разработки, поддержки и развития систем автоматизации бизнеса. Имеет собственный центр разработки. В настоящее время в «Витте Консалтинг» работает более 200 экспертов с многолетним опытом проектной деятельности, а в портфеле компании — более 40 проектов внедрения и сопровождения систем SAP. Входит в группу компаний «Айтеко».

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Что касается импортозамещения ПО, то Андрей Кельманзон советует относиться к этому процессу взвешенно: «Одновременно решить все задачи невозможно. К тому же дорого».

По его словам, в первую очередь необходимо провести аудит и приоритизировать ИТ-ландшафт. Это даст понимание жизненного цикла систем, поможет разобраться, какие системы зависят от геополитики, а какие — нет. И построить корректную управляемую программу преобразований для обеспечения работоспособности предприятия.

Далее стоит рассмотреть решения, которые находятся на территории РФ. Важно понять, что надо сделать, чтобы продлить их жизненный цикл и с чем можно столкнуться при их эксплуатации без поддержки вендора. «Эти задачи сейчас успешно решают системные интеграторы в рамках услуги альтернативной вендорской поддержки. Но еще раз подчеркну — сначала необходимо выделить процессы и решения, с которыми нужно срочно разобраться, и отделить их от тех, которые могут подождать», — отметил Андрей Кельманзон.

Он считает, что важно:

  • четко понимать текущую функциональность решений;
  • выделить приоритетную для бизнеса функциональность;
  • понять, как может быть реализована приоритетная функциональность;
  • определить, в каких системах она реализована;
  • определить, какие системы находятся в зоне риска с точки зрения текущей геополитической ситуации;
  • выстроить тактический и стратегический план замены своего ИТ-ландшафта на импортонезависимые решения.

К чему придем

Очевидно, пока оценивать общий уровень импортозамещения ИТ-инфраструктуры сложно. По словам Андрея Кельманзона, говорить о импортонезависимых технологических безопасных решениях можно будет, когда мы откажемся от зарубежных вендоров и продуктов, и перейдем на решения, созданные на территории РФ, обеспечив их поддержку и функциональное развитие.

«Сейчас многое делает Минцифры — объединяя отраслевые компетенции стратегических предприятий и цифровые компетенции системных интеграторов для создания технологически безопасных отраслевых решений. Это фокусирует усилия и позволяет сделать процесс управляемым и прогнозируемым», — отметил эксперт.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Какая сетевая поддержка нужна для искусственного интеллекта
Готова ли ваша сеть к рабочим нагрузкам и данным искусственного интеллекта? Мэри Шеклет, президент …
Что такое архитектурный технический долг и как его исправить
Новый отчет vFunction «Microservices, Monoliths, and the Battle Against $1.52 Trillion in Technical Debt» …
Decision Intelligence: интеллектуальное принятие решений в сфере корпоративных ИТ
Каждый день сотрудники и руководители корпоративных ИТ-организаций принимают множество решений, которые влияют …
Шесть советов, как удержать ценного сотрудника в команде
Уход ценного сотрудника — болезненный процесс для любой компании. Особенно, если увольняется опытный специалист …
Слияние наблюдаемости и ITSM выведет ITOps на новый уровень
Наблюдаемость (observability) и управление ИТ-услугами (ITSM) приближаются к конвергенции, устраняя разброс …