Компании, основанные на искусственном интеллекте («AI-native»), не просто автоматизируют бизнес — они его перестраивают. Для достижения успеха необходимо внедрить ИИ в стратегию, процесс принятия решений и эволюцию персонала, пишет на портале InformationWeek Брайан Солис, руководитель отдела глобальных инноваций ServiceNow.
По мере того как ИИ продолжает развиваться, встает вопрос о том, смогут ли компании трансформировать свой бизнес и одновременно адаптировать свои кадровые стратегии в том же темпе. Чтобы не только переосмыслить бизнес, но и подготовить работников к выполнению функций, которых еще не существует, необходимо изменить мышление руководителей. По данным нового отчета Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Future of Jobs Report 2025», к 2030 г. ИИ изменит структуру 86% предприятий. В этом же отчете прогнозируется, что ИИ и автоматизация создадут 170 млн. рабочих мест и заместят 92 млн., поскольку компании будут адаптироваться к технологическим изменениям; в период
Трансформация бизнеса, а не цифровая трансформация — вот путь вперед
В настоящее время компании сталкиваются с новой главой в развитии цифровой трансформации, которая ставит перед ними задачу выйти за рамки цифровизации унаследованных рабочих процессов, которые они ставили во главу угла в течение последнего десятилетия. В действительности, согласно исследованию BCG, 70% цифровых преобразований все еще не достигают своих целей.
До появления ChatGPT можно было утверждать, что большинство усилий в области цифровой трансформации были направлены на цифровизацию и оптимизацию унаследованных процессов. Стремление к эффективности, масштабированию и сокращению затрат ограничивало или ослабляло перспективу достижения каких-либо значимых результатов преобразования бизнеса. То же самое, возможно, уже происходит в эпоху ИИ. Компании уделяют первостепенное внимание автоматизации процессов и рабочих процессов, цифровизированных за последнее десятилетие, что очень важно, но без изучения потенциала новых возможностей в эпоху ИИ автоматизации может оказаться недостаточно для развития.
Если цифровая трансформация была определяющей стратегией в
В отличие от цифровой трансформации, ИИ предоставляет возможность для трансформации бизнеса. Это точка перелома, позволяющая переосмыслить организацию и работу в мире, где ИИ становится неотъемлемой частью почти каждой технологии, действия и результата.
Следующая глава бизнеса, основанного на ИИ
Но что значит быть предприятием, основанным на ИИ («AI-native»)?
Это значит пойти дальше, чем ориентация на ИИ («AI-first»), и перейти в категорию «AI-native», когда ИИ является основой самого бизнеса, стратегии, операций, культуры и создания ценности.
Это также больше, чем просто внедрение инструментов ИИ на предприятии. Речь идет о переосмыслении ролей, работы и операций, стимулировании инноваций и создании культуры, которая принимает изменения. Предприятие, основанное на ИИ, характеризуется стратегической интеграцией ИИ в основу своей деятельности и принятия решений.
ИИ-нативный подход кардинально меняет методы работы, инноваций и взаимодействия с клиентами, сотрудниками и экосистемой. ИИ становится не просто инструментом, а главной движущей силой принятия решений, операционной эффективности и взаимодействия с клиентами.
Станьте лидером в ИИ-революции или останетесь позади
AI-native — это не просто использование ИИ, а внедрение ИИ в бизнес-архитектуру на фундаментальном уровне.
- Сделайте ИИ основой принятия решений. ИИ — это не просто инструмент для повышения эффективности; он играет центральную роль в принятии стратегических решений, прогнозировании и автономном исполнении.
- Используйте ИИ для развития экспоненциального мышления, а не для постепенной оптимизации. Вместо того чтобы улучшать традиционные бизнес-процессы, компании, основанные на ИИ, переопределяют рабочие процессы, цепочки создания ценности и клиентский опыт.
- Автоматизируйте адаптивность. Компании, основанные на ИИ, создают системы, которые могут распознавать, анализировать и действовать автономно в режиме реального времени во всех цепочках поставок, операциях и взаимодействиях с клиентами.
- Интегрируйте ИИ для стимулирования сетевых эффектов и самообучающихся моделей. Постоянно совершенствуйтесь с помощью контуров обратной связи, отлаживайте модели ИИ и используйте коллективный разум, а не полагайтесь исключительно на человеческий вклад.
- Сделайте данные и вычисления основным активом. В отличие от традиционных компаний, которые отдают предпочтение физическим активам или человеческому капиталу, организации, ориентированные на ИИ, рассматривают данные, вычислительные мощности и алгоритмические возможности как свое главное конкурентное преимущество.
- Преобразуйте рабочие процессы с помощью агентов ИИ. ИИ-агенты — это следующий этап развития бизнеса, основанного на ИИ. Они не просто улучшают рабочие процессы — они автономно выполняют задачи, принимают решения и оптимизируют операции в масштабах и со скоростью, невозможными для организаций, управляемых человеком. Вам необходимо убедиться, что вы разрабатываете и совершенствуете рабочие процессы будущего, а не прошлого. Почему? Предприятия, основанные на ИИ, будут полагаться на агентные системы для управления основными функциями, повышения эффективности и создания новых конкурентных преимуществ.
- Переосмыслите лидерство для ИИ-нативной эпохи. Руководители высшего звена не должны остаться в стороне. Обучите руководителей и менеджеров стратегически мыслить в отношении внедрения ИИ, направляя их команды на принятие решений с ориентацией на ИИ и преобразование рабочих процессов.
- Инвестируйте в программы переквалификации для новых ролей. По мере того как ИИ будет автоматизировать повторяющиеся задачи, будут появляться новые роли, требующие от человека творческого подхода, решения проблем и контроля. Компании должны заблаговременно изучать и определять будущие потребности в специалистах, а также предоставлять сотрудникам возможности для перехода на высокооплачиваемые должности. Это включает в себя подготовку к агентному предприятию и не только.
Переход от цифровой трансформации к трансформации бизнеса на основе ИИ — это не просто эволюция, это фундаментальное переосмысление того, как организации работают, конкурируют и создают ценности. ИИ-нативные предприятия строят свой бизнес на основе ИИ, делая ИИ основой стратегии, принятия решений и исполнения. Речь идет о создании бизнеса, в котором ИИ, постоянно обучаясь, адаптируясь и стимулируя инновации, является неотъемлемой частью каждой функции. Руководители, ориентированные на ИИ, также готовятся к эволюции персонала для агентного предприятия, осмысливая новые роли, повышая квалификацию и переквалифицируясь.
Агенты ИИ будут становиться все более дееспособными, и компании должны готовиться к неизбежному формированию агентского предприятия. Предприятия, стремящиеся к продвижению в области ИИ, должны подготовить свою архитектуру к внедрению агентов ИИ в рабочие процессы по всему предприятию, чтобы повысить эффективность принятия решений, операций и взаимодействия с клиентами.
Будущее не будет благоприятствовать компаниям, просто использующим ИИ; оно вознаградит тех, кто разрабатывает архитектуру для него и его эволюции.