Хайп продолжается расходиться с реальностью. Новое исследование Atlassian «The AI Collaboration Index: How leading companies unlock AI ROI» проясняет, что может изменить ситуацию для компаний, испытывающих трудности с рентабельностью инвестиций в искусственный интеллект, сообщает портал ZDNet.

ИИ стал неотъемлемой частью повседневной жизни многих сотрудников. Но, несмотря на столь широкое распространение, очень немногие компании заявляют, что эта технология приносит существенные преимущества для всей организации.

Согласно новому опросу компании-разработчика ПО Atlassian, ежедневное использование ИИ отдельными сотрудниками за последний год удвоилось, а число людей, считающих эту технологию «бесполезной», сократилось на 78%. Учитывая эти цифры, можно предположить, что компании в целом получают огромную выгоду. Если большинство сотрудников хвалят ИИ и его влияние на их личную производительность, то это, несомненно, должно быть большой победой для всего коллектива, верно? Как ни парадоксально, исследование показало обратное: несмотря на стремительный рост использования ИИ отдельными сотрудниками, 96% компаний «не увидели кардинального улучшения организационной эффективности, инноваций или качества работы», говорится в отчете.

Только «навороты»

Лишь 3% опрошенных руководителей заявили, что ИИ привнес «трансформационные изменения» в эффективность организации, и еще меньше (2%) заявили, что заметили кардинальное улучшение качества работы своих команд.

Источник: отчет Atlassian «The AI Collaboration Index: How leading companies unlock AI ROI»

«Я не вижу никаких серьезных трансформационных изменений в работе команд, — заявил один из респондентов-руководителей. — По сути, они работают по-старому, только с некоторыми дополнительными функциями».

В то же время ИИ создает новые проблемы в области цифровой безопасности. Например, опубликованное в прошлом месяце международное исследование NCA «Oh Behave! The Annual Cybersecurity Attitudes and Behaviors Report 2025-2026» показало, что почти половина (43%) опрошенных предоставляли конфиденциальные организационные данные инструментам ИИ.

Хайп сталкивается с реальностью

Исследование Atlassian, основанное на опросе 12 тыс. работников умственного труда из шести стран и 180 руководителей компаний из списка Fortune 1000, вышло в то время, когда щедрые обещания в отношении ИИ начинают расходиться с гораздо более отрезвляющей реальностью.

Годами разработчики технологий рекламировали ИИ как быстрый и надежный катализатор повышения индивидуальной и организационной эффективности. Такие компании, как OpenAI, Microsoft и Google, продвигали ИИ-агентов и другие корпоративные инструменты как часть смены технологической парадигмы, которая откроет новые уровни производительности для сотрудников, одновременно освобождая их от рутинной работы и позволяя им сосредоточиться на более важной и значимой работе.

В короткие сроки эта технология получила широкое распространение в различных компаниях, обычно автоматизируя монотонные фоновые задачи, такие как мелкие логистические задачи, возникающие при слияниях и поглощениях. Однако все больше данных показывает, что широкое внедрение не обязательно приводит к значительной окупаемости инвестиций. Например, исследование Массачусетского технологического института, опубликованное в августе, показало, что 95% внутренних ИИ-инициатив компаний не принесли значимых результатов.

Баланс контроля сверху вниз и снизу вверх

Хотя, тот факт, что подавляющее большинство внутренних инициатив компаний в области ИИ не дали никаких результатов, безусловно, шокирует, гораздо более познавательно изучить причины успеха отдельных компаний. Что новое исследование Atlassian может рассказать нам о крошечном меньшинстве организаций, в которых использование ИИ вышло за рамки просто «дополнительных наворотов»?

Как и следовало ожидать от компании, продающей ПО для совместной работы (ей, в частности, принадлежат Trello и Jira), Atlassian называет одним из ключевых факторов то, что она описывает в своем отчете как «координацию на основе ИИ» — использование технологии в качестве связующего звена между отдельными сотрудниками и командами, что позволяет организациям в целом работать более слаженно. Согласно исследованию, компании, которые получают наибольшую выгоду от использования ИИ, превратили его в «связующее звено в [своей] организации, преодолевая разрозненность, направляя действия в нужном контексте и объединяя всех вокруг общих целей».

В том же ключе авторы отчета связывают успех всей организации с использованием единой централизованной платформы для контроля использования ИИ и корпоративной культурой, которая позволяет отдельным сотрудникам экспериментировать с технологией, пока не найдут оптимальное решение для ее внедрения в существующие рабочие процессы.

Другими словами, исследование Atlassian предполагает, что при внедрении ИИ компаниям следует стремиться к сочетанию подходов «сверху вниз» и «снизу вверх». Это означает использование технологии для улучшения взаимодействия между командами и, в идеале, управление всем процессом через централизованную платформу, одновременно позволяя отдельным сотрудникам определять, как технология лучше всего подходит и служит им в их уникальных ролях. Кстати, августовское исследование МТИ показало, что чрезмерный акцент на внедрении ИИ сверху вниз стал ключевым фактором, препятствующим компаниям достигать значимой окупаемости инвестиций за счет использования ими этой технологии.