Объем российского рынка бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) в денежном выражении составляет порядка 8-9 млрд. руб., рассказал на прошедшей в Москве конференции ViRush-2024 Иван Вахмянин, управляющий партнер Visiology. Сегмент демонстрирует положительную динамику, увеличиваясь примерно на 9% в год, но более существенные изменения происходят в распределении этого рынка между игроками.

Глобальные игроки с локального российского рынка ушли, хотя продажи их продуктов все еще продолжаются. Рынок в основном поделен между российскими вендорами, китайскими решениями и Open Source-инструментами. Доля российских решений при этом неуклонно растет, чему есть объективные причины. Российские вендоры совершенствуют продукты на основе пожеланий локальных заказчиков, обеспечивают поддержку, а также активно развивают партнерскую сеть.

Тем не менее доля глобальных систем в инсталлированной на российском рынке базе по прежнему велика. «Наш основной конкурент — все еще Power BI», — сказал Иван Вахмянин, отметив, что доля инсталляций ушедшего вендора за прошлый год даже несколько подросла. Однако он считает, что приобретать «окольными путями» бизнес-значимые решения, к которым относятся BI-платформы, сталкиваясь с отсутствием технической поддержки, постоянными рисками блокировок и прочими реалиями, корпоративные заказчики достаточно быстро прекратят, продолжив переход на импортонезависимые решения российских производителей.

Visiology: история и планы

Собственную партнерскую сеть Visiology стала создавать практически сразу после своего основания, отметил Иван Вахмянин: компания была зарегистрирована в 2015 г., а работа с партнерами начата уже в 2018-м. Во многом именно наличие партнёрской сети позволяет успешно работать в условиях взрывного роста, который происходит в последнее время, считают в компании.

В 2022 г. была выпущена платформа Visiology 3, которая на данный момент является флагманским продуктом компании.

Детальные планы компании, о которых было рассказано на конференции, простираются на горизонты одного, трех и пяти лет. Основа: работа над совершенствованием имеющихся продуктов и развитие партнерской сети. Предусмотрено расширение списка продуктов и услуг, в том числе интеграции со смежными продуктами. Например, уже сейчас вендором активно развивается тема высокоуровневого управленческого консалтинга. Раньше этим занимался «условный McKinsey», отметил Иван Вахмянин, но сейчас данная ниша не закрыта. Развитие этого направления, как считают в Visiology, не приведет к конкуренции с интеграторами, так как внедрением платформы «по месту» продолжат заниматься партнеры, равно как и сопровождением/развитием решений у заказчиков.

Для реализации масштабных проектов развития Visiology рассматривает варианты использования механизмов публичного финансирования. Российский рынок изменился, условия обновлены и сейчас публичное финансирование компании стало возможным без обязательной большой капитализации, как было раньше.

На горизонте пяти лет компания видит своей целью выход на международный рынок.

Функциональность: рост должен продолжаться

Заказчикам нужны новые функции, причем связанные как с базовой функциональностью BI-платформ, так и с техническими инструментами, нужными для решения текущих корпоративных ИТ-задач. В частности, востребованы инструменты для упрощения/ускорения миграции с глобальных решений, например, с упомянутой платформы Power BI.

Развитие базовых возможностей BI-инструментов остро стоит на повестке дня. Сложность задач, стоящих перед корпоративными заказчиками из разных вертикальных рынков, требует широкого спектра BI-инструментов. В настоящее время многие заказчики уже не могут закрыть свои потребности возможностями крупных глобальных платформам, что приводит к необходимости создавать кастомные наборы из инструментов от разных производителей. Такой подход, конечно, рабочий, но существенно удорожает создание BI-решения на производствах, а также дальнейшее обслуживание полученных систем и их развитие. Чтобы избежать этого, Visiology вкладывает ресурсы в разработку новых функций, приоритизируя соответствующие процессы с учетом потребностей российских заказчиков.

ИИ: не замена сотрудников, а помощь для аналитиков

Одним из наиболее активно развиваемых направлений в плане исследований Иван Вахмянин назвал анализ возможных применений для задач BI инструментов, использующих возможности искусственного интеллекта.

Возможности внедрения ИИ-инструментов в практики BI пока находятся в стадии становления. Полностью переложить задачи BI на GPT-модели — даже если это предварительно обученный бот ViTalk — невозможно, отметил Максим Губин, руководитель отдела экспертизы и развития компетенций в Visiology. Все попытки полностью автоматизировать BI пока приводят к выдаче или абсурдных, или очевидных результатов, причем бизнес-ценность нулевая и у тех, и у других.

Однако в умелых руках аналитика упомянутый выше предобученный бот ViTalk GPT оказывается эффективен. Этот инструмент, по данным компании, помогает выстраивать запросы и преобразовывать данные, повышая эффективность работы аналитиков на 20 и более процентов, обеспечивая более быстрое получение бизнес-значимых результатов.

От интеллекта искусственного — к естественному

Рассказывая о «ловушках мышления», которые затрудняют внедрение и эффективное использование BI-инструментов, Иван Вахмянин кратко рассмотрел ряд механизмов, наиболее значимых в рамках рассматриваемых задач: «предвзятость подтверждения», «предвзятость бездействия», «предвзятость автоматизации», апофения, «ошибка общего источника» и т. д.

Существование этих механизмов, подчеркнул он, не является результатом злонамеренных действий, а определено особенностями человеческого мышления. Бороться с ними бессмысленно, но их нужно учитывать, а иногда и использовать.

Например, известный «эффект IKEA», который состоит в том, что люди склонны доверять и больше ценить те инструменты, к созданию которых приложили свои руки, следует учитывать на этапе внедрения BI-систем. Если позволить сотрудникам компании-заказчика, как минимум, принять участие в проектировании дашбордов — в плане создания их дизайна или хотя бы выбора вариантов — то это в будущем способно улучшить восприятие этими людьми информации, выдаваемого корпоративной BI-системой. И это только один из примеров, как можно применить «ловушки мышления» на благо, применив знания психологии в сочетании с креативным подходом.

Широкий спектр внедрений

Какую ценность и как приносит BI? Как и всякий бизнес-инструмент, BI должен приносить компании-заказчику очевидную прибыль. Но вот механизмы, обеспечивающие такой результат, с каждым годом становятся все более разнообразными, отметил Иван Вахмянин. Классические варианты — создание «единой точки правды», ускорение доступа к бизнес-значимой информации, ускорение сдачи отчетности и т. д. — оказываются дополнены разными новыми прочтениями, ряд из которых уже реализован на практике.

Сегодня у платформ Visiology, как утверждает вендор, свыше 300 внедрений. Их количество будет расти, уверен Иван Вахмянин, так как российские корпоративные заказчики продолжат миграцию с используемых продуктов глобальных корпораций на импортонезависимые решения.

Для госуправления в Оренбургской области создали систему «Пульс Региона». Основная цель данного решения: позволить высшему руководству области следить за происходящим в регионе, оперативно реагируя на любые изменения ключевых показателей и планируя дальнейшие действия по достижению целей устойчивого развития. Данное решение может быть распространено и на практики других регионов РФ.

Столица и Московская область по традиции демонстрируют высокую степень цифровой зрелости, внедряя решения по работе с данными для разных служб, обеспечивающих повседневное функционирование огромной территории. ГКУ ЦОДД внедрил BI-систему и создал на ней несколько параллельных проектов — как для аналитики, так и для мониторинга оперативных задач — что позволяет улучшить управление и увеличить эффективность продолжаемой автоматизации транспортной инфраструктуры Москвы. Для задач Службы спасения МО создали аналитическую платформу, использующую BI-инструменты, инструменты распознавания речи и другой «хай-тех», которая позволяет автоматизировать обработку экстренных вызовов и оптимизировать использование ресурсов.

Крупные корпоративные заказчики из нефтегазового сектора, энергетики и других ключевых вертикальных рынков зачастую создают — и пересоздают в ходе миграции на импортонезависимые платформы — нишевые решения, закрывающие потребности в отдельных задачах, интересных и показательных в силу масштаба заказчиков. Например, «Газпром ЦПС» решал задачу автоматизации управленческой отчетности, причем в сжатые сроки. Другой пример: миграция «Россети Северо-Запад» с ранее используемой BI-платформы, не являющейся санкционно-устойчивой, на Visiology, что потребовало переноса уже существующих практик.

Были рассмотрены и более узкие примеры, Evermount Capital Group применяет решение, созданное на платформе, для оптимизации управления активами нескольких компаний, сельскохозяйственная компания «Агроном Сад» нашла применение задачам BI, реализовав интеграцию между «1С» и Visiology, «АЛРОСА-ИТ» поделилась пятилетним опытом работы для решения текущих задач и развития системы, затрагивающим как расширение аналитического ландшафта, так оптимизацию системы дашбордов.