Несмотря на приложенные усилия, дашборды (информационные панели) зачастую не используются так, как хотелось бы. Стефани Эвергрин, генеральный директор Evergreen Data, рассказывает на портале InformationWeek о том, почему ваш дашборд не работает и что с этим делать.

Дашборды стоят дорого. Помимо инвестиций в конкретную платформу, компании тратят кучу денег на их создание специалистами. Сотни часов сотрудники тратят на совещания по метрикам. Добавьте к этому альтернативные издержки, связанные с задержкой принятия решений в ожидании создания идеального дашборда.

При всех этих инвестициях вы ожидаете неплохую отдачу. Почему же тогда так много BI-дашбордов оказываются невостребованными?

Вы понимаете, что ваш дашборд работает хорошо, когда видите показатели использования в приемлемых диапазонах и с приемлемой частотой. Он выполняет свою работу, когда вы видите, как лица, принимающие решения, ссылаются на данные дашборда на совещаниях. И вы знаете, что дашборд востребован, когда вы получаете запросы на обновления, корректировки и дополнения.

Однако что вы слышите в большинстве случаев? Тишина!

Я консультировалась с сотнями компаний по вопросам визуализации данных, устранения проблемных точек и внедрения решений, и «неудовлетворенность дашбордом» — одна из самых распространенных проблем, возникающих независимо от отрасли. В этих беседах я наблюдала закономерности, которые предсказывают срок службы дашборда.

Когда пытаешься осчастливить слишком многих людей

Разработчики, которым было поручено создать дашборд, вероятно, консультируются с несколькими отделами и ролями в этих отделах, чтобы получить информацию о том, что должен отображать дашборд. Проблема в том, что разным людям нужна разная информация, чтобы хорошо выполнять свою работу.

Разработчики, которые, естественно, хотят угодить своим руководителям, создают дашборд, в котором они стараются воплотить надежды и мечты каждого. Эти дашборды неизбежно оказываются визуально перегруженными и практически неэффективными, поскольку любому зрителю приходится копаться в нерелевантных визуальных элементах, чтобы добраться до того, что для него важно. Люди будут заниматься этим только до тех пор, пока не сдадутся.

Чтобы сделать правильный дашборд, вам нужно ориентироваться на разные метрики в разных макетах для разных аудиторий. Генеральным директорам, которые хотят увидеть финансовые показатели, не нужны виджеты и раскрывающиеся списки. Им нужна интерпретация ключевых показателей, которые для них наиболее важны.

С другой стороны, менеджерам, скорее всего, понадобятся эти подробные меню, чтобы они могли исследовать проблемы. Дашборд, подходящий для управления, по своей сути будет более сложным.

Когда требуется слишком много инсайдерских знаний

Лучший признак того, что дашборд, скорее всего, скоро умрет, — это набор не связанных между собой цифр, набранных крупным шрифтом вверху. В зависимости от отрасли вы можете называть их ключевыми показателями эффективности (KPI) или числами, предназначенными для привлечения внимания (BAN). Как бы вы их ни называли, они быстро теряют вашу аудиторию.

Приведем пример. Количество активных пользователей в месяц: 4 283 912.

Единственные, кто может разобраться в этой цифре, — это люди, которые настолько близки к данным об активных пользователях за месяц, что могут посмотреть на эти 4 283 912 и сказать вам, хорошо это, плохо или то же, что и вчера. Для интерпретации этого числа требуется много инсайдерских знаний. Это всего лишь полезный способ отчетности только для опытных пользователей.

Всем остальным нужен контекст, чтобы они могли осмыслить это число. Им нужно будет просмотреть историю активных пользователей за месяц, чтобы определить, как оно меняется. Им нужно будет посмотреть, как это число соотносится с годовой целью.

Без этого контекста это число является просто украшением. На него можно смотреть, но не действовать. А когда дашборд не приводит к действию, им перестают пользоваться.

Дашборд — это неподходящий контейнер для данных

Дашборды появились до того, как наша жизнь стала вращаться вокруг экранов. Изначально они предназначались для руководителей высшего звена, которые благодаря дашбордам могли получать представление о своих ключевых показателях эффективности на высоком уровне, переходя с одной встречи на другую.

Мы больше так не работаем, но по-прежнему придерживаемся мнения, что дашборды должны полностью помещаться на одном экране. Этот параметр дизайна приводит к тому, что на дисплее становится тесно, и люди не хотят ими пользоваться.

Но в то же время требование «Нам нужен дашборд!» стало настолько популярным, что мы поручаем разработчикам создавать его, потому что это звучит красиво, даже если на самом деле это неподходящий контейнер для данных.

Возможно, какая-то из ваших аудиторий больше выиграет от статичного одностраничного раздаточного материала с контекстным описанием, чтобы читатель лучше понимал отображаемую информацию. Возможно, правильный контейнер больше похож на веб-сайт, где есть сочетание изображений и пояснений, которые могут дать содержательную интерпретацию данных. В наши дни люди листают страницы. Ничего страшного, если информация выходит за рамки одного скриншота — при условии, что она информативна и полезна.

Дашборды автоматически не улучшают процесс принятия решений только потому, что они выглядят привлекательно или используют новейшую платформу BI. Если они визуально перегружены, слишком универсальны или сложны для интерпретации, их будут игнорировать, независимо от того, сколько они стоят.

Но когда дашборды разработаны продуманно, согласованы с потребностями аудитории и созданы для реального использования, а не для того, чтобы быть модными, они становятся мощным инструментом. Итак, прежде чем запускать очередной проект дашборда, спросите себя: для кого он на самом деле предназначен? Какие решения он будет поддерживать? И вообще, является ли дашборд правильным решением? Ответы на эти вопросы сэкономят вашей организации много времени и денег.