Конференция ViRush 2030, ежегодно проводимая компанией Visiology — основное событие в сфере BI на российском рынке. В этом году ViRush собрал более восьми сотен посетителей, более чем вдвое превысив показатель прошлого сезона. Важность события акцентирует объявляемое подведение итогов отраслевой ViRush Awards, а этом году впервые проводимой совместно с itWeek.
Мероприятие, организованное одной из крупнейших профильных компаний на рынке РФ и технологическим лидером в сегменте, является событием национального масштаба. ViRush привлекает представителей заказчиков, аналитиков и даже конкурентов, которым тоже рады организаторы — места хватит на всех: зрелость заказчиков растет. Спрос на аналитику увеличивается, что ведет к взрывному росту спроса на BI-инструменты.
В этом году выросло как количество участников, так и докладов. Выросло количество публичных кейсов, отметил Иван Вахмянин, управляющий партнер компании Visiology, что позволило качественно изменить обмен российскими практиками в BI. Доклады, представленные после основной части сессии ViRush 2030, были соединены в два потока — в аналитический трек и в бизнес-трек. Доклады аналитического трека и дискуссии вокруг них охватывали стандартизацию визуализации, интеграцию BI с корпоративными системами, проектирование интерфейсов и применение «искусственного интеллекта» в современной аналитике. В рамках бизнес-трека рассматривали экономическую эффективность внедрений и их влияние на организацию активностей корпоративных заказчиков, причем как рыночную, так и внутреннюю.
В течение всего мероприятия работала партнерская зона со стендами компаний-партнеров. На ViRush 2030 развернули ИТ-компании («ПолиАналитика», Arenadata, «Инфосистемы Джет», Axenix, К2Тех, GigaChat B2B, Datareon, Loginom, Sound BI, Denvic и Conteq), а также учебные центры и академические сообщества (РЭУ им. Плеханова и МГТУ им. Баумана). В партнерской зоне обсуждали прикладные задачи, подходы к внедрению аналитики и перспективы развитие экосистемы российского BI.
Спрос на BI-инструменты растет
Устойчивый рост сегмента ВI на российском рынке в течение последних трех лет составлял более 30% год-к-году, отметил Алексей Никитин, генеральный директор Visiology. Это прекрасный показатель даже на фоне быстрорастущего российского ИТ, где за это же время рост для всего тиражного программного обеспечения был 25% год-к-году, а сегмента ИТ-сервисов — 17%.
Такая ситуация оказывает влияние на разные сектора национальной экономики, ускоряя развитие отдельных компаний и целых регионов страны, а также привлекая внимание инвесторов. Напомним, что Visiology стала первой из российских BI-компаний, открытой для внешних инвесторов. Летом Visiology объявила о начале инвестиционного раунда объемом 200 млн руб., предложив инвесторам долю в размере 12,5% при постинвестиционной оценке компании в 1,6 млрд руб. В среднесрочной перспективе — к 2029 году — компания планирует выход на IPO.
Что обуславливает высокий спрос на BI
Причины особого внимания корпоративных заказчиков к BI-инструментам определены особенностями состояния современной экономки — как мировой, так и внутрироссийской, которая обладает своей спецификой. Конкуренция растет во всех сегментах, маржинальность падает, цена своевременно принятого правильного бизнес-решения возрастает, равно как и стоимость для компании ошибочной оценки ситуации или промедления в действиях.
Бизнес и госуправление становятся все более «data-driven» — для принятия корректных решений нужна опора на данные. Экспертность становится слишком дорогой и работает не всегда корректно. Опора на интуицию в условиях имеющейся экономической турбулентности, когда возникают новые ранее неизвестные задачи, становится слишком ненадежным советчиком.
Данные помогают побеждать при игре «в долгую», отметил в своем выступлении Иван Вахмянин. Однако, понятие «в долгую» существенно трансформировано в условиях современной экономической турбулентности. Реальность слишком изменчива, а изменения — нелинейны, говорит Иван Вахмянин, поэтому долгосрочные планы в привычном формате не работают, их нужно с корректировать, проводя анализ ситуации в моменте.
Играя «в долгую», нужно оперативно оценивать текущую ситуацию и — доступные ресурсы, а также тренды и внешние факторы — и на основании анализа соответствующих массивов данных обновлять стратегии и менять управленческие решения. Все это должно происходить быстро, желательно в реальном времени, говорит Иван Вахмянин, а в кризис, когда ситуация меняется быстро, а цена ошибки кратно растет, автоматизация аналитики становится особенно важна.
Ускорение процессов, в том числе, и связанных с принятием решений, отметили и другие выступающие. Важность сокращение цикла «от данных к действию» подчеркнул в своем выступлении Владимир Анисимов, независимый эксперт-практик в области «цифровой трансформации».
Data-driven в современных условиях
Актуальность опоры на данные очевидна, но с данными все непросто — с одной стороны, их все больше, с другой стороны, в них все больше хаоса. В таких условиях платформа должна предоставлять как широкие функциональные возможности, способные удовлетворить высокопрофессиональных аналитиков, так и простые в применении BI-инструменты, открывающие возможности self-service.
BI-инструменты должны стать настолько простыми, чтобы их могли самостоятельно применять профильные специалисты. «Мы разрабатываем Visiology так, чтобы аналитика становилась не сложнее, а доступнее, чтобы аналитики, управленцы и инженеры могли фокусироваться не на технологии, а на результате». — подчеркнул Алексей Никитин, генеральный директор Visiology. ИИ-ассистент, встроенный в обновленную платформу Visiology, делает это возможным на новом уровне. Российский и мировой рынок переживают стремительные изменения, говорит Алексей Никитин, распространение «искусственного интеллекта» и автоматизация управления меняют саму суть бизнес-аналитики.
Демократизация BI-инструментов — один из восходящих трендов сегмента, показательно, что этому способствует ИИ. В следующем году большинство компаний в мире — более 80% — будет использовать решения с ИИ-инструментами, в то время как в позапрошлом году таковых было всего 5%, сказал Алексей Никитин.
Завтрашний день сегмента — создание и распространение «когнитивого BI», уверен Артём Чжен, presale-manager компании Visiology. BI должен стать интеллектуальной системой поддержки принятия решений, сочетающей аналитику данных с технологиями «искусственного интеллекта», машинного обучения и обработки естественного языка, что позволит понимать контекст, цели и намерения пользователя.
Платформа Visiology получает новые функции, а также повышенную скорость работы, отметил Алексей Никитин. С начала 2025 года в платформу уже внесено 20 оптимизаций, которые, в частности, позволили увеличить до 30 раз скорость подбора ключа в зависимости от кардинальности, позволили заменить OLAP-кубы от Microsoft, реализовали «умный поиск», позволили развернуть систему агентов и т.д. О текущих приоритетах разработки платформы Visiology и о планах компании на 2026 год, рассказал Алексей Шипилов, Product Owner, который говорил о перспективах развития AI-экспертов Cortex, механик self-service и инструментов для разработчиков.
Лучшим проектам — профильные награды
В рамках мероприятия была проведена церемония награждения, завершившая конкурс ViRush Awards, который в этом году впервые был проведен совместно с изданием itWeek. Награды получили компании, партнеры и эксперты, за год внесшие значимый вклад в развитие культуры управления на основе данных, которая является основой российского BI.
ViRush Awards состоит из пяти категорий, а также индивидуальных наград. Лауреатов в этом году было 22.
«Проект года на платформе Visiology»
Лауреатов двое: FESCO (за внедрение, создавшее максимальный бизнес-эффект), и «Газпром недра» (за лучшее внедрение культуры управления на основе данных).
«Наибольший вклад в развитие управления на основе данных»
Награждены ГК «Нацпроектстрой» (за лучшую HR-аналитику), Ситуационный центр Губернатора Тульской области (как лучший «умный регион» года), Инновационный центр «Безопасный транспорт» (за внедрение в сфере транспорта) и Группа «Самолет» (за масштабную трансформацию на основе данных).
«Партнёр года»
Награду получили «ПолиАналитика» (за самый большой объем реализованных проектов) и К2Тех (за вклад в экосистему и сообщество).
«Эксперты Visiology»
Как самые активные эксперты сообщества отмечены Алексей Бомко, Дмитрий Воробьёв, Никита Чистяков, Вадим Крысин, Александр Чикризов и Алексей Огурцов.
«Герои Visiology»
Награждены Иван Рухлядев, Ирина Николаева и Алексей Семилетов за вклад, активность и идеи, которые легли в основу формирования сообщества.
Также были вручены пять индивидуальных наград. Владимир Анисимов награжден с формулировкой за масштабный вклад в развитие BI и AI-сообщества, Сергей Парахин — за продвижение лучших архитектурных практик, Дмитрий Корнишин — за развитие массового self-service и Ольга Свитнева за популяризацию подхода «Данные как актив компании», а за ведение лучшего профессионального telegram-канала — Мария Денищук.
Вместо заключения
Важность прошедшего ViRush 2030 оказалась шире, чем масштаб мероприятия и инновационность докладов. Компания Visiology серьезно подходит к социальной ответственности, поэтому музыкальная программа была построена организаторами совместно с НКО «Златые Струны» и рядом музыкальных учебных заведений, а фокусирована на балалайку — яркий символ России и самый молодой из академических музыкальных инструментов. Такой подход, как уверены в Visiology, важен для сохранения народных традиций и национальной идентичности, которые должны продолжить жить в эпоху цифровых трансформаций. Искусство позволяет развивать умение мыслить шире, видеть взаимосвязи и чувствовать контекст, отмечает Иван Вахмянин.





































