Netflix начинала с рассылки DVD по почте и доросла до стримингового сервиса № 1.

Я проанализировал путь компании, а также книги СЕО Рида Хастингса и HRD Патти МакКорд, и выделил семь полезных советов, которые помогут вам победить на конкурентном рынке.

1. Не бойтесь переизобретать продукт

Регулярно «сомневайтесь» в своей бизнес-модели. Не зацикливайтесь на старых методах и экспериментируйте с новыми подходами. Даже если ваш продукт приносит прибыль сейчас — это не гарантирует его успех в будущем.

Изначально Netflix занималась прокатом DVD по почте на фоне популярности салонов видеопроката Blockbuster. С развитием интернета и эволюцией потребления контента, Netflix полностью перешла в онлайн. Компания отказалась от основной бизнес-модели и сделала ставку на будущее — онлайн-стриминг. Благодаря этому решению Netflix смогла опередить конкурентов, которые остались верны старым форматам и в итоге ушли с рынка. Сегодня Netflix сама создает контент и внедряет новые технологии, чтобы оставаться лидером на рынке.

2. Фокусируйтесь на уникальном потребительском опыте

Успех напрямую зависит от того, насколько вы понимаете своих клиентов и их потребности. Создавайте продукт, который не просто их удовлетворяет, а делает взаимодействие с вашей компанией незабываемым. Мало просто предложить хороший продукт, нужно создать вокруг него уникальный опыт.

Один из факторов успеха Netflix — работа с данными клиентов для персонализации контента. С самого начала компания сосредоточилась на рекомендациях для пользователей, которые основаны на их интересах и предпочтениях. Это позволило удерживать зрителей на платформе и повышать их лояльность.

Более того, Netflix постоянно тестирует и внедряет новые функции, например, интерактивные сериалы и офлайн-просмотр. Фокус на потребительском опыте помогает компании удерживать старых клиентов и привлекать новых за счет «сарафанного радио».

3. Используйте ИИ для прогнозирования трендов

Мало собирать данные, нужно уметь их правильно интерпретировать. Используйте ИИ для анализа поведения клиентов, прогнозирования изменений на рынке и разработки бизнес-стратегий. ИИ поможет выявить скрытые паттерны в данных, которые сложно обнаружить вручную. Например, предпочтения ваших клиентов или общие рыночные тренды.

Netflix одной из первых начала использовать ИИ для анализа огромных объемов данных, которые поступали от пользователей. С помощью ИИ компания не только персонализирует рекомендации, но и предсказывает, какие шоу и фильмы будут популярны в будущем. Кроме того, нейросети помогают компании решать, какой оригинальный контент стоит создать и как лучше его продвигать.

Один из ярких примеров — сериал «Карточный домик». Netflix изучила предпочтения пользователей и заметила, что аудитория политических драм проявляет интерес к фильмам с Кевином Спейси и режиссеру Дэвиду Финчеру. На основе этих данных компания проинвестировала сериал, который объединил все элементы.

Стратегический ход оказался успешным — в 2013 году «Карточный домик» победил в трех из девяти номинаций «Эмми».

Еще один пример работы с данными: каждый пользователь видел в своем аккаунте Netflix уникальную обложку сериала, которая была адаптирована под его вкус. Например, любителям политических драм показывали обложку с изображением сцены из сюжетной линии, а поклонникам Кевина Спейси — с его крупным планом. Такой подход максимизировал вовлечение пользователей и сделал сериал глобальным хитом.

4. Постоянно обучайте и развивайте команду

Технологии и рыночные условия стремительно меняются и ваши сотрудники должны идти в ногу с этими изменениями. Команда должна расти, изучать новые методики и развивать свои навыки. И лучше, если это будет не только по вашей указке.

Создайте в компании культуру постоянного самообучения, где каждый сотрудник сам стремится к совершенствованию. Поощряйте лидерские качества, стимулируйте креативность и поддерживайте менторство внутри команды. Обученные сотрудники смогут быстрее адаптироваться к новым вызовам и будут предлагать свежие идеи.

В Netflix преобладает культура саморазвития — у каждого сотрудника есть доступ к обучающим материалам, а желание учиться вознаграждается. Более того, у всего мира есть доступ к обучающей презентации «Culture» от СЕО компании. Сейчас у материала 17,4 млн. просмотров, а другие компании используют ее как пример.

5. Быстро адаптируйтесь к изменениям на рынке

Успех компании зависит от ее способности быстро реагировать на новые рыночные условия, конкуренцию и технологические изменения. Разработайте процессы, которые позволят вам отслеживать изменения на рынке и оперативно к ним адаптироваться.

В 2020 году, когда из-за пандемии COVID-19 многие кинопремьеры были отменены, а кинотеатры несли убытки, Netflix только укрепила свои позиции на рынке. Компания начала активно закупать права на фильмы, которые изначально планировались к показу в кинотеатрах, но из-за карантинных ограничений не смогли выйти на большой экран. Кроме того, Netflix ускорила и масштабировала выпуск собственного контента.

Благодаря такой гибкости и быстрой адаптации, за 2020 год Netflix увеличила количество подписчиков на 37 млн. и достигла охвата 203 млн. человек. К слову, в США в 2020 году всего пользователей стриминговых сервисов было 308 млн., по данным Statista.

6. Инвестируйте в локализацию продукта

Локализация — это не просто перевод продукта на другой язык, это адаптация его к особенностям и предпочтениям разных регионов. Если вы хотите выйти на международный рынок, ваш продукт должен говорить на языке потребителей. Не только в буквальном смысле, но и в культурном.

Netflix снимает оригинальные шоу и фильмы не только в США, но и в других странах с участием местных режиссеров и актеров. Например, сериал «Тьма» создавался в Германии, а «Игра в кальмара» — в Южной Корее. Компания учитывает не только региональные предпочтения, но и финансовые возможности пользователей. Так? подписка в Латинской Америке стоит дешевле, чем в Европе и США.

7. Работайте над способами монетизации продукта

Ваша бизнес-модель не должна быть статичной. Периодически пересматривайте способы монетизации, чтобы учитывать изменения на рынке и предпочтения клиентов. Гибкость в получении прибыли означает, что вы сможете лучше удовлетворять потребности разной аудитории и находить новые источники дохода.

Netflix постоянно совершенствует свою модель монетизации. Изначально компания использовала фиксированную ежемесячную плату за неограниченный доступ к контенту, что уже отличало ее от традиционных конкурентов. Со временем Netflix добавила различные тарифные планы: от базовой подписки до премиума в высоком разрешении и на нескольких устройствах одновременно. Также доступ к стримингу можно получить в офлайн-магазине — купить специальную карточку с кодом-активатором.

Подведем итоги

Прогрессивность и адаптация к новым условиям — это главные элементы, которые помогают Netflix сохранять лидирующую позицию. Надеюсь, советы из статьи помогут вам создать уникальный опыт для ваших клиентов. Вот главные тезисы:

  • Постоянно совершенствуйте и переизобретайте продукт — так вы адаптируетесь к новым условиям рынка и опередите конкурентов.
  • Сосредоточьтесь на создании уникального потребительского опыта — благодаря персонализации и улучшению взаимодействия вы увеличите лояльность клиентов и удержите их внимание.
  • Используйте ИИ для предсказания рыночных трендов — это позволит создавать верные стратегии и успешно реагировать на изменения в бизнесе.
  • Постоянно обучайте и развивайте команду — так ваши сотрудники будут готовы к сложным ситуациям и новым технологиям работы.
  • Оперативно адаптируйтесь к изменениям на рынке — это поможет не прогореть в кризис и найти новые возможности роста.
  • Инвестируйте в локализацию — так вы выйдете на международный рынок и увеличите лояльность пользователей.
  • Все время работайте над монетизацией продукта — это максимизирует доходы и поможет удовлетворить потребности разных сегментов аудитории.

Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass