Low-code уже много лет отклоняет маятник от готовых коммерческих приложений в сторону заказной разработки, пишет в корпоративном блоге Джон Братинчевич, главный аналитик Forrester.
Для этого есть веские причины. Когда это целесообразно, лучше всего использовать специализированное ПО. Предлагаемое low-code снижение затрат, рисков и сроков разработки — в сочетании с расширенным пулом разработчиков, более простой интеграцией, управлением приложениями на общей платформе, упрощенным лицензированием и т. д. — значительно усложняет оправдание лицензирования готового ПО и разрастания поставщиков.
Предприятия, ориентированные на искусственный интеллект, будут «создавать» ПО, а не «приобретать» его, и многие приложения в корпоративных портфелях будут консолидированы на low-code-платформах генерации приложений (AppGen).
До недавнего времени этот переход, как правило, был незапланированным и органичным. Даже когда компании масштабировали low-code и говорили нам, что они стали меньше покупать приложения и больше создавать их, они часто с удивлением осознавали, что их практика и взгляд на «создание» и «покупку» изменились. Это просто произошло по ходу дела.
Но теперь этот образ мышления, ориентированный на «создание в первую очередь», становится осознанной корпоративной стратегией. Вот примеры комментариев, которые мы получили от предприятий за последние несколько месяцев:
«Мы замораживаем все новые покупки приложений. Мы начинаем разработку на платформах low-code». (CIO североамериканского энергетического предприятия).
«Для новых приложений мы рекомендуем сначала платформу low-code». (CIO международной инжиниринговой компании).
«ИИ меняет положение дел. Мы видим отход от крупных корпоративных приложений. У вас есть множество одноцелевых SaaS-инструментов, которые стоят дорого, если собрать их все вместе. Некоторые из них объединятся в одну платформу low-code». (Партнер международной консалтинговой компании).
Последняя цитата попадает в самую суть тенденции. Развитие low-code и практик разработки уже сделало стратегию «создания в первую очередь» и «консолидации на платформе» неизбежно практичной. Но именно генеративный ИИ (GenAI) — и его «убийственные» сценарии использования в TuringBots и low-code-платформах AppGen — послужили ускорителем для того, чтобы все больше компаний осознали новые условия и приняли их.
Платформы AppGen на базе ИИ осушат конкурентный «ров» из знаний о предметных областях, закодированных в готовых бизнес-приложениях.
Есть два преимущества GenAI в разработке ПО, которые склоняют чашу весов в его пользу: 1) еще большие скорость и простота на протяжении всего жизненного цикла разработки ПО (SDLC), что очевидно, и 2) включение бизнес- и отраслевых «знаний в предметных областях» с помощью ИИ-моделей в процесс разработки.
Второй пункт имеет огромное значение. Типичный «ров» многих поставщиков бизнес-приложений — это «знание предметной области» и «лучшие отраслевые практики», закодированные в их готовом ПО. AppGen осушит этот ров. Даже ванильная большая языковая модель (LLM) знает, что такое CRM и как она устроена, или как выглядит процесс отгрузки грузов, или какова «скорость полета незагруженной ласточки». А платформы AppGen делают эти знания о домене мгновенно доступными в процессе разработки. Это означает, что вы можете запросить у платформы нужное вам приложение и получить его — как сделал один джентльмен, у которого мы брали интервью. Он создал приложение для управления морскими контейнерами и документацией к ним и был поражен тем, что платформа знала «его» отрасль!
К чему все это приведет? В ближайшие несколько лет эти факторы приведут к консолидации рынка по мере того, как предприятия будут выводить из оборота множество приложений в своих портфелях (как готовых, так и заказных) и заменять их специализированными, динамическими приложениями, создаваемыми с помощью ИИ на low-code-платформах AppGen.
Реальная история: откровенный разговор с поставщиком корпоративного ПО
В этом прогнозе есть оговорки. Некоторые специфические функции приложений слишком рискованны и юридически связаны, чтобы обычная фирма делала их на заказ (например, главная книга); некоторые поставщики приложений сами станут платформами AppGen; некоторые приложения имеют обоснованно дифференцированные технологии, которые нелегко повторить; и т. д.
Но многочисленные приложения делового мира, которые, по сути, представляют собой наборы одних и тех же общих, универсальных программных компонентов, перегруппированных в соответствии с различными отраслями и сценариями использования, явно находятся под угрозой. И вендоры это знают.
Для примера: несколько месяцев назад мы брали интервью у одного из руководителей крупного производителя ПО. Флагманский продукт этого производителя — приложение в одной из основных категорий корпоративного ПО, состоящих из трех букв (ERP, CRM, HCM и т. д.), которые в дальнейшем мы будем называть «приложениями». В ходе нашей беседы он сказал: «Перенесемся на пять лет вперед. Создавать [приложение] будет очень просто. Полдюжины подсказок, и что-то сделает эту работу для вас, и оно будет очень специализированным для вашего сценария использования. Так в чем же ценность нашего собственного продукта [приложения]? Или любого другого продукта [приложения], если на то пошло? Через
Мы с этим согласны. Многие тенденции в области ИИ и разработки ПО указывают на это, и у нас были годы исследований, подтверждающих это. Но за пределами наших исследований мы никогда не слышали, чтобы эта мысль была высказана так смело и четко. Поэтому мы спросили: «Почему никто из производителей ПО не говорит об этом?». Его ответ: «Никто не хочет признавать, что скоро наступит его собственная смерть».