Когда западные продукты ушли из России, компании экстренно перестроились на российские сервисы. За три года отечественные корпоративные мессенджеры и видеоконференции догнали зарубежные с точки зрения функциональности и заняли больше половины рынка.

Теперь, когда зарубежные технологические компании возобновляют работу в России, есть вероятность, что вернутся и разработчики софта для бизнеса. Сможет ли потенциальное возвращение западных вендоров перевернуть рынок корпоративных коммуникаций?

Что происходит на рынке и есть ли вероятность возвращения зарубежных вендоров

После того, как Microsoft Teams, Slack, Zoom и другие популярные продукты остановили продажи в России, компании начали экстренно переходить на российские сервисы.

При этом массовый переезд на отечественные продукты происходил неравномерно:

  1. В первую очередь на российское переходил бизнес, столкнувшийся с отключениями облачных сервисов. Переходить необходимо было быстро, чтобы бизнес-процессы не остановились.
  2. После переходить начали и компании, использующие on-premise продукты. Да, сервисы не получали обновлений, но продолжали работать. Бизнесу нужен был предсказуемый продукт, который можно вписать в долгосрочную стратегию развития ИТ.

Сейчас, по оценкам экспертов, российские сервисы занимают до 60% отечественного рынка с перспективой в ближайшие 2-3 года увеличить присутствие до 90%.

Однако участники рынка сообщают, что российские компании снижают объем инвестиций в ИТ, от чего рост отечественных вендоров может замедлиться. Связывают это в том числе с потенциальным возвращением зарубежных продуктов.

Вероятность того, что лицензии Microsoft Teams, Slack или Zoom можно будет приобрести в России, действительно существует.

Да, потенциальное возвращение ушедших ранее продуктов усилит конкуренцию. В конечном итоге это позволит корпоративным клиентам получить более качественные продукты.

Однако западные сервисы не смогут перевернуть рынок с ног на голову.

Почему российские продукты продолжат наращивать долю рынка

Российские корпоративные мессенджеры и видеоконференции by design предназначены для российского бизнеса и учитывают его специфику. Компании в результате получают сервис, который отвечает высоким требованиям к информационной безопасности и позволяет настроить все основные бизнес-процессы.

За три года отечественным вендорам удалось догнать зарубежные сервисы с точки зрения функциональности. Однако есть еще пять факторов, которые позволят российским сервисам сохранить лидерство в очной конкуренции с западными сервисами.

Возможность повлиять на разработку

Просьбы зарубежным вендорам доработать продукт или добавить новую функцию обычно ничем не заканчивались. В лучшем случае персональный менеджер заботливо соберет обратную связь, в худшем — запрос останется без ответа.

Условные Microsoft или Zoom можно понять — у продуктов есть четкая дорожная карта развития, которую вендор вряд ли поменяет по запросу. Кроме того, российский рынок для зарубежных разработчиков — далеко не самый приоритетный.

В России корпоративные клиенты напрямую влияют на развитие сервиса. Когда крупные компании только начинали переходить на отечественные сервисы, они оставляли вендорам список функций, которые необходимо разработать для перехода. Тогда это работало именно с крупными заказчиками, так как ресурсы команд разработки были сильно ограничены.

Теперь это нормальная практика для всех участников рынка. Вендоры собирают обратную связь от пользователей и добавляют приоритетные запросы в дорожную карту — в зависимости от их частоты.

Простое обучение и адаптация сотрудников

Переход на новый сервис не заканчивается с установкой продукта на локальном сервере компании. Сотрудникам необходимо понять, как работает продукт, и привыкнуть к новым UX и UI.

Чем сложнее продукт, тем выше издержки — transaction cost.

Да, интерфейс западных продуктов часто локализован, в продуктах есть онбординг. Однако документация и инструкции на русском языке не всегда доступны в полном объеме. Это может тормозить обучение — если сотрудники не понимают, что делать в продукте, они с большой вероятностью просто саботируют переход и уйдут в понятные им приложения.

Отечественные вендоры готовят не только подробную документацию на русском языке, но и проводят обучающие вебинары, делают подробные видеоинструкции и презентации. Это помогают бизнесу как можно быстрее адаптировать сотрудников.

Интеграции с российскими сервисами

До начала экстренного импортозамещения большинство российских компаний строило работу в зарубежных сервисах. В продуктах были доступны взаимные интеграции «из коробки» — те же Microsoft Teams или Slack можно было интегрировать с Jira, Confluence, Asana и т. д.

Однако массовый переход на российские сервисы коснулся не только корпоративных мессенджеров и видеоконференций. Компании также замещали менеджеры задач, CRM, базы знаний. За три года российские продукты позаботились о взаимных интеграциях.

Однако западные сервисы интеграции с другими российскими инструментами не поддерживают. Теперь при замене софта для коммуникаций, чтобы получить проинтегрированное рабочее пространство, нужно поменять все. Учитывая инвестиции в российские on-premise продукты, крупные компании вряд ли пойдут на обратную замену отечественных сервисов.

Быстрая техническая и клиентская поддержка от вендора

Техническая и клиентская поддержка на русском языке в зарубежных продуктах часто доступна только через партнеров на локальном рынке. Они могут ответить на простые запросы пользователей, однако проблемы с сервисом, как правило, решает сам вендор.

Общаться с представителями компании-разработчика придется на английском языке, а ответ на запрос можно ждать от нескольких часов до нескольких дней.

Для российских вендоров быстрая техническая и клиентская поддержка — приоритет. Специалисты помогают решить вопрос в течение нескольких минут, а лидеры рынка встраивают чат поддержки прямо в приложение, чтобы пользователи могли максимально быстро сообщить о тех или иных трудностях.

Гарантии, что ничего больше не отключится

Зарубежные вендоры уходили из России, громко или не очень хлопая дверью. Чем громче был этот хлопок, тем меньше доверия проявляет бизнес к продукту разработчика.

Одно из основных преимуществ российских продуктов — надежность и предсказуемость. Бизнес строит долгосрочную стратегию развития ИТ-инфраструктуры — руководители компаний хотят понимать, что их инвестиции в один день не пропадут вместе с данными рабочих пространств.

Это касается как облачных, так и on-premise решений. Компании знают, что российский разработчик не отключит доступ к облаку и продолжит развивать сервис.

Выводы

Потенциальное возвращение зарубежных вендоров усилит конкуренцию и даст разработчикам новый импульс к развитию продуктов — а значит, вырастет и общее качество продуктов на рынке.

Однако российские продукты уже достаточно хороши, чтобы сохранить лидерство — в этом поможет знание специфики рынка, гибкость, клиентоориентированность и готовность развивать продукты с учетом реальных потребностей бизнеса.

Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass