Производители лазерных принтеров для офисов базовые параметры печати своих устройств не меняли много лет. Модели этого года ни по разрешению, ни по скорости печати принципиально не отличаются от «одноклассников», причем как представленных на рынке в этом сезоне, так и выпущенных лет двадцать назад. Можно ли в таких условиях, когда решения для лазерной офисной печати стали практически коммодити, активно продвигаться на рынке? Пример Pantum показывает — можно.

По собственным данным, вендор контролирует 63% российского рынка устройств лазерной офисной печати в натуральном выражении, сообщил генеральный директор представительства Pantum в России Александр Кукин, количество проданных устройств по итогам 2025 г. по предварительным данным составит 867 тыс. штук. Он отметил, что этот объем реализован на конкурентном сегменте, где достаточно инертны.

В сегменте присутствуют модели глобальных компаний: HP, Xerox, Canon, Epson, Kyocera, Brothers и др. «Вендоры ушли — продукты остались» — этот принцип полностью описывает ситуацию, когда традиционные каналы поставок офисной печатающей техники заменил параллельный импорт. Напомним, что упомянутые производители более трех десятков лет формировали восприятие брендов, коорое для коммодити-товаров имеет крайне важное значение.

Есть и российские производители — «Катюша», Fplus, «Гравитон» — которые агрессивны в сегменте. Локальные вендоры также не имеют выраженных преимуществ по базовым параметрам печати, но их продукция обладает уникальным конкурентным преимуществом — ряд моделей внесены в реестр российской продукции, что упрощает их включение в тендеры на поставку оборудования госорганизациям. При имеющемся уровне огосударствления экономики было бы логичным, если бы именно российские вендоры занимали на рынке офисной печати долю ушедших глобальных игроков. Но этого не происходит: всех опережает китайский Pantum.

Создание линейки принтеров с соответствующими требованиям корпоративных заказчиков характеристиками — как параметрами печати, так и надежности, наличия опций и пр. — действие для успеха необходимое, но не достаточное. Также необходимо грамотное выстраивание вендором маркетинговой политики в локальных условиях.

Поэтому неудивительно, что Pantum ставит во главу угла следующее:

  • Совместимость с локальным ПО в условиях импортозамещения приобретает решающее значение. Российских «линуксов» много, обеспечить совместимость периферийных устройств с каждым из распространенных решений — задача достаточно сложная, равно как и поддержка гарантированной работы устройств с продукцией «Астры», Red Soft и др. В данном случае речь идет как о драйверах принтера, а в случае с МФУ еще и сканера, так и о различных аппаратных опциях. Пример: средства контроля доступа к принтеру — по коду, по смарт-карте и пр. — которые востребованы корпоративными заказчиками в ряде секторов экономики РФ, таких как госуправление, «оборонка» и пр.

    Принтеры Pantum без проблем работают с импортозамещаемыми системами управления парком печатающих устройств: Printum, PrintExpert и «Ростелеком. Сервис печати». Для этих задач продукция российских производителей зачастую требует специализированного ПО от вендора, отметил Александр Кукин, что усложняет работу администраторам корпоративного заказчика при обслуживании парка печатающих устройств в компании, где в большинстве случаев трудятся принтеры от разных производителей.

  • Фирменный сервис для принтеров Pantum обеспечивает развитая сеть техцентров — 30 прямых вендорских дополняют сервис-партнеры, у которых 400+ пунктов обслуживания по всей стране. В плане обеспечения сервиса компания идет впереди российского законодательства, отметил Александр Кукин. В качестве примера он привел ситуацию, в которой нужно было реализовать обслуживание в любой точке РФ устройств, купленных корпоративным заказчиком в Москве у фирмы из другого региона страны, что с точки зрения организации документооборота и обеспечении точного соответствия национальному законодательству оказалось нетривиальной задачей, которой нашли решение.

    Сервис-центры Pantum получают в полном объеме вендорскую поддержку в плане обеспечения запасными частями, обучения персонала, консультациями и пр. Недавно это было привычно для всех сервисов, но с уходом глобальных игроков ситуация изменилась — поставки запчастей превращаются в квест, который зачастую приходится решать новым способом, затрачивая на это непредсказуемое время. Для корпоративных заказчиков такое малоприемлемо.

  • Склад на территории РФ. Его наличие способствует ритмичности поставок товаров компании: печатающих устройств, расходных материалов и опций к ним. Вендор комплектует склад, зачастую предвосхищая потребности заказчиков. Александр Кукин приводит пример, когда один из партнеров выполнил контрактную поставку большого количества принтеров одному из корпоративных заказчиков, но «забыл, что на принтерах еще и печатают». В результате, когда заказчик израсходовал стартовые комплекты тонера и пришел за новыми картриджами к партнеру, локальный поставщик был не готов к такому развитию событий, но вендор, предвосхитивший ситуацию, на своем складе уже создал запас соответствующих картриджей в нужном объеме.

Что дальше?

Оценивая перспективы будущего года, вендор не планирует увеличивать объемы продаж своих устройств. Однако продолжит сосредотачивать внимание на продвижение старших моделей печатающих устройств, которые являются высокомаржинальными продуктами. Как отметил Александр Кукин, в уходящем году количество проданных моделей формата А3 выросло в пять раз.

Объявлено о планах в будущем году выпустить лазерные устройства с поддержкой цвета по весьма конкурентным ценам. По словам Александра Кукина, прайс на цветное лазерное печатающее А3-устройство будет начинаться с 80 тыс. руб.

Еще одно важное для компании событие запланировано на конец весны 2026 г.: вендор намерен начать продажи модели Pantum MT300W, своего первого МФУ, использующего струйную технологию. Как подчеркнул Александр Кукин, рынок офисной струйной печати в стране большой, но на нем сейчас нет ни одного официального поставщика устройств, и эту нишу намерен занять Pantum.