«Прошедший год ознаменовал собой серьезное продвижение в направлении обеспечения роуминга внешнего юридически значимого электронного документооборота. ФНС России разработала и утвердила все необходимые нормативные и методические документы, и теперь дело за бизнес-сообществом реализовать эти возможности на практике, причем значительные успехи уже достигнуты», — таким словами президент ассоциации РОСЭУ Юрий Малинин открыл на сентябрьской конференции Russian Enterprise Content Summit 2021 (RECS’2021) сессию по тематике «Внешний документооборот». Говоря о позитивных изменениях на этом рынке, он подчеркнул, что успехи были достигнуты при участии всех его игроков: регулятора, разработчиков, операторов и удостоверяющих центров (УЦ), отметив при этом и помощь ИТ-СМИ, которые держали тему в фокусе своего внимания.
В конце прошлого года президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности утвердил Концепцию развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности, стратегической целью которого является полный перевод обмена документов между организациями в электронную форму. Реализация Концепции подразумевает действия в различных направлениях (нормативное, организационное, техническое и сервисное), но, по мнению заместителя начальника Управления электронного документооборота ФНС России Ильи Присяжнюка, практическая работа ведется вокруг совершенствования жизненного цикла документа от момента его создания до сдачи в архив в плане как сокращения трудоемкости операций, так и расширения видов электронных документов, разумеется, с обеспечением необходимого уровня безопасности и юридической значимости.
Для перевода деловых документов требуется создать набор форматов, которые должны обеспечивать возможность автоматической обработки содержимого документов и которые могли бы совершенствоваться и расширяться в будущем по мере появления новых рыночных запросов и развития технологий. В настоящее время уже утверждены методические рекомендации, которые включают стандартизацию процесса создания и утверждения форматов, предусматривают работу Комиссии по форматам и Реестра утвержденных форматов, а также обеспечение публичности информации о форматах. Новые форматы будут утверждаться приказами ФНС по согласованию с теми или иными органами власти.Обмен электронными документами сегодня регламентируется в основном изданным несколько лет приказом Минфина в отношении электронных счетов-фактур. Утвержденные новые методические рекомендации позволяют адаптировать эти правила для использования в отношении других видов документов, а главное предполагают возможность применения механизма свободного обмена документов между контрагентами напрямую по любым удобным каналам связи, без участия специальных операторов. В последнем случае участники обмена должны будут выполнить ряд требований, в том числе заключить между собой соглашение, в котором будут описаны каналы обмена, уполномоченные лица, способы подтверждения получения документов и пр.
В рамках реализации Концепции ФНС предприняла также очередную попытку решить проблему роуминга между различными операторами. За основу был взят созданный еще несколько лет назад стандарт РОСЭУ. Важным моментом тут является то, что операторы должны будут регистрироваться всех своих клиентов в едином хранилище, то есть будет создано единое адресное пространство организаций, что и позволит надежно строить маршруты передачи документов. Ведется также работа в направлении реализации межгосударственного обмена документами, в том числе в рамках пилотного проекта с Беларусью.
В плане продвижения идеи перехода на электронный обмен документами ФНС создала сервис-калькулятор, с помощью которого организации могут произвести количественную оценку выгод от использования такого вида взаимодействия с контрагентами. Предполагается также сформировать ресурс с методическими рекомендациями для тех, кто хочет внедрить у себя внешний электронный документооборот с описаниями различных типовых сценариев.
«Вся наша работа идет в режиме плотного взаимодействия с бизнес-сообществом, — подчеркнул Илья Присяжнюк. — У нас уже сформировался актив конкретных людей из разных организаций, из числа которых создаем рабочие группы для подготовки решения тех или иных вопросов. Есть уже немало позитивных примеров выполнения конкретных дел, мы хотим расширять такой формат сотрудничества и приглашаем всех желающих подключиться к нему».
Еще одно актуальное направление развития внешнего ЭДО — обеспечение возможности электронного международного обмена электронными документами между контрагентами, находящимися в разных государственных юрисдикциях и подчиняющихся различным нормативным требованиям. В частности, одной из очевидных проблем тут является использование отличающихся между собой механизмов электронной подписи.
По мнению экспертов, оптимальным вариантом решения этой задачи может быть применение механизма доверенной третьей стороны, Именно эта идея лежит в основе пилотного проекта обмена электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле между субъектами хозяйствования России, Беларуси и Армении, о котором рассказал начальник УЦ «Газинформсервис» Сергей Кирюшкин. При этом он отметил, что, хотя проект предусматривает три страны-участницы, пока он реализуется только в отношении России и Беларуси.
«Лишь вступившие в силу в январе текущего года поправки в российское законодательством определили механизм признания в нашей стране иностранных электронных подписей», — отметил он, пояснив далее, что ключевым моментом здесь является наличие действующего международного договора России, в соответствии с которым признание подписей разных стран должна осуществлять аккредитованная доверенная третья сторона. Такой подход является общепризнанным в мире, в частности он используется в Евросоюзе для взаимодействия со странами, не являющимися членами этой структуры.
Участниками трансграничного обмена являются (с каждой стороны) — налоговая служба, УЦ, оператор ЭДО и собственно хозяйствующие предприятия. Схема взаимодействия выглядит примерно следующим образом (на примере экспорта из Беларуси в Россию):
- российский оператор получает от белорусского оператора электронный документ в сопровождении с белорусской ЭП;
- белорусская ЭП отправляется в российский УЦ, который в свою очередь передает ее на проверку в белорусский УЦ;
- после получения подтверждения, российский УЦ заверяет документ и белорусскую ЭЦ своей ЭП, которая потом и используется в России при работе с документом;
- документ и новая ЭП передаются в ФНС России, которая регистрирует деловую операцию у себя и производит конвертацию самого электронного документа из белорусского формата в российский (предполагается, что в будущем такая конвертация будет делать автоматически вне ФНС);
- далее российский оператор передает весь пакет (в том числе подпись УЦ и документ в российском формате) российскому контрагенту.