На прошлогодней конференции HPE Discover президент и генеральный директор компании HPE Антонио Нери отметил, что, несмотря на очевидные достоинства и растущую популярность облаков, по-прежнему в силу тех или иных объективных причин 70% корпоративных приложений и данных находятся не в облаке, а в ЦОДах компаний. В этих условиях правильнее не онпремисные системы перемещать в облако, а, наоборот, распространить облачную парадигму на корпоративные ЦОДы, реализовав тем самым концепцию распределенного облака. Четыре года назад HPE анонсировала свою стратегию Edge-to-Cloud Platform-as-a-Service, согласно которой гибридное облако должно стать сервисной платформой, охватывающей все информационные ресурсы предприятия — от периферийных (Edge) сегментов до корпоративных ЦОДов и публичных облаков. Для реализации этой стратегии компания предложила платформу HPE GreenLake. Сейчас во всем мире ее используют более 1200 клиентов, заключивших контракты на 5,2 млрд. долл. HPE объявила, что выручка компании от GreenLake в III квартале 2021 г. выросла на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом количество заказов на обслуживание увеличилось на 46%.
«Под GreenLake мы понимаем все то множество технологических новшеств и вариаций от аппаратных средств до программных надстроек, реализованных в виде услуг, которые мы предоставляем нашим потребителям, — отметил директор департамента интеграции и технической поддержки HPE в России Андрей Карташев. — Мы продолжаем оставаться вендором оборудования, которое включено в состав услуги. Но не единственным вендором: свои программные и аппаратные решения могут включать в состав услуги и наши партнеры. Эта услуга становится элементом частного облака заказчика. Новизна такой модели состоит в том, что оборудование и используемое ПО на протяжении всего своего жизненного цикла принадлежит HPE, но устанавливается либо в собственном ЦОДе заказчика, либо в арендуемом им ЦОДе. При этом весь программно-аппаратный комплекс находится под полным операционным управлением заказчика. HPE осуществляет лишь мониторинг объема потребляемых ИТ-ресурсов для выставления счетов, но не имеет доступа к остальной информации, обрабатываемой на предприятии. Структура и объем такого мониторинга открыты для заказчика и контролируются им. Считываемые показатели настолько технологически просты и очевидны, что обычно не вызывают никаких вопросов у службы безопасности».
Как пояснил директор по работе с партнерами HPE в России Григорий Попов, создавая на основе своих серверов, СХД и сетевого оборудования платформу, охватывающую все информационные ресурсы предприятия — от периферийных сегментов до корпоративных ЦОДов и публичных облаков, HPE может предоставлять ее посредством разных моделей потребления. Компании вольны ее покупать, арендовать или использовать как сервис с помощью GreenLake. Развертыванием такой платформы могут заниматься ИТ-подразделения заказчиков, партнеры, специализирующиеся на разных частях комплексного решения, департамент профессиональных услуг и консалтинга HPE, которые все вместе реализуют в конечном итоге требуемое бизнесу комплексное решение. Все упомянутые участники не конкурируют, а скорее, взаимно дополняют друг друга, выполняя те задачи, в которых они обладают наиболее высокими компетенциями.
«Являясь партнером HPE, мы не видим в вендоре конкурента, — соглашается менеджер компании Softline по развитию бизнеса HPE Greenlake Василий Демидов. — Дело в том, что по большому счету заказчику не нужны продукты и услуги сами по себе, ему нужны законченные решения, обеспечивающие успешное функционирование его бизнеса. Поэтому, несмотря на то что GreenLake упрощает модель закупки и потребления, все это многообразие технологий следует подобрать, настроить, внедрить и поддерживать. И здесь партнер выступает как доверенный консультант, помогающий заказчику реализовать лучшее решение».
Григорий Попов убежден, что модель GreenLake способствует формированию длительных доверительных отношений между заказчиком, партнером, вендором и третьими фирмами. Все они заинтересованы в экономической эффективности и выгодности такого сотрудничества в долгосрочной перспективе, поскольку оно, в частности, обеспечивает всем упомянутым участникам стабильный и предсказуемый поток денежных средств.
«Шеринговая экономика нередко подвергается критике на том основании, что одним и тем же устройством (автомобилем, квартирой) пользуются разные люди или организации, — рассуждает Григорий Попов. — В случае GreenLake эта проблема полностью снимается: все ИТ-ресурсы находятся в полном пользовании заказчика и только его и размещается внутри контролируемого им периметра. И на этих ресурсах обрабатываются только данные самого предприятия. В этом смысле классический шеринговый вариант ближе к использованию ИТ-сервисов публичного облака. В случае GreenLake экономичность и удобство публичного облака сочетается с безопасностью онпремисного развертывания».
«Если проводить аналогии с разными моделями пользования автомобилем, то публичное облако — это такси, которому вы заплатили и вас довезли в нужную точку, но вы не сидите сами за рулем, — поясняет Василий Демидов. — В случае лизинга автомобиль стоит у вас в гараже, вы вносите ежемесячные платежи и ездите на нем, когда вам это необходимо. Вы можете ездить на нем один час в день или круглосуточно, но платите одну и ту же сумму. GreenLake — это когда автомобиль стоит у вас в гараже, всегда заправлен, всегда на ходу, но платите вы только за то время, когда реально на нем ездите».
«Я бы добавил здесь еще аналогию с покупкой квартиры по ипотеке, — соглашается Андрей Карташев. — Скажем, вы хотели бы в конечном итоге получить квартиру с несколькими комнатами, но в настоящее время не имеете средств на оплату кредита по всей квартире. Модель, подобная GreenLake, позволила бы вам жить сначала в одной комнате этой большой квартиры, оплачивая только ее, а потом по мере улучшения своего финансового состояния получать в свое распоряжение вторую, третью комнату той же квартиры, постепенно увеличивая свои платежи. Вам не нужно для этого переезжать в другую более просторную квартиру. Аналогично в GreenLake у вас нет необходимости докупать и устанавливать новое оборудование: оно уже стоит в вашем ЦОДе и готово к работе. Более того, когда через
Цифровая трансформация по самой своей сути требует от информационной системы способности к проведению быстрых изменений. Пандемия также заставила многие компании осуществлять преобразования в сжатые сроки. По мнению Василия Демидова, модель GreenLake идеально приспособлена к проведению изменений, подобных тем, которые вызвала пандемия и связанный с ней массовый переход на удаленную работу. Один из заказчиков Softline, использующий GreenLake, сумел перевести сотни сотрудников на удаленку буквально за две недели.
«Изменения бывают двух видов: или компании потребовалось нарастить ИТ-инфраструктуру, чтобы решать более масштабные задачи, или, наоборот, из-за снижения спроса на свою продукцию ей необходимо снизить потребление ИТ, — поясняет Григорий Попов. — В первом случае заказчику, работающему по традиционной модели, нужно подготовить новый контракт, утвердить его у руководства, провести тендер, выбрать партнера и все это может длиться от двух до четырех месяцев. В случае же GreenLake достаточно просто скорректировать на сайте управления услугой объем потребляемого сервиса. Все необходимое избыточное оборудование уже установлено в его ЦОДе и готово к работе. Подобное маневрирование доступно и в публичном облаке, но если предприятие не может выносить обработку данных за корпоративный периметр, GreenLake — это единственная альтернатива».
Кто заказчики GreenLake в России? «Мы обращались к предприятиям множества отраслей, — рассказывает Андрей Карташев. — Наибольшую заинтересованность проявили компании, которым важно быстро реализовывать проекты требующие больших объемов ИТ-ресурсов, но не известно, сохранится ли эта потребность в долгосрочной перспективе. Любопытно, что это не телеком и не банки, а производственный сектор, машиностроение, транспорт и нефтехимия. У них нередко возникает потребность протестировать те или иные инновации, предлагаемые собственными микростартапами, но при этом не делая существенных инвестиций в ИТ-инфраструктуру и имея возможность в случае неудачи безболезненно отказаться от проекта. Впрочем, в реальной жизни заказчики редко уменьшают уровень использования ИТ-ресурсов. Напротив они быстро исчерпывают первоначальную квоту и наращивают объемы закупаемых услуг. Первоначальная их осторожность объясняется относительной незрелостью рынка ИТ-услуг в нашей стране».