Пережив взрывной рост в годы пандемии ковида, когда многие российские компании перевели на удаленную работу из дома большую часть сотрудников, спрос на решения для обеспечения удаленного доступа к корпоративным ИКТ-ресурсам приходит в состояние, продиктованное нынешними, изменившимися требованиями к нему со стороны бизнеса. Под ИКТ-ресурсами здесь подразумеваются корпоративные ЦОДы и/или облачные сервисы (представляющие собой средоточие серверов и сетевых устройств), каналы передачи данных и, наконец, пользовательские устройства подключения.

Сегодня спрос на удаленный доступ, как отмечают эксперты, стимулируют следующие факторы: территориальная независимость подключения от мест нахождения пользователей; повышение производительности труда специалистов, чье непосредственное присутствие в офисе не требуется; сокращение издержек на техобслуживание; экономия на оборудовании рабочих мест, аренде офисных площадей и электроэнергии; рост требований пользователей к качеству техобслуживания; переход на облачные технологии, обеспечивающие пользователей гибкостью потребления сервисов, включая их масштабируемость; развитие Интернета вещей.

Как утверждают специалисты компании PRO32, интерес к удаленному доступу проявляют практически все отрасли: ИТ, финансовый сектор, медицина, образование, государственные структуры и др.

Главными потребителями этого способа подключения внутри компаний остаются сотрудники из числа ИТ-специалистов, специалистов в области управления персоналом, части офисных работников, испытывающих неудобства от работы в офисе, сотрудников бухгалтерии и кол-центров, проектировщиков и конструкторов, специалистов по продажам, юристов и сотрудников некоторых других подразделений. Корпоративные HR-службы отмечают популярность внеофисной работы у нынешнего молодого пополнения персонала. Практически все сотрудники используют удаленный доступ для внеофисного использования корпоративной почты, календаря, списка контактов, внутренней корпоративной коммуникационной платформы, части корпоративного документооборота.

Важными сценариями использования удаленного доступа в компаниях, по данным PRO32, сегодня являются: техническая поддержка клиентов компании; поддержка рабочих мест сотрудников; обучение персонала; обслуживание терминалов (онлайн-касс, банковских терминалов самообслуживания, терминалов на производстве и т. п.).

В целом, согласно выводам аналитиков, количество удаленных подключений растет. Так, по данным Research Nester, в 2023 г. объем мирового рынка решений для удаленного доступа составил 6 млрд. долл., а к концу 2026 г., по прогнозам, может достичь 15 млрд. долл., демонстрируя среднегодовой рост за это время в 14%.

В России, как показывают исследования портала SuperJob, около 40% компаний и сегодня после ковидных пертурбаций продолжают предоставлять удаленный доступ своим сотрудникам (при этом отмечается, что в 70% этих компаний дистанционно работают в среднем около 10% персонала).

Наряду с традиционными требованиями к решениям для обеспечения удаленного доступа (удобство и простота использования, качественная техподдержка, адекватная функциональность, конкурентная цена) заказчики стали предъявлять высокие требования к кибербезопасности решений.

Сегодня, как отмечают представители PRO32, заказчики начинают тестирование решений для удаленного доступа с поиска ответов на вопросы их защищенности. По их словам, очевидно, что реализовать кибербезопасность любого ИТ/ИБ-продукта гарантированно можно только на отечественных разработках. Иностранные поставщики решений для удаленного доступа стали ненадежными не только с позиции обеспечения киберзащищенности своих продуктов, но также в части поддержки непрерывности бизнеса заказчиков, отказывая российским клиентам в техподдержке даже по бессрочным лицензиям (примером может быть сентябрьское решение немецкой компании TeamViewer SE).

Исследования PRO32 показывают, что за последние два года российский рынок решений для удаленного доступа совершил большой рывок, предложил рынку отечественные решения, которые не только в состоянии заменить продукты ушедших иностранных поставщиков, но и демонстрируют более широкую комбинацию функциональных возможностей. Сегодня в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России» около десятка решений для обеспечения удаленного доступа. Среди них: «Контур.Доступ» («СКБ Контур»); «Ассистент» («САФИБ»); RuDesktop («Передовые технологии»); RMS (правообладатель Тер-Осипов А.В.); LiteManager (правообладатель Яхновец Д.А.); TrustViewerPro («ТРАСТ ЛТД»); Kickidler («АйТи Сервис Менеджмент»); PRO32 Connect (PRO32); CommuniGate Pro («Система безопасных коммуникаций»).