Когда стоит задуматься об управлении ИТ-мощностями?
Станислав Кузубов, руководитель группы поддержки продаж систем управления компании «Инфосистемы Джет»
Михаил Балтрушевич, эксперт группы поддержки продаж систем управления компании «Инфосистемы Джет»
Вот уже больше года мы наблюдаем рост интереса заказчиков к задачам управления ИТ-мощностями: многие компании в ближайшее время планируют запуск подобных проектов. При этом каждая из них понимает под Capacity Management что-то свое, прежде всего нацеленное на решение конкретных прикладных задач (что, в принципе, логично). В ходе предварительных интервью с представителями компаний и понимания целей таких проектов противоречия между видением заказчиков и действительным значением Capacity выходят на первый план. В этом номере мы постараемся осветить основные принципы и методологию использования систем и процессов управления ИТ-мощностями.
Для начала давайте определимся с терминологией — что же такое управление мощностями? В библиотеке ITIL приводится следующее определение: «Процесс, отвечающий за обеспечение своевременного и эффективного по затратам соответствия мощности ИТ-услуг и ИТ-инфраструктуры требованиям, связанным с мощностью и производительностью. ...Охватывает все ресурсы, необходимые для предоставления ИТ-услуги, и рассматривает вопросы соответствия существующим и будущим потребностям бизнеса в мощности и производительности. ...Состоит из трёх подпроцессов: управление мощностями бизнеса, сервисными мощностями и мощностями компонентов». Для ИТ-подразделений наибольший интерес представляет подпроцесс управления мощностями компонентов, который включает в себя, по сути, всю деятельность по обеспечению работы бизнес-сервисов и приложений в долгосрочной перспективе. Для взаимодействия же с другими подразделениями ИТ-службе имеет смысл задействовать подходы подпроцесса управления мощностями бизнеса: именно здесь ИТ-специалисты получают входную информацию о планах компании по расширению и введению новых сервисов.
Управление мощностями компонентов — это периодическая деятельность, нацеленная на оценку загрузки существующих ИТ-ресурсов. Под ними понимаются все компоненты ИТ-инфраструктуры, участвующие в обеспечении работы бизнес-сервисов: серверы, прикладное и специальное ПО, сеть хранения данных, каналы связи, сетевое оборудование и т.п. Информация о планах бизнеса по развитию необходима для понимания того, какие ресурсы и мощности придется обеспечивать ИТ в будущем.
Таким образом, мы получаем подобие матрицы, в которой отражены текущие потребности бизнеса (количество филиалов, пользователей корпоративной системы, обрабатываемых документов, максимальное количество пользователей (заходов) корпоративного сайта и т.п.), а также ресурсы, которые их обеспечивают (серверы, сети, СХД и пр.), и их существующая загрузка (утилизация CPU, свободные объемы оперативной памяти, оставшаяся емкость СХД и т.п.). И здесь как раз появляются вопросы, затруднительные для ИТ:
- Сколько клиентов/документов/операций сможет поддержать ИТ-инфраструктура в текущем виде и с заданным уровнем сервиса?
- Как изменится нагрузка на ИТ-компоненты при увеличении количества запросов/транзакций?
- Какой элемент ИТ-инфраструктуры является узким местом при росте бизнеса? Где будет следующее «узкое место»? Можно ли узнать об этом заранее?
- Когда запланировать увеличение ИТ-ресурсов с учетом тенденций роста бизнеса и планируемых проектов?
- Какой максимальный рост бизнеса сможет поддержать ИТ-инфраструктура с заданным уровнем сервиса?
- Как правильно спланировать консолидацию серверов, чтобы избежать наложения пиковых нагрузок и не допустить проблем в бизнес-приложениях? Как максимизировать утилизацию ИТ-ресурсов и минимизировать вероятность сбоев из-за недостатка мощностей?
Capacity Management позволяет получить практически немедленные и достоверные ответы на эти и многие другие вопросы.
«Не доводи до предела»
В то же время нас часто спрашивают: когда имеет смысл использовать систему автоматизации по управлению мощностями, а когда можно обойтись без нее? Мы сформулировали три уровня зрелости процессов управления, которые встречаются у заказчиков:
- Низкий: отсутствуют средства автоматизации и сам процесс как таковой. Зачастую решения принимаются на основе субъективного мнения сотрудников ИТ-отдела (или исходя из объема бюджета);
- Средний: процесс управления мощностями существует, он сформировался несколько стихийно, но из года в год исправно функционирует и вполне удовлетворяет бизнес-требованиям компании. Обычно такие компании уже используют различные системы мониторинга, которые накапливают необходимые для составления прогноза данные по производительности систем. Аккумулированная информация обрабатывается вручную самими администраторами перед подготовкой данных о необходимых модификациях в обслуживаемых ими системах. Как происходит этот процесс? Либо накопленные за длительный период времени данные отображаются на экране и затем визуально оцениваются, либо экспортируются в Excel, где обрабатываются с помощью простых алгоритмов (вычисляются минимум, максимум и среднее значение);
- Высокий: существует формализованный процесс управления мощностями, у которого есть менеджер. Применяются специализированные аналитические средства, которые обрабатывают различную статистику по использованию ИТ-ресурсов. Дополнительно анализируются бизнес-метрики. Они потенциально могут влиять на эксплуатационные метрики оборудования (утилизация, производительность и т.д.).
Теперь определим, какие компании (по отраслям) относятся к высокому уровню зрелости по нашей классификации. Это телекоммуникационные компании (особенно операторы сотовой связи), ритейлеры и банки. С чем это связано? Прежде всего, именно эти игроки рынка очень чувствительны к качеству и надежности ИТ-сервисов. Практически все бизнес-процессы у них полностью автоматизированы и перестают функционировать при наличии проблем в любой из их составляющих.
Следующим фактором является нелинейная нагрузка на ИТ-инфраструктуру. Самый показательный пример здесь — проведение маркетинговых акций, направленных на привлечение новых клиентов/покупателей. В такие периоды на ИТ-инфраструктуру обрушивается повышенная нагрузка. И если ее производительности не хватает, происходит сбой — полное прекращение функционирования сервиса либо снижение его производительности до такого уровня, что работать с ним невозможно. В этом случае компания получит обратный эффект: у существующих и привлеченных клиентов сложится ее негативный, а не позитивный образ. Будут не только потеряны огромные средства, вложенные в рекламу и привлечение новых клиентов, но и подорвана лояльность существующих. Но всех этих проблем можно избежать, если заранее провести анализ и оценить влияние нагрузки, которая будет создана новыми пользователями, на инфраструктуру.
Другой пример, наглядно иллюстрирующий потребность в автоматизированных средствах управления мощностями, — ситуация с постоянным ростом нагрузки на ИТ-инфраструктуру компании. Это может быть открытие новых магазинов, офисов, запуск новых услуг и т.д. CIO часто задают нам вопросы: сколько еще типичных офисов может быть открыто без потери производительности в работе бизнес-приложений?; сколько всего магазинов могут обслуживаться без модернизации серверного парка, на котором работает ERP-система?; на сколько еще пользователей хватит существующего канала связи? На все эти вопросы позволяет ответить система автоматизированного управления мощностями. Таким образом, можно выделить основные характеристики компаний, для которых критично наличие такой системы:
- Высокая зависимость от качества и доступности ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений;
- Частое изменение нагрузки на ИТ-инфраструктуру;
- Сложность и большой объем как самих бизнес-приложений, так и элементов ИТ-инфраструктуры, что не позволяет проводить ручной анализ своевременно и с гарантированным качеством/результатом.
Итак, мы согласовали терминологию, обозначили основные вопросы и проблемы, очертили круг задач, которые решаются с помощью систем управления ИТ-мощностями. Далее на страницах номера мы расскажем о том, как наиболее оптимально подойти к реализации Capacity Management и использовать существующие наработки и системы по управлению ИТ, как происходит процесс внедрения управления мощностями и какие преимущества при этом можно получить.
Контактная информация
Наши сайты: www.jet.su, www.jetinfo.ru. Электронная почта: info@jet.su.
Другие статьи раздела «Вся «фишка» — в управлении»