Сервисная модель потребления повсеместно теснит транзакционную. Покупку аудиодисков всё чаще заменяет подписка на онлайновые репозитории музыки, от приобретения принтеров с установкой и обслуживанием их on-premises компании переходят к аутсорсингу печати с покопийными контрактами — и этим дело не ограничивается. Заказчиков наряду с сокращением разовых платежей и усилением контроля над своими расходами привлекает возможность списания затрат как на CAPEX, так и на OPEX. По этой причине HPE GreenLake — решение для предоставления заказчикам всех продуктов и сервисов HPE по модели «как услуга» с оплатой за фактически задействованные ресурсы по мере их потребления — пользуется неуклонно растущим спросом со стороны устроителей ЦОДов, публичных и частных облаков, а также корпоративных заказчиков по всему миру.
В нужное время и в нужном объёме
Суть модели «всё как услуга» (everything-as-a-service — EaaS, или XaaS) проста: заказчик размещает на своей площадке либо в арендуемых стойках оборудование, но расплачивается за него с поставщиком не сразу, а частями (обычно ежемесячно) по мере использования на протяжении всего срока действия контракта. В ежемесячные платежи включают как фиксированные платежи за базовый уровень потребляемых ресурсов (процессорных циклов, доступной ёмкости СХД и т. п.), а также переменную часть за фактически используемые ресурсы сверх базового уровня.
HPE GreenLake позволяет реализовать все эти возможности. Более того, если запрос заказчика на вычислительные ресурсы в какой-то момент резко возрастёт, в рамках этого решения несложно будет предоставить ему дополнительные мощности для вычислений и хранения данных. Предел такого расширения возможностей ИТ-платформы заранее оговаривается с поставщиком услуги, в том числе и в плане ценообразования, что даёт заказчику возможность заблаговременно планировать (по крайней мере, адекватно оценивать наперёд) даже непредвиденные расходы.
Это обеспечивает пользователям HPE GreenLake дополнительные преимущества в их бизнесе, поскольку классическая транзакционная модель в принципе не предусматривает столь оперативного наращивания аппаратных ИТ-мощностей. Да вдобавок ещё и с оплатой не всего дополнительного пула «железа» и ПО одномоментно и целиком с принятием его на баланс, а только с расчётом за фактически задействованные ресурсы серверов и СХД.
Модель бизнеса на основе потребления позволяет ИТ-отделам заказчиков направлять ресурсы на удовлетворение динамично изменяющихся потребностей. Возможность платить лишь за то, что реально используется, заблаговременно планировать потребление ресурсов, вести их детальный учёт позволяет оперативно и эффективно маневрировать даже сравнительно скромными средствами; выделять ресурсы, необходимые для выполнения насущной на данный момент рабочей задачи буквально за считанные минуты, а не за месяцы, что характерно для транзакционной модели поставок ИТ-оборудования. Вдобавок ИТ-отдел заказчика получает полную картину того, сколько и каких ресурсов и кем именно используется прямо сейчас и во что это обходится предприятию за рабочий день, месяц или год.
Рынок идеологических предшественников XaaS, решений «платформа как услуга» (PaaS), только в России вырос почти вдвое с 2017 по 2020 г., а в перспективе до
У полностью облачного решения есть важнейший плюс: пространство для масштабирования предоставляемых им услуг практически не ограничено (точнее, ограничено лишь совокупными возможностями всего пула ИТ-ресурсов облачного провайдера). Именно поэтому к PaaS проявляют немалый интерес представители среднего и даже малого бизнеса с их слабопредсказуемой динамикой потребностей в вычислительном ресурсе. Выгода от замены транзакционной модели на сервисную здесь слишком очевидна, чтобы её игнорировать.
Вместе с тем облако всё-таки располагается от заказчика на определённом отдалении. И если поток данных между ним и клиентом интенсивен (а в периоды пиковой потребности в вычислительных ресурсах так оно и есть), главным бутылочным горлышком производительности становятся вовсе не доступные мощность серверов и ёмкость СХД, а пропускная способность канала связи и задержка сигнала между провайдером и заказчиком. Позволить же себе выделенную широкополосную линию до ближайшего коммерческого ЦОДа готовы не все представители СМБ, — тем более, если реальная потребность в интенсивной её эксплуатации будет возникать если либо вовсе спорадически, либо с некой более-менее прогнозируемой периодичностью, но не слишком часто. Вдобавок, возможны дополнительные платежи за исходящий трафик, которые могут входить в стоимость от облачных провайдеров.
Рукой подать до облака
HPE GreenLake в такой ситуации представляется куда более подходящим решением, чем классическая PaaS. Расходы на широкополосное соединение практически нулевые, поскольку оборудование размещается на локальной площадке. Предварительная оценка пиковых потребностей заказчика позволяет зарезервировать на установленных системах достаточный запас ИТ-ресурсов, оплачиваемых лишь по мере реального использования. Если же фактическая нагрузка возрастает сверх заранее запланированных пределов, всегда имеется возможность оперативно нарастить мощности.
«Оперативно» — важное уточнение: типичный срок прохождения всех закупочных процедур для сложного ИТ-оборудования исчисляется месяцами (причём не только в России). Однако контракт с поставщиком HPE GreenLake чаще всего подразумевает определённый и также заблаговременно согласованный буфер «железа», который заблаговременно закупается партнёром в объёмах, согласованных с заказчиком и устанавливается на его площадке. И далее либо используется (и оплачивается), либо нет — в зависимости от того, потребовалось ли заказчику срочное (но всё же в оговорённых заранее пределах) расширение вычислительных мощностей. Расширение же пула ресурсов сверх «буфера» требует стандартных закупочных процедур в рамках действующего контракта. Другое дело, что встроенная аналитика HPE GreenLake позволяет прогнозировать такие потребности и размещать соответствующие заказы заранее.
Таким образом, XaaS оказывается тем предпочтительнее PaaS (не говоря уже о чисто транзакционной модели поставок), чем менее предсказуема средне- и долгосрочная нагрузка на ИТ-инфраструктуру заказчика. В рамках контракта HPE GreenLake стоимость за поставленный заказчику юнит (имеется в виду оговорённая контрактом единица измерения предоставляемых услуг, — гигабайт, ядро, порт) фиксируется на весь период оказания услуг
Основу решения HPE GreenLake составляет модель предоставления инфраструктуры по мере использования. Основной массив ориентированных на клиента услуг предоставляет HPE GreenLake Workload Solutions — проектируемые «под ключ» решения для самых распространённых ИТ-задач (включая само ПО, его администрирование и поддержку), подразумевающие оплату по функциональным метрикам. Это HPE GreenLake Backup с тарификацией за защищаемый объём данных в терабайтах, HPE GreenLake Big Data с тарификацией за кластерный узел, HPE GreenLake для SAP HANA с оплатой за реально задействованный объём данных, HPE GreenLake БД на основе EDB Postgres с тарификацией за используемые процессорные ядра. Кроме того, предлагается инфраструктура HPE GreenLake Hybrid Cloud для частного облака с возможностью объединения интерфейса для контроля расходами и потребления «из единого окна» HPE GreenLake Central.
Ещё один важный элемент платформы — HPE GreenLake для Aruba; расширенная версия предложения Aruba Campus Subscription, что подразумевает предоставление программно-аппаратного комплекса с возможностью изменять набор сетевых сервисов и количества оборудования в процессе эксплуатации. Используя этот элемент, заказчик фактически получает в своё распоряжение полное решение «сеть как услуга» (network-as-a-service, NaaS) от HPE, включающее расширенные методы сбора данных с сетевого окружения, использование облачной платформы управления совместно с локальным оборудованием, ПО для обеспечения безопасности сети, для аналитики эксплуатации сетевых сервисов пользователями и т. д.
Предложения HPE Greenlake обеспечивают полный контроль использования ИТ-ресурсов и расходов. Встроенная возможность измерений специально разработана в соответствии с требованием согласования затрат и потребления ресурсов ИТ-инфраструктуры, чему способствуют развитые встроенные средства мониторинга. В частности, HPE наладила тесное сотрудничество с VMware, Red Hat и Nutanix, что обеспечивает клиентам дополнительную гибкость при выборе программного обеспечения для управления гибридным облаком.
Готовое гибридное облако предлагает заказчикам одинаковый уровень эффективности при управлении всеми приложениями и рабочими задачами, полный доступ к ресурсам и аналитической информации по запросу (что, в свою очередь, ускоряет внедрение инноваций), а также полный контроль над всеми рабочими процессами, соответствие нормативным требованиям в масштабах всей инфраструктуры — как локальной, так и облачной.
HPE GreenLake создаёт новые возможности для локальной ИТ-среды клиента: простое управление привычным для каждого пользователя смартфона образом, эффективное самообслуживание, предоставление облачных ресурсов по запросу, гибкость и модель оплаты по мере использования. Клиентам становится доступной унификация и консолидация в рамках всей гибридной среды (частное и несколько общедоступных облаков), а также эффективное руководство, усиленный контроль и прозрачность операций, что расширяет возможности соблюдения нормативов и аналитики для гарантированной оптимизации затрат. Благодаря унификации услуг в рамках локальной ИТ-среды, частного и общедоступных облаков консоль управления HPE GreenLake Central помогает ускорить развёртывание серверов, получать целостное представление об ИТ-инфраструктуре и упростить управление гибридным облаком.
XaaS вместо аутсорсинга
Модель XaaS нередко упоминают наравне с аутсорсингом, делая упор лишь на общую в том и другом случае схему оплаты по подписке за реально потреблённые услуги и не замечая принципиального различия между двумя этими подходами к предоставлению ИТ-сервисов. Аутсорсер принимает на себя все заботы по сопровождению и обслуживанию инфраструктуры заказчика целиком; при этом у последнего часто даже пропадает необходимость содержать собственный ИТ-отдел, ведь тому становится попросту нечем заниматься. Однако и никакого контроля над оборудованием у заказчика в такой ситуации не остаётся. С точки зрения информационной безопасности это не слишком хорошо даже в случае подсистемы печати, а уж если речь идёт о коммерчески чувствительных данных на серверах и СХД, то здесь аутсоринг для многих клиентов оказывается попросту неприемлемым.
Поставщик же услуг XaaS действует по иной схеме. Он фактически принимает на себя CAPEX, связанные с приобретением, доставкой, установкой, пусконаладкой сложного ИТ-оборудования. В свою очередь заказчик, неся лишь необременительные и детально просчитанные операционные расходы, сохраняет полный контроль над оборудованием. Его ИТ-отдел по-прежнему действует, однако вместо того, чтобы заниматься кропотливым техническим сопровождением и администрированием, он сосредоточивается на развитии внутренних ИТ-сервисов, на разумном потреблении ресурсов инфраструктуры, на управлении ими и на полном контроле их предоставления предприятию. Словом, на тех стратегических направлениях, на которые в прежней транзакционной парадигме потребления вычислительных средств нередко не оставалось времени и сил.
Вендор при этом остаётся важным звеном в системе обеспечения эффективной работы XaaS. И поставщик услуги, и заказчик обращаются к нему по вопросам согласования всего набора оборудования и сервисов, причём на всех этапах заключения контракта — от первичной предварительной оценки до детальной проработки решения и формирования коммерческого предложения. Кроме того, специалисты вендора всегда доступны для оказания консультаций по вопросам мониторинга XaaS-инфраструктуры, превентивной диагностики возможных проблем, обеспечения разрешения инцидентов и т. п.
Что же касается конфиденциальности данных, то HPE GreenLake гарантирует её в самой полной мере. Мониторинговые скрипты (собирающие информацию о фактическом задействовании развёрнутых на площадке клиента ИТ-ресурсов) в открытом текстовом виде в любой момент доступны для контроля системным администраторам заказчика. Формируемые отчёты представляют собой
Сбор данных о фактически потреблённых заказчиком инфраструктурных мощностях — ключевой момент во всей организации предоставления ИТ как услуги. Разработчики HPE GreenLake позаботились о том, чтобы учёт этот вёлся максимально прозрачным и понятным образом, не допускающим недопонимания или двойных толкований.
Циклы работы центральных и графических процессоров, проходящий через порты коммутаторов объём данных, выделяемая для средств виртуализации оперативная память, реально используемая ёмкость хранилищ — все эти сведения отображаются на мониторингово-аналитическом портале в составе системы управления и контроля HPE GreenLake. Возможна также детализация ресурсопотребления по контейнерам виртуализации, по физическим локациям (филиалам, торговым точкам и т. п.) и даже по отдельным приложениям.
В результате сам процесс получения ИТ как услуги с помощью HPE GreenLake обеспечивает заказчика дополнительной и весьма глубокой аналитикой в плане того, каким образом различные его отделы, проекты и программные платформы эксплуатируют имеющуюся ИТ-инфраструктуру. Что, в свою очередь, даёт клиенту пищу для размышлений об оптимизации применяемых вычислительных средств. Не секрет, что в рамках транзакционной модели заказчики предпочитали и предпочитают «немного перезаложиться», закупая несколько более мощные и более ёмкие серверы и СХД, чем в среднем диктуют их объективные потребности — на всякий случай. Однако когда этот «всякий случай» в виде резкого всплеска нагрузки на инфраструктуру настаёт, выясняется, что имеющегося небольшого запаса аппаратных средств для купирования его последствий всё равно недостаточно, а оперативно нарастить парк инсталлированного оборудования невозможно.
После первого же знакомства с HPE GreenLake заказчики, удостоверившись в гибкости и эффективности платформы, получают возможность практически обнулить «перезаклад» по аппаратной конфигурации своих вычислительных средств, выравнивая затраты на ИТ с фактическим потреблением не в ущерб росту реальных возможностей ИТ-инфраструктуры. Ещё один существенный момент: если заказчик всерьёз реализует собственное видение цифровой трансформации, если активно использует инструментарии DevOps и Agile, прогнозировать и планировать инвестиции в инфраструктуру для него становится в нынешних реалиях ещё сложнее, чем для рядового пользователя стандартного пакета бизнес-приложений.
Важно отметить, что если изначально решение HPE GreenLake поддерживалось лишь ограниченным кругом аппаратных платформ вендора, то в настоящее время список совместимых с ним серверов, СХД и иного оборудования стремительно растёт. К 2022 г. уже полное портфолио предложений HPE должно быть доступно заказчикам по подписке. Дополнительным плюсом для клиентов становится то, что вендор даже в рамках стандартного соглашения XaaS предусматривает по умолчанию обновление эксплуатируемого по подписке оборудования раз в несколько лет, в соответствии с регулярными циклами выхода новых процессоров, модулей памяти, SSD и иных компонентов.
Платформа как трамплин для канала
На первый взгляд может показаться, будто HPE GreenLake налаживает прямое взаимодействие между заказчиком и вендором, исключая партнёров из традиционной канальной схемы продаж, по крайней мере превращая их в простых монтажников-пусконаладчиков и сторожей оговорённого контрактом резервного оборудования на складах оперативного доступа. Однако на деле это далеко не так: в отсутствие технически сведущих, располагающих обширными компетенциями, активных и ответственных партнёров XaaS как платформа не может развиваться в принципе.
Безусловно, прямая коммуникация вендора с заказчиком при реализации ИТ как услуги усиливается в сравнении с транзакционной моделью. Но вместе с тем кратно возрастает и плотность взаимодействия вендора с партнёром, поскольку для последнего перемещение запечатанных коробок с места на место уж точно перестаёт быть ключевым направлением деятельности. Для адекватной оценки потребностей заказчика HPE GreenLake и составления проекта платформы, для эффективного её развёртывания и сопровождения необходим куда более высокий, чем прежде, уровень коммуникаций партнёра с вендором.
Вдобавок ориентация клиента на пользование ИТ как услугой открывает перед партнёрами дополнительные возможности для продвижения собственных решений на основе HPE GreenLake. Базовый набор решений и сервисов в рамках этой платформы вендор, разумеется, предоставляет, однако у каждого действительно успешного в своей сфере бизнеса заказчика непременно будут возникать нерядовые запросы и потребности, которые не удастся адекватно удовлетворить за счёт стандартных предложений. Именно партнёр, выступая для клиента поставщиком ИТ как услуги, получает в этом случае простор для разработки адресных проектов с учётом малейших нюансов организации процессов и деловой практики заказчика. Высокая персонификация предложений обеспечивает более плотные связи клиента с партнёром; способствует развитию длительного взаимовыгодного сотрудничества.
Можно было бы возразить, что до недавнего времени основная масса заказчиков (как раз из сегмента СМБ) не слишком-то задумывалась над цифровизацией своего business as usual, и если нуждалась в ИТ-инфраструктуре, то исключительно ради запуска стандартных бухгалтерских, складских, делопроизводительских предложений (приложений?). Однако в том-то и дело, что после незабываемого
К примеру, профессия курьера накануне коронокризиса не была, прямо скажем, ни завидной, ни прибыльной. Соответственно расходы на доставку у Интернет-ритейлеров и прочего бизнеса держались на минимальном уровне. Теперь же объёмы Интернет-торговли в среднем по миру уже превысили 10% от совокупной выручки всех розничных торговых предприятий планеты. В результате во многих регионах РФ, например, ежемесячный доход курьера превосходит среднюю локальную зарплату, да и свободного курьера найти оказывается едва ли не сложнее, чем доступное такси. Это заставляет множество некрупных предпринимателей, оперирующих с малой маржой на самой границе прибыльности, всеми силами оптимизировать свой бизнес.
Цифровизация же основных процессов, перевод как можно большей доли CAPEX в OPEX — верный путь к избавлению от непрофильных расходов. Но провести такую цифровизацию без компетентной поддержки со стороны умудрённого опытом интегратора, канального партнёра с широким спектром консалтинговых и внедренческих компетенций не представляется возможным: у представителей СМБ попросту не найдётся в штате равнозначного по широте охвата проблемы ИТ-специалиста.
Более того, целый ряд разработанных для сегмента enterprise инструментов (тот же самый SAP HANA) для менее масштабных бизнесов избыточен. Современные предприятия стремятся находить такие ИТ-решения, которые позволяли бы им действовать быстро и гибко, динамически маневрировать ограниченным пулом ресурсов с учётом насущных бизнес-потребностей. Здесь-то и оказываются актуальными персонифицированные партнёрские приложения на платформе HPE GreenLake, скроенные, что называется, точно по мерке каждого конкретного клиента. Таким образом, меняющиеся бизнес-реалии увеличивают число потенциальных заказчиков ИТ-услуг, в том числе PaaS и XaaS, усиливая тем самым значимость партнёров и создавая для них новое, буквально неохватное поле деятельности.
HPE GreenLake предоставляет заказчикам при деятельном посредничестве партнёров гибкие и адаптируемые ИТ-решения, детальные и прозрачные модели потребления. Такой подход позволяет предприятиям не просто следовать тенденциям рынка в основной области своей деятельности, но опережать и определять их, действуя в парадигме целенаправленного поступательного развития даже в нынешних непростых экономических реалиях.