Все больше компаний переводят ИТ в облако, но получают ли они от этого максимальную отдачу? Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data, рассказывает на портале InformationWeek о нескольких полезных, но мало используемых ИТ-службами облачных сервисах.

Корпоративный фокус в области облачных технологий направлен на перенос большего количества ИТ-функций в облако, используя инструменты, обеспечивающие миграцию из локальных сред. Такие инструменты позволяют обеспечить соответствие мер безопасности в облаке требованиям предприятия, предоставление облачных ресурсов по требованию и передачу на аутсорсинг облачным провайдерам ключевых систем, которые раньше работали и поддерживались внутри компании, таких как планирование ресурсов предприятия (ERP) и управление взаимоотношениями с клиентами (CRM). Эти провайдеры специализируются на таких системах и обладают ресурсами и опытом для их постоянного совершенствования.

Однако существует и второй уровень облачных услуг, которыми компании могут воспользоваться, но которые сегодня используются недостаточно.

Вот шесть ключевых областей:

1. Конфигурация и тонкая настройка

Преимущество облачных вычислений заключается в том, что большинство облачных провайдеров предлагают автоматизированные и пошаговые процессы, которые помогут вам настроить ваши ИТ-нагрузки.

Такая автоматизация ускоряет процесс облачного развертывания и особенно полезна для малых и средних организаций с ограниченными ИТ-ресурсами. Однако проблема заключается в том, что многие компании перестают пользоваться этими инструментами после первоначального внедрения.

Рассмотрим развертывание локальной системы. Вы интегрировали и установили новую систему, а затем выполнили ее тонкую настройку для оптимизации производительности и ресурсов. Автоматизированные облачные развертывания делают примерно то же самое, но автоматизация не освобождает вас от необходимости самостоятельно выполнять тонкую настройку. Загвоздка в том, что для тонкой настройки вам придется использовать инструменты, предоставляемые облаком. Это означает, что ваш персонал должен их изучить.

Многие ИТ-специалисты не тратят время на изучение инструментов для тонкой настройки облачных систем, поэтому в итоге жертвуют производительностью, которую могли бы получить. Дополнительная обработка и накладные расходы увеличивают облачные затраты.

2. Регулирование

Регулирование (governance) означает согласование методов управления ИТ с бизнес-целями. Это подразумевает развертывание и управление ИТ таким образом, чтобы обеспечить их максимальную безопасность и отсутствие рисков. Это также означает оптимизацию производительности ИТ для пользователей и клиентов, а также эффективное управление затратами и ресурсами.

Облачные провайдеры предлагают множество инструментов управления, но многие компании не тратят время на их изучение, освоение и внедрение. Если бы они это сделали, то стали бы лучше управлять своими облаками.

Не менее важно получить доступ к ежегодным аудитам ИТ и безопасности каждого облачного провайдера, которые, скорее всего, запросят специалисты вашей компании, проверяющие соответствие нормативным требованиям. Если вы не увидите аудиты облачных провайдеров, вы не сможете узнать, насколько хорошо они обеспечивают собственные безопасность и регулирование, и насколько их безопасность и регулирование соответствуют вашим собственным.

3. Тестирование приложений

Одной из наиболее заметных областей, где внутренние дата-центры неэффективны, является модульное, интеграционное, регрессионное и стресс-тестирование новых приложений и систем.

Для каждого тестируемого приложения необходимо настраивать и предоставлять отдельные тестовые среды ОС и баз данных. Для выполнения этой задачи часто требуется высокооплачиваемый персонал — администраторы баз данных, аналитики баз данных и системные программисты. Разработчикам приложений, возможно, придется ждать, пока эти ключевые сотрудники освободятся, поэтому время может быть потеряно. Затем, после завершения тестирования, зачастую забывают удалить ресурсы, зарезервированные для тестирования, поэтому такие ресурсы, как хранилища и виртуальные ОС на серверах, простаивают и расходуются впустую.

Некоторые крупные предприятия заметили эту проблему. Для борьбы с ней они переносят тестирование приложений в облако, где по требованию можно развернуть практически любую среду, от базы данных MongoDB или SQL до базы данных DB2 на мэйнфрейме IBM. Здесь тестирование приложений может проводиться на уровнях модульного, интеграционного, регрессионного и стресс-тестирования. Крупнейшие облачные провайдеры также располагают специалистами, которые могут оказать техническую поддержку и помочь с отключением ресурсов по окончании тестирования.

Тестирование в облаке дает преимущества по стоимости, управлению ресурсами и времени.

4. Образование

Большинство крупных облачных провайдеров предлагают бесплатное онлайн-обучение по облачным технологиям и облачным инструментам. В том числе и для получения сертификатов.

Это отличный, бесплатный или недорогой способ для ИТ-специалистов освоить множество различных инструментов, доступных в облаке, и получить необходимые навыки.

5. Инструменты анализа затрат

Облачные провайдеры предлагают инструменты аналитики, прогнозирования с использованием искусственного интеллекта, оптимизации и автоматизации, которые призваны помочь клиентам в управлении расходами на облачные вычисления.

Большинство организаций только начинают использовать эти инструменты, которые представляют собой пока еще недоиспользуемую облачную функцию, которая будет полезна ИТ-отделам и корпоративным финансам.

6. Тестирование аварийного восстановления

Несколько лет назад один из коллег-CIO рассказал мне, что они создали зеркальное отражение своей ИТ-инфраструктуры и приложений в облаке и чувствовали себя вполне уверенно в отношении плана аварийного восстановления (DR) и обхода отказа. Предполагалось, что в случае разрушения основного дата-центра (расположенного в зоне возможного землетрясения) произойдет аварийное переключение на облако.

Через какое-то время они протестировали обход отказа через облако и, к своему удивлению, обнаружили, что он не сработал! Очевидно, облачный провайдер перешел на новую версию системного ПО, которая больше не синхронизировалась с тем, что компания использовала в своем собственном дата-центре.

Это было досадно, но, по крайней мере, они провели тестирование и смогли обнаружить проблему. В отличие от этого, многие компании по-прежнему ограничивают свои DR-планы тем, что у них есть онпремис, даже несмотря на то, что они заняты переносом большего количества ИТ в облако. Они думают, что их облачные провайдеры могут справиться с DR в облаке, но провайдер с большим количеством клиентов не сможет понять все тонкости восстановления так, как это сделал бы ваш ИТ-персонал.

Облачные провайдеры знают об этом, поэтому многие из них теперь предоставляют своим клиентам руководства по планированию аварийного восстановления в облаке. Например, предлагают обучение по планированию и архитектуре аварийного восстановления в облачной среде. Есть и такие поставщики облачных услуг, которые вместе с вами протестируют ваши планы аварийного восстановления и обхода отказа, чтобы убедиться в их работоспособности.

Резюме

Компании тщательно изучают свои биллинговые отчеты, диаграммы и электронные таблицы с данными об использовании, определяя, как лучше управлять расходами и использованием облака, но им также следует сосредоточиться на том, как получить максимальную отдачу от своих облачных инвестиций.

Если ИТ-отделы будут больше знакомиться с облачными инструментами и функциями и находить те, которые могут помочь им наилучшим образом, они смогут улучшать производительность, оптимизацию и стоимость облачных вычислений.