В данной статье мы обсудим, почему в России растет спрос на управляемые облачные сервисы и чем отличаются подходы к использованию облака заказчиком и провайдером.

Управляемые и неуправляемые сервисы: основные понятия

В сфере облачных технологий обычно выделяют два типа сервисов: управляемые (managed) и неуправляемые (unmanaged). Разница между ними заключается в уровне ответственности за ресурс. В случае управляемых сервисов провайдер берет на себя все задачи по настройке, обслуживанию, мониторингу и обеспечению безопасности. Заказчик получает готовое решение и может сосредоточиться на своем бизнесе. Неуправляемые сервисы предоставляют только базовую инфраструктуру, а остальные задачи, — например, конфигурирование служб, обновление, настройка доступов, — остаются на стороне заказчика.

По данным аналитиков, 80% представителей бизнеса знакомы с понятием управляемых сервисов, что говорит о стремительном росте спроса. 34% компаний используют технологии в работе: из них 24% желают ускорить решение бизнес-задач, 58% — сэкономить средства, а 38% заинтересованы в экспертизе сервис-провайдера. И это неудивительно, ведь управляемые облачные сервисы — довольно удобный инструмент. Его главный принцип — делегирование ответственности. Заказчик передаёт часть задач провайдеру, обладающему экспертизой и ресурсами для их выполнения. Важно понимать, какую пользу приносит такое сотрудничество.

В первую очередь здесь важно отметить, что поставщик услуги берёт на себя все задачи по управлению системами, освобождая бизнес от беспокойства о технической составляющей. ИТ-специалисты комплексно следят за работой инфраструктуры, поддерживают производительность на должном уровне и оперативно решают возможные проблемы. Кроме того, поставщики услуг держат руку на пульсе технотрендов и предлагают заказчикам современные решения. Например, обновление баз данных PostgreSQL или MySQL до последних версий происходит без дополнительных усилий со стороны заказчика — провайдер полностью берет эту функцию на себя.

Далее, это опыт и экспертиза провайдера, позволяющие спланировать каждую деталь процедуры миграции. В процессе и после переноса данные заказчика останутся в безопасности, а все системы будут работать корректно. Благодаря этому бизнес легко адаптируется к новым условиям без каких-либо проблем и технических сбоев. ИТ-специалисты в штате провайдера оперативно решают возникающие проблемы и обеспечивают бесперебойное функционирование всех систем. Это позволяет заказчикам сосредоточиться на собственных бизнес-процессах, не отвлекаясь на технические детали.

Предсказуемость затрат и их снижение — ещё один плюс при выборе управляемых сервисов. Компаниям не нужно вкладываться в оптимизацию собственной инфраструктуры: провайдеры предлагают комплексные решения с налаженными системами. Бизнес может направить сэкономленные средства на развитие своего направления.

Управляемые или неуправляемые облачные сервисы: что выбрать?

Выбор между управляемыми и неуправляемыми облачными услугами зависит от потребностей бизнеса. Управляемые сервисы представляют собой готовые решения «из коробки» с полной поддержкой провайдера. А это особенно актуально для стартапов, малых и средних предприятий, не имеющих достаточных ресурсов для управления ИТ-инфраструктурой. При этом неуправляемые сервисы дают больше свободы и возможностей для контроля, но требуют наличия опытной команды и технической экспертизы для настройки и обслуживания, — а это уже потребность в дополнительных инвестициях в ИТ.

При этом выбор провайдера — также не менее важный вопрос. Ведь поставщик услуг должен не просто предлагать готовые решения, а стремиться понять потребности бизнеса и соответствовать им. Так, согласно опросу ИТ-специалистов, большинство респондентов считают экспертизу провайдера ключевым фактором. Другой, не менее важный фактор, — это укрепление партнерства между заказчиком и поставщиком услуг. Зачастую провайдеры выступают сами для себя и в роли заказчика, и в роли исполнителя. Например, при запуске новой услуги можно предварительно протестировать ее и применять для решения внутренних задач. Такой подход позволит выявить и устранить потенциальные проблемы и сбои задолго до официального старта услуги в публичном сегменте. Заказчики получают гарантированный уровень качества (SLA), что в свою очередь повышает уровень доверия со стороны бизнеса.

Потенциал управляемых облачных услуг в России

Согласно мировым прогнозам, к 2028 году объём рынка управляемых услуг достигнет 282 млрд. долл. при среднем ежегодном росте в 9,3%. Для сравнения, в 2023 году этот рынок оценивался в 180,5 млрд. долл. Причиной такого стремительного роста можно считать то, что развитие современного бизнеса во многом зависит от ИТ-активов и умения ими управлять. В России также непрерывно увеличивается спрос на облачные сервисы, в особенности среди небольших компаний.

Это всё приводит к тому, что сегодня управляемые сервисы становятся не просто инструментом для повышения эффективности, но и стратегическим активом для бизнеса. Так, организации, выбирающие облачные услуги, укрепляют свои позиции на рынке и легче адаптируются к любым изменениям.

Анна Абрамова, руководитель направления разработки облачных решений Рег.ру