Несмотря на официальный уход Zoom, больше половины российских компаний продолжают им пользоваться. Но у отечественных ВКС есть все шансы заместить иностранные сервисы.

Российский рынок до сих пор не отказался от Zoom. По данным аналитического агентства TelecomDaily, в 2023 году его использовали больше половины компаний страны. И это несмотря на то, что сервис официально ушел из России.

Тем не менее, с каждым месяцем бизнес все активнее переходит на отечественные решения: их качество становится лучше, а функциональность — выше.

В статье расскажу, как изменился рынок видеоконференцсвязи (ВКС) в России к 2025 году и какие критерии компании учитывают, когда выбирают замену Zoom.

Что происходит на рынке ВКС

Постепенный переход российских компаний на отечественный софт связан не только с уходом иностранных сервисов. В марте 2022 года Президент издал указ, который запрещает использовать зарубежное ПО в госкомпаниях и органах власти. Запрет вступил в силу с 1 января 2025 года — это значит, что госструктуры и организации с государственным участием уже должны были перейти на отечественные сервисы.

Частные организации тоже осваивают новые решения, но неравномерно. Одна их часть уже перешла на российские сервисы, причём сделала это в спешке, сразу после ухода Zoom в 2022 году. Эти компании столкнулись с ограничениями по функционалу — тогда среди российских приложений ВКС не было таких, которые предоставляют все «фишки» иностранного сервиса.

На тот момент бизнес адаптировался, но сейчас снова возвращается на рынок, чтобы выбрать сервис поудобнее: количество и качество предложений значительно выросло.

Другая часть компаний ещё не меняла платформу. Они продолжают использовать зарубежные сервисы, но растущие риски и неопределённость вынуждают их тестировать российские альтернативы.

Для всех названных групп компаний эталоном по функциональности, стабильности работы и удобству интерфейса остаются Zoom и MS Teams. С одной лишь разницей: организации ищут решения, которые можно разместить на собственных серверах. Так они хотят повысить уровень безопасности и независимости от поставщиков услуг и вендоров.

Несмотря на рост предложений, замещение зарубежных ВКС-сервисов займёт ещё несколько лет. Причина в том, что пользователям нужно адаптироваться к особенностям продуктов. А ещё — научиться доверять новым решениям. Поэтому бизнес постепенно присматривается и изучает платформы, тестирует их и готовится к долгосрочной адаптации.

Что важно компаниям в ВКС-сервисах

При выборе решения для видеоконференций и общения бизнес оценивает пять показателей.

1. Функциональность

От сервисов ожидают, что они будут закрывать те же потребности, что и Zoom. Поэтому в них должны быть:

  • Стабильная и качественная видеосвязь — без ограничения по времени, на несколько сотен, а лучше тысяч пользователей.
  • Режим демонстрации — чтобы можно было показывать экран своего компьютера или телефона во время презентаций и отчетов. С высокими детализацией и FPS.
  • Запись звонков — для фиксации важных договорённостей на групповых или личных онлайн-встречах. По аналогии с Zoom, лучше, если функция будет на виду и запускаться в один клик — у пользователей должен быть мгновенный доступ к ней.
  • Настройки фона — размытие или замена его на изображение, чтобы сохранить приватность на видеовстречах.
  • Гостевой доступ — через браузер, без необходимости устанавливать приложение. Он нужен, чтобы к видеовстречам могли подключаться представители других компаний или внешние участники, которые не работают в штате — подрядчики и фрилансеры.
  • Чаты, опросы, реакции — социальные функции, которые дополняют видеозвонки. В чатах можно общаться по теме встречи или обсуждать дополнительные вопросы. Реакции позволяют быстро поделиться обратной связью, а опросы — провести голосование прямо во время эфира и принять коллективное решение.
  • Мультиплатформенность — компании заинтересованы в сервисах, которые можно запустить на любом устройстве (компьютер, смартфон, планшет) и операционной системе (Windows, Mac, Linux, iOS, Android).

2. Интерфейс

Интерфейс приложения должен быть интуитивно понятным и удобным. С ним пользователи смогут быстрее и эффективнее выполнять задачи, а бизнес — экономить время и деньги на обучении сотрудников.

Вот несколько критериев, по которым можно оценить интерфейс ВКС-сервиса:

  • Простота и минимализм — чем меньше в приложении декоративных объектов, чрезмерных анимаций и сложных цветовых схем, тем легче пользователям ориентироваться в нём.
  • Консистентность — типографика, цвет и форма элементов во всём сервисе должны быть единообразными, а кнопки и навигация работать по единому принципу.
  • Визуальная иерархия — позволяет определить, какие элементы интерфейса главные, а какие — второстепенные, и не запутаться в них.
  • Инклюзивность — хорошо, если приложение учитывает потребности людей с проблемами со слухом, зрением или двигательной активностью. В этом помогают контрастные цвета, комфортные для чтения шрифты и специальные настройки управления, например жестами.
  • Микроанимации — то, что делает сервис опрятнее: плавные переходы, изменение состояния элементов, уведомления, эффекты загрузки и прогресса.

Интерфейс также должен адаптироваться под разные экраны и устройства. Не важно, использует сотрудник десктопную или мобильную версию платформы — UI-элементы должны оставаться удобными и понятными.

Чем проще интерфейс ВКС-сервиса, тем легче пользователям адаптироваться к нему и использовать его функции

3. Стабильность

ВКС-сервис должен работать стабильно даже при слабом интернет-соединении и с большим количеством участников.

Чаще всего к подобным приложениям люди подключаются через одну сеть, например через офисный Wi-Fi. Некоторые используют для звонков мобильные сети. В обоих этих случаях с сервисами начинаются проблемы: рассинхрон звука и видео, падение качества изображения, лаги и даже вылеты из конференции.

Проблема — в перегруженном канале и нестабильном мобильном интернете. Становится неважно, насколько плавно работает сервис в идеальных условиях: когда качество соединения падает, пользователи будут испытывать проблемы.

Чтобы приложение работало стабильно независимо от качества интернет-соединения и нагрузки на сеть, необходима поддержка популярного кодека для преобразования потока в картинку. Например, в сервисе Google Meet используют бесплатные кодеки VP9 и AV-1. А в Zoom за декодирование картинки отвечает лицензионный кодек H.264.

Но одного кодека для качественной картинки будет недостаточно — сервису нужен адаптивный алгоритм. Во время звонка он будет анализировать подключение каждого пользователя и автоматически подбирать под него подходящее разрешение видео.

Например, один из сотрудников подключается к звонку со смартфона. Он в движении, поэтому качество его интернет-подключения регулярно меняется от 4G к 3G. При работе адаптивного алгоритма пользователь и другие участники конференции не заметят проблем со связью. Картинка останется чёткой, не будет рассинхрона видео и звука, и сотрудника точно не выкинет из чата.

4. Оптимизация для мобильных устройств

Пользователи регулярно сталкиваются с проблемами при использовании ВКС на смартфонах: устройства греются, батарея быстро разряжается из-за высокой нагрузки на процессор. Современные технологии микширования потоков и оптимизации работы приложений позволяют избежать этих недостатков. Бизнес выбирает сервисы, которые оптимизируют потоки данных и снижают нагрузку на мобильные устройства.

5. Размещение на собственном сервере

Для многих компаний ключевым требованием является возможность размещения сервиса на собственных серверах. Это обеспечивает контроль над данными и защиту конфиденциальной информации. Важным дополнением становится круглосуточная техническая поддержка.

Выводы

Российские компании постепенно переходят на отечественные сервисы видеоконференций. Для бизнеса важно, чтобы новый продукт решал те же задачи, что и Zoom:

  • предоставлял стабильную связь;
  • был простым в использовании;
  • поддерживал работу на мобильных устройствах;
  • позволял размещать данные на собственных серверах.

Полностью заменить зарубежные платформы сразу не получится. На это уйдёт несколько лет — компаниям нужно адаптироваться к новым решениям и протестировать их в реальных условиях. Однако российские разработчики уже предлагают сервисы с конкурентным функционалом.

Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass