Чтобы удовлетворить облачные потребности предприятий в 2025 г., стоит разобраться в десяти основных тенденциях облачного рынка 2024 г., пишет в корпоративном блоге Пенни Мэдсен, старший директор по исследованиям, продукт IDC BuyerView.

Каждый год выделяются определенные технологические тенденции. Но лишь немногие из них вызывают столь значительные изменения как в технологиях, так и в бизнес-операциях, как искусственный интеллект в 2024 г. ИИ изменил подход организаций к облачным технологиям, обусловив новые бизнес- и облачные требования и представив новые сценарии использования. Шумиха вокруг ИИ также породила чувство самостоятельности (sense of agency) относительно происходящих перемен.

Регулярное исследование IDC Cloud Pulse (ежеквартально опрашивается до 1700 покупателей облачных решений) и программа IDC Cloud Adoption Trends and Strategies тщательно отслеживают развитие облачных технологий. С помощью опросов и бесед в отрасли наши команды оценивают изменения в требованиях покупателей облачных решений. Вот десять основных тенденций развития облачных технологий, проявивших себя в 2024 г., о которых должны знать поставщики, стремящиеся удовлетворить потребности покупателей облачных услуг в 2025 г.

Трансформация облака

Поскольку многие организации стремились модернизировать и изменить свои облака, услуги по миграции, интеграции и оценке облачных вычислений пользовались большим спросом. Не меньшее внимание уделялось инициативам по трансформации облака (многие из которых входят в состав более масштабных проектов по трансформации ИТ).

Около 60% покупателей облачных решений в ходе опроса IDC Cloud Pulse Survey 3Q24 October 2024 сообщили, что ИТ- или цифровая инфраструктура их бизнеса в настоящее время требует серьезной трансформации, а 82% заявили, что их облако также нуждается в модернизации. Таким образом, 2024-й стал решающим для определения того, где облачные стратегии должны стать более зрелыми или измениться. Появление новых требований ИИ потребовало ускорить выполнение этой работы.

Бизнес-цели стали технологическими целями

Возможно, в 2023 г. облачная трансформация была желаемой инициативой облачных команд, но в 2024 г. она стала движущей силой бизнеса, поскольку организации стать более готовыми к цифровым технологиям и ИИ. Теперь они мыслят как цифровые предприятия, и это быстро меняет их требования к технологиям и способы оценки их успеха.

В 2024 г. респонденты Cloud Pulse, впервые за все время, отвечая на вопрос о своих бизнес-целях, в подавляющем большинстве случаев говорили о том, что главные цели связаны с ИИ: использование ИИ для улучшения аналитики, повышения качества обслуживания клиентов и повышения продаж. Сегодня ИИ внедряется в большинстве компаний, и его внедрение и тесная связь с успехом бизнеса означают, что бизнес начинает оценивать ИИ и технические проекты на основе ключевых показателей эффективности бизнеса. Бизнес-подразделения также стали больше влиять на принятие решений о внедрении облачных технологий. Такой акцент на бизнес-показателях означает, что ИТ-команды теперь должны быть готовы к перестройке по мере изменения бизнес-среды и требований, а также должны иметь понятные инструменты отчетности.

Автоматизация для преодоления проблем с управлением и навыками

Облако — сложная система. Управление облаком становится еще сложнее по мере того, как организации внедряют гибридные и мультиоблачные стратегии. Еще одной проблемой (не уникальной для облачных вычислений) является заполнение необходимых должностей и удержание персонала в условиях жесткой конкуренции на рынке технологий. Поскольку организации стремятся модернизировать облачные архитектуры и внедрить ИИ, им требуются более эффективное управление облаком и новые навыки. Это увеличивает нагрузку на и без того перегруженные команды и ограниченные бюджеты.

Навыки, которых сейчас больше всего не хватает (FinOps, контейнеры и бессерверные технологии), относятся к областям, на которых сфокусированы инициативы по облачной трансформации. Другие области, навыки в которых будут влиять на облачную трансформацию, включают автоматизацию сетей и облачную оркестровку. Многие организации решают проблему нехватки навыков с помощью образовательных проектов (часто с упором на перекрестное обучение и развитие DevOps) или обращаются к профессиональным услугам. Операционные и другие команды также обучаются автоматизации, которая может повысить эффективность за счет устранения повторяющихся ручных задач, чтобы высвободить человеческие ресурсы и сократить расходы.

Востребованность гибридных и мультиоблачных возможностей

Большинство покупателей облачных решений будут работать с несколькими поставщиками, и многие уже сочетают использование различных облачных платформ. В III квартале 2024 г. 88% покупателей облачных услуг сообщили, что они развертывают гибридное облако или находятся в процессе его эксплуатации, а 79% уже используют сервисы нескольких облачных провайдеров (этот показатель увеличивается до 90% для тех, кто наиболее хорошо знаком с облачными технологиями).

Для многих из этих организаций проблема заключается не просто в реализации возможности работать в разных средах и с разными поставщиками, а в поиске поставщиков, которые предлагают настоящие гибридные и мультиоблачные возможности. Организации по-прежнему испытывают трудности с совместимостью и подключением. Это касается не только сети и таких проблем, как плата за вывод данных, но и открытых API, что требует заключения контрактов, обеспечивающих необходимый уровень гибкости. Поставщики начинают удовлетворять эти потребности, и результатом 2024 г. стало более динамичное перемещение приложений или рабочих нагрузок между средами, при этом организации учитывают, какое место является наилучшим с точки зрения производительности и стоимости.

Совершенствование средств управления и мониторинга в реальном времени позволит более динамично использовать различные платформы и приведет к повышению внимания к периферийным вычислениям. Хорошая новость заключается в том, что покупатели гибридного облака имеют очевидные преимущества перед теми, кто его не использует: более высокая рентабельность инвестиций и более быстрое внедрение новых технологий, и это лишь некоторые из них.

Миграция (и репатриация) приложений становится более динамичной

Эту тенденцию можно было бы также назвать «возрождением локальных сред», если бы мы рассматривали только сценарии использовании выделенных облаков для нужд генеративного ИИ (GenAI). Но дело не только в GenAI. Организации все чаще применяют подход выбора правильного места размещения приложений/рабочих нагрузок и данных, причем на разных этапах жизненного цикла приложений. Это особенно актуально для рабочих нагрузок ИИ. Для многих покупателей облачных услуг выделенное облако является важной частью этого уравнения, но требования к миграции приложений столь же динамичны и разнообразны, как и тенденции миграции приложений.

Самой большой миграцией в 2024 г. стал переход от традиционных сред к облачным. Причины миграции при этом изменились: устойчивое развитие и GenAI стали новыми факторами, мотивирующими миграцию, в дополнение к эффективности, стоимости и производительности (три причины миграции в 2023 г.). Эти тенденции миграции повышают требования к гибридным возможностям. Критерии выбора поставщика GenAI связаны с требованиями приложений. На первом месте здесь стоят производительность и задержка, на втором — требования к конфиденциальности и защите данных, а затем — возможности доступа к данным.

Требования суверенитета данных продолжают стимулировать интерес к выделенным облакам

В 2024 г. основными рабочими нагрузками, размещаемыми в выделенном облаке, стали CRM, ERM и HR, которые, как правило, работают с конфиденциальными персональными данными и информацией. В ближайшие два года к ним добавятся платформы жизненного цикла ИИ. Но речь не только о рабочих нагрузках. Сегодня 30% данных покупателей облачных сервисов сосредоточены в дата-центрах, 24% — в удаленных офисах/филиалах и 20% — на периферии (часть из них находится в публичном облаке, а часть — в выделенной среде).

Выделенное облако также стало предпочтительной средой для резервного копирования рабочих нагрузок — особенно для бизнес-приложений и приложений для управления данными. В различных регионах от 50 до 70% покупателей облачных сред хотят иметь возможность контролировать место размещения своих данных и все чаще — свою цифровую инфраструктуру. Это стимулирует постоянный интерес к выделенным облачным средам и вновь ставит гибридные решения на первое место в повестке дня, поскольку организации понимают, что выделенное облако связано с финансовыми и управленческими затратами и специальными навыками и не обеспечивает такого быстрого пути к инновациям и масштабированию, как варианты публичного облака.

Снижение рисков становится наиболее важным с точки зрения аварийного восстановления, отказоустойчивости и безопасности

Безопасность всегда была главной проблемой для организаций, использующих облака, но с учетом того, что облачные технологии в значительной мере лежат в основе трансформации бизнеса, отказоустойчивость становится более серьезной областью для беспокойства (отказоустойчивость включает в себя усилия по снижению рисков, безопасность и аварийное восстановление). Отвечая на вопрос о том, что было наиболее важным для покупателей облаков в 2024 г., организации-респонденты на первое место поставили способность восстанавливаться после различных событий (аварийное восстановление и резервное копирование), за которой следуют управление рисками и комплексная безопасность. Дело не только в том, что бизнес все больше полагается на облака; бесперебойная работа критически важных сред все чаще становится требованием отраслевых органов, регуляторов и клиентов. А сбои в работе и события, связанные с безопасностью, теперь становятся гораздо более публичными.

Партнеры и экосистемы тождественны инновациям

Возможность создания экосистем и партнерских отношений сегодня является обязательным требованием для многих организаций, развертывающих или преобразующих облако. Экосистемы охватывают гипермасштабные экосистемы, поставщиков управляемых услуг и даже отраслевые экосистемы (все больше организаций хотят, чтобы их провайдеры или партнеры их провайдеров обладали экспертными знаниями в конкретных отрасли и бизнесе). Речь идет не только о широте предлагаемых технологий и услуг. Речь также идет о возможности предоставления решений внутри страны (вспомните о повышении требований к суверенитету). Облачные технологии также становятся все более сложными, и покупатели облачных услуг хотят снять с себя часть бремени, работая с основными поставщиками облачных технологий, которые могут обеспечить высокую квалификацию, опыт и сертификацию своих партнеров по широкому спектру услуг. Все чаще они хотят, чтобы те также проверяли возможности этих партнеров в области ИИ. Организации хотят быть уверенными в том, что партнеры поставщика не пристрастны к какой-то одной платформе или поставщику.

Поддержка продаж и успешное взаимодействие с клиентами имеют большое значение

В 2024 г. покупатели облачных услуг стали придавать большее значение обслуживанию и поддержке и требовать большего от отделов продаж облачных поставщиков. Количество взаимодействий с обеими командами увеличилось: в 2024 г. с ними взаимодействовали около трех четвертей покупателей (что неудивительно, учитывая акцент бизнеса на облачной трансформации и внедрении ИИ).

66% процентов покупателей облачных решений также привлекают к сотрудничеству специалистов по обслуживанию клиентов (в 2023 г. этот показатель составлял 53%), а 84% теперь включают в свои контракты услуги по обслуживанию и поддержке клиентов. Покупатели хотят, чтобы эти команды были доступными и легкодоступными, а также демонстрировали технические знания, опыт и глубокое понимание бизнеса клиента. Отделы продаж будут работать хорошо, если смогут проявлять инициативу и предлагать быстрые решения проблем, связанных с облачными технологиями.

Облачный и межоблачный ИИ

ИИ лежит в основе многих тенденций, которые наблюдались в облачных средах в 2024 г. К концу прошлого года 49% покупателей облачных решений внедрили предиктивный ИИ, 46% — интерпретирующий ИИ и 51% — GenAI. Около четверти планировали внедрить ИИ каждой категории в 2025-м. На вопрос о том, кто лучше всего может помочь им в развертывании ИИ, 36% ответили, что это их основной поставщик облачных вычислений, а 21% — основной поставщик технологий и инфраструктуры (который также предлагает выход в облако или свои собственные облачные сервисы).

Что касается требований к обучению ИИ, то 23% предпочли выделенное хостинговое облако, 23% — SaaS-платформу, 17% — публичное облако и столько же — выделенное локальное облако и периферию. Для настройки ИИ предпочтение по-прежнему отдается выделенному хостинговому облаку, за которым следуют SaaS и публичное облако, аналогичная тенденция наблюдается и в отношении получения ИИ-выводов. Хотя предпочтение отдается выделенным облачным решениям, публичное облако по-прежнему используется примерно пятой частью респондентов во всех областях. Сегодня большинство поставщиков предлагают различные варианты публичного облака или доступ к публичному и выделенному облаку, и те, кто это делает (например, ведущие облачные провайдеры), также лидируют по уровню внедрения GenAI.