Начало поговорки «Мы не так богаты, чтобы покупать дешёвые вещи» в отношении расходных материалов для печати стоит перефразировать: «Мы не так богаты и здоровы». Неоригинальный тонер не только обходится в итоге чрезмерно дорого, но и попросту вреден для находящихся рядом с принтером людей, — и Kyocera рекомендует использовать только подлинные тонер-картриджи.
В природе не существует «лазерного тонера» вообще, как бы того ни хотелось поставщикам «совместимого» красящего порошка. Разновидностей оригинальных расходников множество, каждая технологически привязана к определённому набору совместимой техники, и априорной взаимозаменяемости между различными оригинальными тонер-картриджами нет и быть не может.
Расходная экономика
Оригинальные картриджи для лазерных печатающих устройств на первый взгляд обходятся потребителю дороже, как откровенно поддельные (включая бывшие в употреблении подлинные — скупленные по дешёвке, кое-как восстановленные и заполненные тонером неведомого происхождения), так и «совместимые аналоги» под сторонними независимыми марками. Для крупных заказчиков это, обычно, выливается в проблему, что заправленный неоригинальным расходным материалом аппарат незамедлительно снимается с гарантии, а стоимость не гарантийного ремонта большого МФУ уровня департамента настолько высока, что обессмысливает копеечную экономию на картриджах.
Другое дело — СМБ, SOHO (фрилансеры, удалёнщики) и прочие заказчики с крайне ограниченными бюджетами. Они стремятся всеми средствами минимизировать непрофильные затраты, и экономия на расходных материалах для печати располагается для них в перечне соответствующих мероприятий едва ли не на первом месте. Им важно получить результат — бумажную копию документа — здесь и сейчас, а неизбежное снятие устройства печати с гарантии их чаще всего не слишком беспокоит.
В конце концов, рассуждают они, раз уж принтер или МФУ был осознанно выбран от уважаемого, надёжного вендора, вероятность выхода его из строя на протяжении гарантийного срока пренебрежимо мала. И даже если неоригинальный картридж немного пачкает бумагу, выдаёт чуть расплывчатый мелкий шрифт, быстрее оригинального исчерпывает запас тонера, — с подобными мелкими неудобствами можно смириться. Разница в цене с оригиналом для подобных заказчиков слишком уж ощутима.
Исходя из этих соображений, можно было бы предположить, что розничные продажи оригинальных расходных материалов во всём мире, и в России в частности, практически мертвы, — ведь экономически обоснованная потребность в фирменной расходке, если следовать вышеизложенной логике, наличествует лишь у бюджетных и корпоративных оптовых покупателей.
И в то же время — даже с учётом того, что одних только «российских брендов лазерных картриджей» насчитывается сегодня около двух сотен (хотя, по сути, бóльшая их часть представляет собой продукцию одних и тех же крупных китайских фабрик, просто упакованных в коробки с различным дизайном), — розничные и мелкооптовые продажи оригинальных картриджей под брендами ведущих принтерных вендоров продолжаются. Причём, если судить по откликам канальных партнёров, — вполне успешно.
Возникает, как может кому-то показаться, экономический парадокс: как может заведомо более дорогой продукт сосуществовать на рынке со значительно более привлекательными по цене «полностью совместимыми аналогами»? Однако суть в том, что оригинальный тонер-картридж — вовсе не абстрактный, отчуждённый от использующего его аппарата расходный материал. Он разрабатывается, производится и существует только в связке именно с серией принтеров или МФУ для которых предназначен.
Расходными материалами, созданными одним вендором для данного модельного ряда собственных печатающих устройств, не имеет смысла заправлять даже другие линейки принтеров и МФУ под той же самой маркой, не говоря о продукции стороннего, не менее уважаемого производителя. В природе не существует «лазерного тонера» вообще, как бы того ни хотелось поставщикам «совместимого» красящего порошка. Разновидностей оригинальных расходников множество, каждая технологически привязана к определённому набору совместимой техники, и априорной взаимозаменяемости между различными оригинальными тонер-картриджами нет и быть не может.
Химия на страже печати
Принцип процедуры сухого электрографического переноса изображения (лазерной печати) знаком сегодня хотя бы поверхностно даже весьма далёким от ИТ людям. Тонер прилипает к наэлектризованным лазерным лучом участкам фотобарабана, затем переносится контактным способом на прокатывающийся под этим барабаном бумажный лист, после чего печка-фьюзер приплавляет краситель к бумаге. Получается стойкое, долговечное изображение с элегантным матовым отливом.
Звучит всё просто, однако на деле все составные части этого процесса настолько сложны и многогранны, что и механические компоненты печатного тракта, и лазерно-оптический блок, и фотобарабан (который может входить в состав картриджа либо монтироваться в принтере отдельно), и тонер с определённой палитрой физико-химических характеристик, и даже конструктивные элементы картриджа (вал первичного заряда, ракель, пружины крышки отвального бункера и т. п.) — образуют единую комплексную систему: печатный тракт.
Разрабатывается такая система для каждой новой серии печатающих устройств как одно целое, и патентами защищается также вся целиком. Несоответствие физико-химических параметров «совместимого» тонера и принтера, в котором тот используется, приводит к снижению качества печати. Учитывая, сколько времени и ресурсов было затрачено вендором на НИОКР, сравнительно высокая цена оригинальных расходных материалов уже не выглядит неоправданной. Заодно становится кристально ясно, почему респектабельные вендоры лазерных устройств печати безоговорочно снимают с гарантии аппараты, хотя бы однажды заправленные неоригинальным тонером. Невозможно ведь предсказать, какое воздействие на тонкую и сложную взаимоувязанную систему печатного тракта окажет попадание в неё вещества неизвестной природы с сомнительными физико-химическими свойствами.
Актуальный на сегодня тонер Kyocera образован трёхслойными частицами с парафиновым ядром, которое предотвращает прилипание отпечатка к валикам. Ядро окружает толстая полимерная оболочка, необходимая для транспортировки пигмента и связывания его с бумагой. Именно в этой оболочке находятся микроскопические частицы красителя, а также добавки, ответственные за электрические и магнитные (девелопер) свойства частицы тонера. Наконец, внешний её тонкий слой сформирован поверхностно-активными веществами, благодаря которым частицы не слипаются между собой ни в бункере картриджа, ни в печатном тракте.
Частицы тонера Kyocera — трёхслойные с парафиновым ядром, которое предотвращает прилипание отпечатка к валикам, и окружены толстой полимерной оболочкой, в которой находится краситель и добавки, ответственные за электрические и магнитные свойства тонера. Внешний тонкий слой сформирован поверхностно-активными веществами, предотвращающими слипание частиц между собой.
Либо, в обновленных современных линейках аппаратов используется тонер с раздробленным парафиновым ядром, что делает припекание частиц тонера к бумаге более долговечным.
Частицы тонера Kyocera — с разспределенным внутри парафиновым ядром для улучшенного процесса припекания тонера к бумаге.
«Совместимый» либо контрафактный тонер в общем случае не обладает полностью аналогичными свойствами — вспомним про патентную защиту, — и потому отпечатанный с их использованием документ окажется заметно худшего качества. При несоответствии температуры плавления тонера рабочей температуре печки печать выйдет блёклой. Скудный цветовой охват неоригинального тонера не позволит получить подлинно красочные отпечатки на цветном принтере или МФУ. Наконец, слишком крупные зёрна тонера неправильной формы могут повредить фотобарабан, что приведёт к появлению на документах неряшливых вертикальных полос и/или пятен.
Плюс к тому, расход неоригинального тонера всегда оказывается ощутимо выше: не запёкшийся на бумаге порошок смахивается ракелем в бункер отработки, причём как раз из-за неправильной формы частиц и неподходящей температуры плавления неоригинальный тонер гораздо хуже припекается — и остаётся недоиспользованным. Тем самым расход дешёвого тонера заметно повышается по сравнению с оригинальным, что значительно нивелирует разницу в цене между фирменным и «совместимым» картриджами.
На здоровье!
Заботе о здоровье в последнее время по понятным причинам уделяется значительно больше внимания. В особенности это касается предотвращения респираторных заболеваний: известно, что пациентам с нарушениями нормальной работы лёгких и дыхательного тракта в целом пресловутая коронавирусная инфекция вредит сильнее. А ведь активно действующее лазерное устройство печати в общем случае можно сравнить с непрерывно курящим на рабочем месте человеком — поскольку в ходе его работы в атмосферу неизбежно выделяются частицы тонера. Этот факт относится абсолютно ко всем печатающим устройствам любых производителей.
Принтер невозможно сделать полностью герметичным, — однако это не останавливает инженеров ведущих разработчков печатающей техники от неуклонного повышения безопасности их аппаратов для здоровья окружающих. Так, независимыми испытательными лабораториями не раз отмечался чрезвычайно низкий уровень шума печатающей техники Kyocera, равно как и практически полное отсутствие характерного для процесса печати «лазерного» запаха — который как раз ощущается вследствие попадания мельчайших частиц тонера в дыхательный тракт. Это особенно важно для небольших офисов заказчиков из сегмента СМБ, не готовых позволить себе выносить печатающее оборудование за пределы заполненных сотрудниками комнат.
Чем тише и неприметнее работает принтер, чем меньше частиц тонера попадает в воздух, которым дышит персонал заказчика, тем выше производительность труда и крепче здоровье людей — что в итоге самым позитивным образом отражается на эффективности бизнеса в целом. Избавление же от характерного аромата лазерной печати происходит и вовсе без участия пользователя, — благодаря усилиям разработчиков, затраченным на усовершенствование химической формулы оригинального тонера.
Эта формула вместо высоколетучего полимера с малой молекулярной массой (например, часто применяемого «совместимщиками» стирен-акрила) основывается на полиэстере, более тяжеловесные молекулы которого не так склонны к возгонке под воздействием высоких температур — а, следовательно, и к попаданию на ароматические рецепторы сотрудников и в их лёгкие.
Да, выпуск оригинального полиэстрового тонера обходится дороже производства «совместимого» стирен-акрилового, но разницу между тем и другим сидящий поблизости от принтера сотрудник моментально ощутит, что называется, на собственной слизистой оболочке. Дополнительно препятствует нежелательному попаданию компонентов тонера в воздух снижение рабочей температура печки в лазерном печатном тракте, о чём уже было упомянуто выше, — что также обусловлено выбором полиэстера в качестве основы для фирменного тонера: этот полимер более легкоплавок, чем стирен-акрил.
Эти теоретические рассуждения на практике подтвердила ещё в 2018 г. московская лаборатория «Ростеста», испытав одновременно два картриджа TK-1160: новенький фирменный и «восстановленный» с перезаправкой «совместимым» тонером. В ходе тестирования выяснилось, что частицы неоригинального тонера почти в полтора раза крупнее оригинальных (15 микрон против 11), что содержание кадмия в «совместимом» продукте более чем вдвое выше (142,8 мг/кг против 66,2 у оригинала), а ртути в неоригинальном тонере и вовсе на порядок больше (10,8 мг/кг против менее чем 1,0 мг/кг, — ниже предела чувствительности измерительного прибора).
Кадмий и ртуть — ядовитые металлы, и даже небольшое превышение их допустимой концентрации во вдыхаемом воздухе может привести к самым неблагоприятным последствиям. Однако ими одними дело не ограничивается: в лаборатории «Ростеста» провели натурный эксперимент с непрерывно работающим принтером, заключённым в стеклянный куб, чтобы точно замерить концентрацию выделяемых в процессе работы в воздух вредоносных веществ. При использовании обоих картриджей было отмечено повышение концентрации таких высокоопасных веществ, как формальдегид и фенол. При этом если перезаправленный «совместимым» тонером выделял лишь немногим больше фенола, чем оригинальный (до уровня 0,015 мг/м³ против 0,014 мг/м³), то для быстродействующего клеточного яда формальдегида разрыв оказался почти двукратным: 0,057 мг/м³ для нового фирменного картриджа — и 0,102 мг/м³ для неоригинального.
Таким образом, лаборатория «Ростеста» наглядно подтвердила, что регулярная продолжительная работа с «совместимым» расходным материалом без специальных средств защиты может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья находящихся в одном помещении с таким устройством печати людей. Дополнительно средствами спектрального анализа была объективно зафиксирована принципиальная разница химической композиции двух исследованных тонеров. У частиц оригинального продукта полимерная оболочка сформирована, как и заявляет вендор, на основе эпоксидов, которые обеспечивают лучшее закрепление на бумаге и тем самым бóльшую долговечность распечатанного документа. «Совместимый» же тонер изготовлен с применением более дешёвых и менее стойких веществ — стирола и аллилового спирта. Вдобавок, в составе частиц оригинального тонера Kyocera подтверждено присутствие мелкодисперсного кремния, необходимого для полировки поверхности фотобарабана с целью защиты его от механических повреждений, — тогда как в «совместимом» порошке кремния нет.
В ходе испытаний московской лаборатории «Ростеста» оригинального и перезаправленного картриджей TK-1160 выяснилось, что частицы неоригинального тонера почти в полтора раза крупнее оригинальных, содержание кадмия в «совместимом» продукте более чем вдвое выше, ртути в нём больше на порядок, а в ходе работы поддельный картридж выделял вдвое больше формальдегида.
Печать спокойствия и уверенности
Как же добросовестному заказчику, который искренне беспокоится и о здоровье сотрудников (включая собственное, — если речь идёт о покупке принтера для кабинета руководителя либо для SOHO), и о качестве лазерной печати, удостовериться, что он приобретает подлинные расходные материалы Kyocera? К счастью, защититься от приобретения подделки достаточно просто, — надо лишь обращать внимания на все признаки подлинных картриджей.
Наиболее зрелищный из них, пожалуй — голограмма Trustgram, которой оригинальные картриджи вендора снабжаются с октября 2007 г. Печать голограмм в наши дни заказать не так уж сложно, но Trustgram обладают особыми поляризационными свойствами, которые проявляются лишь при определённых условиях: они видны как переливчато-разноцветные или монохромные при взгляде сквозь разные окошки проверочного визора Handy Viewer размером с визитку. Приобрести его заказчик может у официальных дилеров за какие-то
Проверочный визор Handy Viewer размером с визитку позволяет увидеть защитные голограммы Trustgram как переливчато-разноцветные или монохромные при взгляде сквозь разные окошки.
Дизайн упаковки оригинальных расходных материалов Kyocera предусматривает множество надписей довольно мелким, но в то же время прекрасно различимым шрифтом. Это также дополнительная степень защиты, поскольку способные производить такую печать на упаковочной таре машины довольно дороги — и производителям подделок просто экономически невыгодно их закупать. По той же причине (стремление изготовителей контрафакта сэкономить на чём только можно) защитная лента, которую нужно удалять перед установкой картриджа в принтер, будет у оригинала двухцветной (оранжевой и белой), а не одноцветной. Безусловно, у оригинального тонер-картриджа номера лота на его корпусе должен совпадать с номером на коробке, а в комплект поставки обязано входить бумажное руководство по установке, — на него производители подделок тоже не раскошеливаются.
Резюмируем в заключение основные преимущества оригинального тонера Kyocera:
- он априори совместим с тем самым аппаратом, для которого предназначен, и гарантирует получение отпечатков идеального качества и долговечности, поскольку наилучшим образом соответствует по своим физико-химическим свойствам особенностям именно этой модели;
- вследствие значительного объёма оригинального картриджа (тубы) заполняющий её тонер в пересчёте на одну отпечатанную страницу обходиться не намного дороже совместимого;
- оригинальный тонер расходуется внутри принтера строго расчётным образом и потому обеспечивает получение ровно того количества отпечатков, которое указано в спецификации картриджа;
- воздействие оригинального тонера на экологию офисного помещения и здоровье сотрудников исчезающе мало;
- гарантийные обязательства в отношении принтера или МФУ при использовании любого неоригинального тонера аннулируются.
Вернуться на главную страницу проекта
СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ KYOCERA