Печатающая техника — неизменный атрибут любого современного офиса. Невзирая на сложные времена, ряд сегментов рынка устройств печати демонстрирует завидную динамику. Так, по данным GfK, в Западной Европе в 2017 г. доля цветных лазерных МФУ выросла до 31,1% (годом ранее она составляла 28,3%). А в странах СНГ, где превалирует по объёму рынка Россия, доля монохромных лазерных МФУ увеличилась за тот же период с 65,9 до 67,9%.
Одновременно прирастает и рынок офисной бумаги. Невзирая на всё более широкое распространение электронного документооборота, эксперты оценивают прибавку потребления такой бумаги в России как минимум в несколько процентов от года к году за последние несколько лет. С конца 2014 г. время от времени наблюдался даже некоторый дефицит бумаги для офисных печатающих устройств, связанный с сокращением импорта из-за ослабления рубля.
Раз бумаги и аппаратов для печати становится больше, значит должны увеличиваться и продажи тонера. Однако оценить объём и динамику этого рынка чрезвычайно трудно из-за того, что заметная его часть остаётся в тени. Многие заказчики по понятным соображениям до сих пор вместо оригинальных расходных материалов выбирают совместимые, а то и вовсе контрафактные — не подозревая, что тем самым ввергают себя в куда более существенные траты.
Три подхода
Печатающий узел в составе лазерного принтера или МФУ формирует на бумаге изображение (текст, картинку, фото) с использованием тонера. Этот мелкодисперсный красящий порошок прилипает к наэлектризованным на фотобарабане участкам бумажного листа, а затем печка-фьюзер приплавляет его к бумаге. Получается стойкое, долговечное изображение с элегантным матовым отливом.
Тонер хранится в картридже и понемногу расходуется при каждом запуске задания на печать. Когда же приходит пора менять картридж, заказчик — точнее, ответственный за содержание парка оргтехники его сотрудник — замечает, что на рынке представлены три категории расходных материалов для принтеров и МФУ. И что по цене эти категории различаются чрезвычайно сильно.
Доктором Казуо Инамори
Дороже всего — оригинальный тонер. Он поставляется в картриджах, рекомендованных для установки в конкретную данную модель печатающего устройства, и наилучшим образом соответствует особенностям этой модели — поскольку принтер и тонер для неё разрабатывались одновременно, единым коллективом инженеров.
Разумеется, тонер, официально выпущенный для принтера или МФУ уважаемого глобального бренда, не может не отвечать жёстким требованиям экологичности производства и отсутствия угрозы здоровью людей, которые будут работать в одном помещении с печатающим агрегатом.
И работать долго: ведь только во взаимодействии с оригинальным тонером этот агрегат уверенно прослужит весь гарантийный срок, и ещё многие годы вперед.
Помимо того, на рынке представлен так называемый совместимый тонер. Поставляется он, как и оригинальный, в предназначенных для данной модели принтера картриджах либо в тубах для перезаправки, а стоит при этом дешевле. Ещё бы: совместимый тонер изготавливают на стороне по более или менее стандартной рецептуре, не инвестируя существенных средств в НИОКР. Более того, оригинальный тонер всегда запатентован и легально воспроизвести процесс его изготовления попросту невозможно, пока действует патент.
Несоответствие физико-химических параметров совместимого тонера и принтера, в котором тот используется, приводит к снижению качества печати.
Например, в стремлении сократить энергопотребление лазерного печатающего узла именитые вендоры последовательно снижают температуру плавления своего оригинального тонера — притом не в ущерб его способности закрепляться на бумаге.
Совместимый тонер с более высокой температурой плавления попросту не сможет в этом случае толком закрепиться на листе: изображение в итоге выйдет блёклым и нестойким. Многие заказчики решают подобные проблемы тем, что держат для печати чистовых документов оригинальный картридж, а для черновиков и внутренней документации используют совместимый тонер. Однако печатный тракт принтера в любом случае пострадает даже из-за разовой загрузки неоригинальных расходных материалов — что приведёт к общему снижению качества печати и дополнительным затратам на содержание аппарата.
Наконец, дешевле всего — контрафактный тонер. Обычно его используют для перезаправки исчерпанных картриджей, причём применять этот порошок не брезгуют даже некоторые «солидные» поставщики совместимых расходных материалов. Производят контрафактный тонер в лучшем случае в Китае, полукустарным способом, без какой бы то ни было заботы об экологии и без внимания к здоровью людей, рядом с которыми будут стоять заправленные этой субстанцией принтеры. Физические свойства такого тонера чаще всего вовсе не соответствуют требованиям современных печатающих узлов, а состав способен повергнуть в ужас экспертов Организации по запрещению химического оружия.
И всё же в стремлении сэкономить здесь и сейчас многие заказчики продолжают делать ставку на совместимый, а то и беззастенчиво контрафактный тонер вместо оригинального. К счастью, избавиться от этого пагубного пристрастия не так уж сложно: стоит лишь подробно изучить преимущества оригинальных расходных материалов и произвести сравнительный расчёт совокупной стоимости владения принтером либо МФУ, взаимодействующего на протяжении срока своей реальной эксплуатации со всеми тремя типами тонера.
Не просто порошок
Тонер для первых лазерных копиров и принтеров представлял собой перемолотый краситель с добавлением, грубо говоря, тонких железных опилок, что придавали ему электромагнитные свойства, позволяя прилипать к наэлектризованным частям фотобарабана. Со временем стало ясно, что сделать равномерным даже очень мелкий механический помол невозможно — частицы тонера всё равно будут разительно отличаться по размерам. К тому же, неизбежно образующиеся при механическом измельчении острые края отдельных частичек заставляют быстрее изнашиваться барабан и другие узлы печатающего механизма.
Все нынешние оригинальные тонеры ведущих брендов печатного рынка представляют собой химически выращенные частицы микронных габаритов с особыми свойствами, наилучшим образом подходящими к параметрам того или иного печатающего узла.
Актуальный на сегодня тонер KYOCERA образован трёхслойными частицами с парафиновым ядром, которое предотвращает прилипание отпечатка к валикам. Ядро окружает толстая полимерная оболочка, необходимая для транспортировки пигмента и связывания его с бумагой. Именно в этой оболочке находятся микроскопические частицы красителя, а также добавки, ответственные за электрические и магнитные (девелопер) свойства частицы тонера. Наконец, внешний её тонкий слой сформирован поверхностно-активными веществами, благодаря которым частицы не слипаются между собой ни в бункере картриджа, ни в печатном тракте.
Тонер KYOCERA нового поколения отличается уменьшенным характерным размером частиц: если в среднем по рынку он составляет 9,5 мкм, то для этого тонера — всего 6,8 мкм. Благодаря более мелкодисперсным пигменту и девелоперу разработчикам компании удалось сократить габариты частиц почти на треть, ещё более приблизив их форму к идеальной сферической форме, а количество порошка в тубе стало значительно больше. Расход нового тонера на создание аналогичного по качеству изображения также оказался уменьшен, что выразилось в увеличении ресурса каждого заправленного таким тонером картриджа.
Новый тонер KYOCERA создавался с учётом повышенных требований современных заказчиков к качеству цветной лазерной печати. Поэтому цветовой охват формируемого им изображения шире, чем прежде; в особенности это касается зелёных и синих тонов. Поскольку новый тонер более легкоплавок, рабочую температуру блока фьюзера для новейших моделей печатающих устройств KYOCERA удалось понизить на 200°С, а потребление энергии полноцветными МФУ в процессе эксплуатации — на 15%.
Уже отсюда очевидно, что «совместимый» универсальный тонер, рассчитанный на припекание к бумаге в более горячих печках, попросту не обеспечит должного качества печати в данном случае — не говоря о контрафактных расходных материалах. Кстати, о расходах: новинки печатающего оборудования KYOCERA значительно более дружественны к природе, в том числе и благодаря принципиально новой конструкции картриджа.
Картридж для лазерного принтера или МФУ — традиционно сложное устройство. Картридж полного цикла, который включает одноразовый фотобарабан, может содержать до 60 отдельных компонентов, произведённых из множества различных материалов. Мало того, что такая конструкция дорого стоит сама по себе (даже без учёта цены оригинального красящего порошка внутри), её ещё и чрезвычайно накладно оказывается должным образом утилизировать.
Просто же выкидывать отработавший своё картридж — слишком безответственный в эпоху глобального потепления шаг, на который ни одна экологически ответственная компания не может позволить себе пойти. Так и возникает дополнительный, весьма весомый, компонент совокупной стоимости владения печатающим агрегатом: стоимость конечной утилизации отслуживших расходных материалов.
KYOCERA даёт возможность ощутимо уменьшить этот компонент за счёт раздельной конструкции печатного тракта в своих машинах. Фотобарабан в её принтерах и МФУ — многоразовый, рассчитанный на многократно большее число страниц, чем отдельный картридж. Сам же такой картридж представляет собой цельнолитый из пластика бункер для тонера плюс ещё четыре несложных детали, — всего пять компонентов, изготовленных из двух разновидностей материалов. Утилизация такого картриджа по завершении расчётного срока его службы обойдётся заметно дешевле — и специальные заводы, на которых такая утилизация производится, возникают сегодня по всему миру.
В погоне за оригинальностью
«Мы не так богаты, чтобы покупать дешёвые вещи» — эта старая поговорка целиком и полностью сохраняет свою справедливость даже в цифровую эпоху. Откровенная дешевизна контрафактных расходных материалов и мнимая сбалансированность по цене и качеству совместимых сохраняют привлекательность лишь до тех пор, пока заказчик не возьмёт в руки калькулятор и не примется высчитывать куда более объективный параметр — совокупную стоимость владения принтером на всём протяжении срока его эксплуатации.
Здесь-то и окажется, что высокая продажная цена оригинального тонера компенсируется уже в среднесрочной перспективе целым рядом преимуществ, которые он обеспечивает. Начиная с наиболее очевидного: только при использовании исключительно оригинальных расходных материалов на принтер либо МФУ распространяется фирменная гарантия. В случае, если поломка аппарата происходит из-за использования неоригинальных материалов, в гарантийном ремонте заказчику могут отказать. Негарантийный же ремонт современной печатающей техники, если с ней что-то случится — удовольствие весьма недешёвое. Его цена способна разом перечеркнуть всю выгоду, полученную от экономии на тонере.
Следующее преимущество оригинального тонера: гарантированное качество печати. Поскольку физико-химические его параметры оптимальным образом соответствуют особенностям печатного тракта данного МФУ или принтера, производитель может гарантировать идеальное качество выходящих из этого тракта документов.
Cовместимый тонер либо контрафакт в общем случае не обладают нужными свойствами — и потому отпечатанный с их использованием документ окажется заметно худшего качества. При несоответствии температуры плавления тонера рабочей температуре печки печать выйдет блёклой. Скудный цветовой охват неоригинального тонера не позволит получить подлинно красочные отпечатки на цветном принтере или МФУ. Наконец, слишком крупные зёрна тонера неправильной формы могут повредить фотобарабан, что приведёт к появлению на документах неряшливых вертикальных полос и/или пятен.
Ну и, наконец, мало кто принимает во внимание, что расход неоригинального или контрафактного тонера оказывается гораздо выше, чем расход оригинального, так как незапекшийся на бумаге тонер смахивается в бункер отработки, а именно из-за своей неправильной формы перезаправленный тонер гораздо хуже припекается и оказывается неиспользованным.
Более глубокое изучение вопроса показывает, что разница в себестоимости налаженного производства оригинального и неоригинального тонера не так уж велика. Другое дело, что для налаживания этого производства вендор затратил существенные средства на НИОКР, на постройку или переоборудование фабрик, на организацию системы контроля качества, на официальную сертификацию производства, на маркетинг и логистику, наконец. Производитель же совместимых или контрафактных материалов просто паразитирует на экосистеме печати, размещая на коробках со своими картриджами громкое имя вендора и название принтера или МФУ, для которого они предназначены.
То есть в итоге чистая прибыль от продажи неоригинальных расходных материалов выходит весьма и весьма высокой — особенно если принять в расчёт отсутствие экологической ответственности неоригинального производства. И ещё очень большой вопрос, кто же на самом деле «бессовестно наживается» на рядовых потребителях — инвестировавший немалые средства в исследования и производство вендор, или всё-таки самым безответственным образом минимизирующий свои затраты поставщик неоригинальных расходных материалов.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все заказчики приобретают поддельные картриджи исключительно из соображений экономии. Бывает так, что не слишком сведущие в технических премудростях люди замечают знакомый логотип, видят привлекательную цену — и хватают, что называется, не глядя: мало ли, а вдруг это распродажа? А когда выясняется, что приобрели подделку — обычно уже после того, как с принтером или МФУ случилось что-нибудь неприятное — хвататься за голову оказывается уже поздно.
Чтобы облегчить жизнь лояльным заказчикам, KYOCERA предусмотрела несколько степеней защиты своих оригинальных картриджей. Наиболее доходчивая и зрелищная из них, пожалуй — голограмма Trustgram, которой снабжаются оригинальные картриджи вот уже более десятка лет, с октября 2007 г. Печать голограмм в наши дни заказать не так уж сложно, но Trustgram обладают особыми поляризационными свойствами, которые проявляются лишь при определённых условиях.
У официальных дилеров KYOCERA заказчик может за какие-то
Однако чтобы добраться до голограммы, необходимо вскрыть коробку с картриджем. Внимательный же глаз сможет обнаружить подделку ещё раньше — достаточно обратить внимание на то, каким образом нанесены на упаковку надписи, в особенности сделанные мелким шрифтом. На фабриках контрафакта о качестве заботятся мало на всех этапах, и там для надпечатки коробок используют дешёвые промышленные струйные принтеры. Они дают чернильную струю с достаточно сильным разбросом, так что мелкий шрифт выходит нечётким, смазанным, а то и вовсе нечитаемым. В этом отношении особенно показательны иероглифы. На коробке всегда есть мелкие надписи на многих языках, в том числе на китайском и японском, и если тонкие детали крохотных иероглифов сливаются в сплошные пятна — значит, перед вами однозначно подделка.
Есть и другие индикаторы, по которым можно определить поддельный картридж KYOCERA. Например, оригинальная защитная лента, которую необходимо извлечь перед его установкой в принтер либо МФУ — двухцветная: оранжево-красная с лицевой стороны и белая с изнанки. Стремящиеся по максимуму сократить затраты мошенники не мучаются с подбором подходящего по фактуре двухцветного пластика — и просто ставят вместо оригинальной ленты однотонную красную.
В любом случае, добросовестный заказчик будет гарантированно защищён от подделок, если приобретёт оригинальные расходные материалы у авторизованных дилеров KYOCERA. Да, обойдутся такие картриджи дороже, чем купленные в полутёмном ларьке на радиорынке. Зато и прослужит с их использованием принтер или МФУ дольше.
А средства, полученные компанией от продажи оригинальных расходных материалов, позволят ей и дальше вести разработки, совершенствуя свои новые печатающие устройства. Делая их ещё более экономичными, функциональными, дружественными к природе — и, в итоге, располагающими весьма привлекательной совокупной стоимостью владения за весь период фактической эксплуатации. Главное — давать себе труд адекватно оценивать эту стоимость, а не гнаться за сиюминутной и так быстро преходящей выгодой.