Компания Navteq представила стратегию развития бизнеса в России
В конце прошлого года были сняты ограничения на производство и использование пространственных данных, и российский рынок средств спутниковой навигации стал быстро развиваться. Зарубежные игроки не могли оставить эти сдвиги без внимания. Недавно планы работы в нашей стране обнародовал один из ведущих поставщиков цифровых навигационных карт и баз данных — американская компания Navteq.
Хотя Navteq открыла московский офис пару лет назад, о себе она заявила только сейчас, выпустив детальные карты Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, а также карты дорожной сети европейской части страны (90 тыс. км). Как рассказал Яннис Моиссидис, вице-президент по развитию бизнеса в регионе ЕMEA, два года, прошедшие с момента открытия офиса, потребовались на создание первых российских продуктов. Ведь для навигации недостаточно простой дорожной карты. Необходима дополнительная информация, которая поступает из разных источников: спутниковые изображения, аэрофотосъемка, земельный кадастр, ГИС, бумажные карты, сведения от почтовых и муниципальных служб. Вся эта информация оцифровывается, приводится к общему формату, проверяется, интегрируется и записывается в единую базу в производственном центре, расположенном в США.
Но самые ценные данные поставляют геоаналитики Navteq, которые периодически объезжают дороги своего региона, собирая и описывая порядка 200 атрибутов каждого участка (дорожные знаки, разметка, ограничения скорости, заправки и т. д.). Поэтому компании так важны региональные отделения. “Нужно, чтобы люди знали территорию, были в курсе местных событий и изменений”, — объяснил Андрей Арсентьев, менеджер по продвижению продуктов в Центральной и Восточной Европе. Сейчас в российском отделении работает 25 постоянных сотрудников и 15 временных, в сборе информации также участвуют внешние подрядчики. Постепенно штат будет расширяться. По словам Андрея Арсентьева, в ближайшее время откроется офис в Санкт-Петербурге, в январе 2008-го — в Ростове-на-Дону, потом — в Екатеринбурге и Новосибирске.
Коротко о компании
Navteq основана в США в 1985 г., в 1988-м обрела стратегического инвестора в лице Philips Electronics, в 1994-м в автомобилях BMW была впервые установлена ее картографическая система, а в 2004-м состоялся первичный выпуск акций на фондовой бирже. Сейчас в штат Navteq входит порядка 3 тыс. сотрудников, работающих в 69 странах. Ее картами оборудованы более 26 млн. навигационных приборов, а число пользователей достигает 90 млн. человек.
Одновременно будет увеличиваться и картографическое покрытие. В IV квартале нынешнего года должны появиться карты Краснодарского края с основными городами, а охват дорожной сети распространится до уральского округа и достигнет 105 тыс. км. Есть и другие планы. Как рассказал директор представительства Navteg в нашей стране Павел Козлов, сейчас готовится выпуск российских цифровых карт Entry Map, с помощью которых можно отслеживать перемещение транспортных средств в масштабе всей страны на основе единой БД. “Постепенно мы будем объезжать дороги и добавлять атрибуты, чтобы карты стали более информативными”, — говорит г-н Козлов.
Следует отметить, что компания Tele Atlas, главный конкурент Navteq в области цифровой картографии, продвинулась дальше в освоении российских просторов. Но оказывается, Navteq намеренно не форсирует события. “Мы не торопимся расширять покрытие, так как прежде всего хотим обеспечить высокое качество информации”, — подчеркнул Андрей Арсентьев. По его словам, одно из преимуществ технологии Navteq состоит в построении навигационной базы данных в России по тем же стандартам и спецификациям, что и во всем мире. Такой подход позволяет интегрировать дорожные сети разных стран и выполнять маршрутизацию по всему континенту.
Как известно, карты важно не только создавать, но и периодически обновлять. Navteq выпускает новые карты каждый квартал. В них учитываются последние изменения и исправляются ошибки, обнаруженные в предыдущей версии. Как рассказал Андрей Арсентьев, данные для обновлений поступают из официальных источников (муниципалитетов, ГАИ, почтовых служб и т. д.), от сотрудников компании, занятых сравнением картографических баз Navteq с местными ГИС и спутниковыми снимками, и от самих пользователей, передающих сведения об ошибках через онлайновую систему Map Reporter. Все полученные сообщения проверяются с выездом на место.
Спрос на навигационное оборудование и данные растет не только у нас, но и во всем мире. По словам г-на Моиссидиса, положительное влияние на динамику рынка навигации оказывает популярность персональных навигационных устройств (Personal Navigation Device, PND), расширение картографического покрытия в разных регионах мира (например, в нашей стране) и использование в навигационном оборудовании емких жестких дисков (на них можно хранить более подробные карты, чем раньше).
В России рынок навигации фактически начал развиваться лишь с этого года, считает Павел Козлов: “После снятия ограничений на распространение пространственных данных появилась процедура, позволяющая легально импортировать навигационные устройства и открыто их продавать. Правда, запрет Генштаба на определение местоположения объектов с высокой точностью до сих пор официально так и не отменен. Тем не менее спрос на навигаторы быстро растет, и хотя точных данных нет, в нынешнем году объем продаж, по моей оценке, утроится, а в следующем удвоится. Но не следует забывать, что рост идет почти с нуля”.