Корпорация IBM уже давно является одним из самых активных и влиятельных членов сообщества Linux, всячески поддерживая это движение, в том числе и на уровне разработки ПО, и на уровне маркетинга. Информацию о состоянии и планах работы компании в данном направлении мы узнали, что называется, из первых уст во время визита в Москву Инны Кузнецовой, занимающей в IBM пост директора, отвечающего за реализацию Linux-стратегии. С ней беседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Основная интрига на рынке операционных систем в 1990-е годы — наступление Windows на позиции Unix. В начале века ситуация изменилась: в атаку перешла Linux. Сегодня создается впечатление, что стороны от активных обменов ударами перешли к какой-то затяжной позиционной борьбе. Вы согласны с такой оценкой?
Инна Кузнецова: На мой взгляд, ситуация характеризуется дальнейшим продвижением Linux. Например, по данным IDC, доля Linux неизменно увеличивается, и этот процесс будет продолжаться по крайней мере еще несколько лет. По темпам роста Linux опережает как рынок серверов в целом, так и конкурирующие OC. Однако тут еще важнее качественные изменения в структуре этого роста: Linux всё чаще применяется для решения критически важных для бизнеса задач. Впрочем, этому способствуют также изменения в представлениях заказчиков о категории “критически важных” систем. Так, десять лет назад Web-сервер играл вспомогательную функцию в общей ИТ-инфраструктуре предприятия, а сейчас он имеет один из самых высоких статусов в ней.
Хорошо известно, что ОС Linux смогла выйти на рынок серверов во многом благодаря появлению качественно новых сфер применения ИТ, в первую очередь это Интернет, Web, электронная почта. Сейчас повышение ее доли объясняется как появлением новых сегментов рынка, так и усилением позиций ОС в таких традиционных для ИТ-заказчиков областях, как ERP и управление документами.
PC Week: И всё же создается впечатление, что расширение позиций Linux идет за счет отвоёвывания позиций не столько у Windows, сколько у Unix. Выходит, реальное противоборство между Linux и Windows еще впереди?
И. К.: В отношении Unix вы правы, доля этой ОС сокращается. Но ситуации, когда на рынке останутся лишь две ОС, а тем более одна, никогда не будет. Например, всегда будут ОС, изначально оптимизированные под ту или иную аппаратную платформу, и будет много пользователей, которым такая оптимизация очень важна.
PC Week: Linux в свое время появилась как компактная Unix-система для настольных ПК. Но потом она резко ушла в область серверов, а вот попытки занять заметное положение на рабочих станциях до сих пор не увенчались успехом. Можно ожидать, что у клиентской Windows всё же появится конкурент?
И. К.: Выбор ОС для ПК со стороны пользователя во многом связан с существованием прикладных программ, способных работать в этой среде. В несколько упрощенной форме можно сказать, что сила Windows на рынке ПК определяется наличием у нее такого мощного союзника, как Office, и целого ряда офисных приложений. Ситуация же с прикладным ПО для Linux явно улучшается. Как вы, наверное, знаете, IBM, со своей стороны, приняла решение об активизации работы в этом направлении. Конечно, тут важно и то, что интерес к программным продуктам на базе открытых стандартов проявляют многие страны и группы пользователей, и здесь особо нужно выделить сферу образования.
PC Week: Вы в своей должности совмещаете в общем два разных направления: Linux, которая всё же главным образом применяется на платформе x86, и мэйнфреймы. Почему так получается?
И. К.: Да, исторически Linux начинала на x86, и основная ее инсталлированная база приходится на эту архитектуру, хотя сегодня эта ОС широко используется на более широком спектре аппаратных платформ, в том числе и на System p, и на blade-серверах, и на мэйнфреймах. Но еще несколько лет назад резко обозначилась проблема концентрации вычислительных ресурсов — процесс, который получил название “консолидация серверов”. Поначалу он шел в общем-то по довольно тривиальному пути физической консолидации, когда распределенная схема размещения компьютеров заменялась созданием крупных центров обработки данных — ЦОДов.
А дальше, вполне естественно, стало понятно, что повышение эффективности консолидации должно быть связано с использованием качественно других архитектурных решений. И самое любопытное тут то, что решения эти уже давно известны — это мэйнфреймы. Именно поэтому одно из главных направлений отчетливого повышения интереса заказчиков к большим компьютерам, изначально создававшимся для крупных вычислительных центров коллективного пользования, связано с задачами переноса Linux-решений на эту платформу.
Я бы еще хотела обратить ваше внимание на то, что процесс консолидации серверов имеет много аспектов. Это и снижение затрат на сопровождение, и улучшение управляемости, и повышение надежности. Но в последнее время обозначилась еще и новая для ИТ экологическая проблема, связанная сейчас преимущественно с вопросами энергосбережения, хотя в недалеком будущем круг вопросов тут будет возрастать, в частности, остро встанет вопрос утилизации устаревшего оборудования.
PC Week: Судя по всему, вы подводите наш разговор к проекту Big Green, о котором IBM объявила в мае. Зарубежные СМИ сразу съязвили по этому поводу: Голубой гигант хочет стать еще и зеленым. Но все же: вы действительно считаете, что проблема энергосбережения и экологии для ИТ столь актуальна?
И. К.: Действительно, в конце этой весны IBM объявила о начале реализации стратегического экологического проекта Project Big Green, направленного на резкое сокращение энергопотребления в центрах обработки. Наша цель — сэкономить электроэнергию на 1 млрд. долл. в год в вычислительных центрах IBM и наших заказчиков.
IBM — мировой лидер по объему вычислений. До 1997 г. у нас было 155 ЦОДов; за десять лет процесса их консолидации в компании вместо них было создано семь ЦОДов, расположенных в США, Великобритании, Японии и Австралии. Сегодня в них работает 3900 серверов, размещенных на площадях, суммарный размер которых соответствует 139 футбольным полям.
В августе мы объявили о решении заменить всю эту компьютерную инфраструктуру приблизительно на 30 мэйнфреймов семейства System z, управляемых операционной системой Linux. По нашим оценкам, новая вычислительная среда будет потреблять на 80% меньше электроэнергии по сравнению с существующим серверным парком, что позволит IBM за пять лет сэкономить более 250 млн. долл. за счет сокращения энергетических расходов, а также затрат на программное обеспечение и техническую поддержку систем.
Кстати, проблема утилизации почти 4 тыс. серверов является совсем не тривиальной. Этим будет заниматься служба IBM Global Asset Recovery Services.
PC Week: Как вам видится ситуация с применением Linux в России?
И. К.: Число Linux-проектов, которые здесь ведет IBM, весьма значительно, и, главное, оно постоянно растет. Мы видим повышение интереса государства к использованию ПО с открытым кодом. К сожалению, конкретных статистических данных по России явно недостаточно, поэтому ситуацию тут приходится оценивать по личным ощущениям, а также проводя аналогию с зарубежными тенденциями. На Западе мы видим повышенный спрос на Linux со стороны государственного сектора, банковских, финансовых и страховых организаций, а также сферы телекоммуникаций. Анализ наших корпоративных данных, общение с партнерами IBM показывают, что в России тенденции примерно такие же.
В плане тенденций нужно еще отметить, что использование Linux исторически начиналось с крупных компаний. Доля применения этой ОС в малом и среднем бизнесе меньше, но темпы распространения Linux в последние годы тут выше.
PC Week: В чем сегодня видятся главные конкурентные преимущества Linux? Раньше основной акцент делался на бесплатность ПО, однако потом выяснилось, что цена является важным, но не главным аргументом при выборе системы заказчиком. К тому же стоимость ПО, как мы понимаем, складывается далеко не только из цены лицензий.
И. К.: Сейчас я бы на первый план выдвинула открытые стандарты, снижающие зависимость заказчика от конкретного поставщика, и вопросы безопасности. Если же говорить об ИТ-безопасности, то система защиты Linux сертифицирована по самым строгим требованиям регулирующих органов США, что позволяет использовать эту ОС в системах управления государства. Очень успешно идет процесс сертификации средств безопасности Linux и в России, которая тоже уделяет этому аспекту большое внимание.
Другим достоинством Linux является ее высокая производительность. В этом плане весьма характерно, что данная ОС часто опережает главных конкурентов в сфере поддержки 64-разрядных вычислений.
PC Week: С достоинствами Linux с точки зрения пользователей в целом мы разобрались. А какие бизнес-выгоды получает сама IBM от продвижения Linux?
И. К.: Каждый квартал я встречаюсь с руководителями аппаратного и программного направлений IBM, и мы анализируем итоги работы по Linux-продуктам сугубо с деловой точки зрения: продажи, доходы, прибыль и пр. Обратите внимание: у нас в компании нет подразделения, которое занималось бы развитием Linux-продуктов. Данная технология пронизывает всю структуру корпорации. Разработка, поддержка и продвижение Linux-продуктов происходят в рамках всех бизнес-направлений.
По нашим оценкам, именно поддержка Linux обеспечивает успешные продажи наших аппаратных платформ. Раньше это касалось преимущественно x86- и Unix-серверов, а сейчас мы видим аналогичный эффект и в отношении мэйнфреймов. Подобную ситуацию мы наблюдаем и в области программного обеспечения, в первую очередь IBM WebSphere. И наконец, Linux играет всё возрастающую роль в спектре наших услуг, оказываемых корпоративным заказчикам. Здесь особенно важно то, что речь часто идет не просто о решении сугубо технических вопросов, а о возможности изменения модели бизнеса, повышения эффективности ИТ-затрат на базе использования Linux.
PC Week: Спасибо за беседу.