УПРАВЛЕНИЕ ИТ

Один из специфических моментов работы международных ИТ-корпораций на российском рынке заключается в том, что во временном разрезе их деятельность тут часто имеет сразу три точки отсчета: общечеловеческий календарный год, финансовый год конкретной компании и деловой год в России, неофициальная дата которого приходится на 1 сентября. Если же говорить о программном бизнесе корпорации Hewlett-Packard (с определенной степенью условности его можно рассматривать как работу отдельной софтверной фирмы), то его начало в нашей стране уже много лет традиционно связывается с проведением в Москве конференции “Программные миры HP”, которая на этот раз состоялась 20--21 сентября.

Это мероприятие проходит за месяц с небольшим до окончания финансового года HP (31 октября), и потому топ-менеджеры корпорации в своих сообщениях обычно не делают акцент на количественных характеристиках развития бизнеса. А в нынешнем году вопрос о конкретных данных продаж тем более не поднимался: софтверный бизнес компании за год перетерпел такие радикальные структурные изменения, что простое численное сравнение данных этого и предыдущего годовых периодов просто не имеет смысла.

Действительно, у человека, который не отслеживает детально перипетии развития HP Software, в первый момент на конференции вполне могло создаться впечатление, что он попал на мероприятие какой-то другой фирмы: вместо хорошо знакомых названий OpenView и OpenCall в докладах ключевых спикеров использовался совсем другой термин: Business Technology Optimization (BTO) — оптимизация бизнес-задач. Однако после выступлений приехавших в Москву топ-менеджеров Hewlett-Packard всё становилось на свои места: речь шла не о простом ребендинге и даже не о существенном расширении спектра софтверных предложений компании, а о качественно новых целях HP Software на ИТ-рынке и новом позиционировании этого направления в рамках корпорации.

Как известно, осенью прошлого года HP приобрела компанию Mercury Interactive (см. PC Week/RE, № 28-29/2006, с. 1), являющуюся лидером во многом ею же сформированного перспективного направления оптимизации корпоративных информационных систем. По единодушному мнению экспертов, высказанному еще в момент объявления о предстоящей сделке, предложения Mercury (а это не только собственно ПО, но также методики и услуги в данной сфере) очень удачно дополняли существовавший тогда портфель ПО OpenView. В то же время вопрос, каким образом будет проходить интеграция двух крупных наборов ПО, оставался открытым.

Однако уже спустя месяц по завершении сделки, в декабре 2006 г., HP представила модель взаимосвязи стратегических и функциональных инициатив ИТ для бизнеса соответствии с нею весь объединенный портфель программных решений компании теперь нацелен на реализацию стратегии НР Business Technology Optimization.

Тут нужно сразу обратить внимание на примечательный момент: хотя по объему бизнеса приобретенное ПО Mercury уступает HP OpenView, идеологическую основу нового программного комплекса составляет подход Mercury. Это сразу видно по тому, что именно ее терминология используется для общего названия стратегии. Но что еще важнее — ее подход к комплектации ПО, представленный моделью Mercury Optimization Center (центра оптимизации), положен в основу новой структуры портфеля решений HP.

Стоит подчеркнуть, что общая модель ПО, предложенная девять месяцев назад, за это время продолжала пополняться. Так, говоря о стратегии развития программных решений НР по управлению ИТ и бизнес-технологиями, вице-президент HP и директор подразделения программных решений в регионе EMEA Дэвид Куантрелл специально остановился на предстоящем расширении софтверного портфеля за счет приобретения компании Opsware -- одного из ведущих разработчиков ПО, предназначенного для автоматизации центров обработки данных*. Добавим к этому, что в ближайшее время должно завершиться еще одно поглощение — компании Neoware, специализирующейся на создании ПО для тонких клиентов и решений по виртуализации.

Помимо этого корпорация наращивает усилия и в сфере услуг по эффективному внедрению и использованию ПО. Говоря о значимости этого направления, вице-президент НР, директор по поддержке и услугам в области программных решений Эндрю Ишервуд подчеркнул, что, по данным проведенных исследований, только 50% ИТ-проектов завершаются положительно с точки зрения бизнеса. Использование же профессиональных сервисов может повысить их эффективность, увеличить отдачу от вложений в программные решения.

О значении софтверного бизнеса HP для деятельности корпорации в целом и представители компании, и независимые эксперты говорят уже давно. Минувший год показал, что HP перешла к решительным действиям в этом направлении, и наблюдатели солидарны во мнении, что эта активность в дальнейшем будетнарастать. Собственно, вопрос заключается только в одном: когда HP Software выйдет за традиционные для себя границы инфраструктурного ПО и займется бизнес-приложениями (логика развития современных ИТ говорит о неизбежности именно такого шага со стороны HP). Напомним, что еще в конце прошлого года после череды поглощений в сегменте средств управления корпоративным контентом в западных СМИ появились предположения о скором выходе корпорации на этот рынок. Пока эти предположения не оправдались. Однако в своем выступлении Дэвид Куантрелл кратко упомянул о предстоящем пополнении софтверного портфеля HP за счет нового ПО в области бизнес-аналитики и управления жизненным циклом информации.

* О предстоящей покупке Opsware за 1,6 млрд. долл. HP объявила 24 июля нынешнего года. 21 сентября стало известно об официальном завершении сделки.

HP в 2007 году: планка в 100 млрд. долл. будет взята

В августе корпорация HP объявила данные о своей работе за последние три квартала по состоянию на 31 июля. В соответствии с ними доходы HP Software за этот период составили 1,637 млрд. долл. против 952 млн. долл. за аналогичный период 2006 г. Рост на 72% в первую очередь конечно же объясняется приобретением бизнеса Mercury. Более того, если сравнивать текущие показатели с учетом этой прибавки, то получается, что общий софтверный бизнес HP остался примерно на старом уровне или даже немного снизился. Но на самом деле ввиду масштаба приобретения и неизбежных потерь в связи с реструктуризацией всего этого направления численные сведения о темпах роста не столь важны на данном временном отрезке.

Так или иначе, но по данным за девять месяцев доля HP Software в общих доходах корпорации увеличилась с 1,4 до 2,1%. Однако с точки зрения значимости для компании ее софтверного направления было бы правильнее оценивать его долю в бизнесе группы Technology Solutions (продукты и услуги для корпоративного рынка) — здесь она составляет сейчас почти 6% (для сравнения: у IBM аналогичный показатель — 24%).

Динамика развития бизнеса HP с учетом последних официальных сведений говорит о том, что по итогам всего финансового года, который завершится 31 октября, компания наверняка преодолеет заветный для ИТ-отрасли рекордный показатель в 100 млрд. долл.