Как-то в маршрутке я стала случайным свидетелем разговора девочки лет пяти и её мамы. Они увлечённо обсуждали покупку киндер-сюрприза, которую мать собиралась совершить вечером, зайдя после работы в магазин около дома.
Девочка: “Ты не можешь без меня покупать!”
Мама: “Почему?”
Девочка: “Потому что ты не умеешь колдовать, а мне нужно, чтобы попалась Элизабет!”
Мама: “Ну почему? Раньше могла, а теперь нет?.. Хорошо, давай сделаем так. Я пойду сегодня и очень сильно постараюсь, чтобы попалась Элизабет. А если у меня не получится, то мы с тобой пойдём завтра вместе, и ты себе её наколдуешь”.
Разговор шёл абсолютно серьёзно, никакого умиления и притворства со стороны мамы, взрослая обстоятельность доводов девочки… Это было так не похоже на привычное общение взрослых со своими детьми в общественных местах, что, вспоминая этот случай позже, я подумала — может, тут и вправду были обычные колдуньи, ведь не только в Лондоне живут Гарри Поттеры и Гермионы?
Разговор этот не выдуманный, но ничего подобного я не слышала давно, зато несколько раз наблюдала другие, к сожалению, более узнаваемые ситуации: вот в поликлинике женщина долго, раздражённо и очень громко отчитывает своего маленького сына за испачканные брюки, вот ещё одна грубо обзывает за нерадивость свою дочь, остановившуюся посреди тротуара, чтобы завязать шнурки…
Нет, я не собираюсь обсуждать проблемы воспитания — мне хочется поговорить об эмоциональном интеллекте (ЭИ), тем более что несколько раз мы уже затрагивали эту тему и я обещала поговорить об этом подробнее.
Напомню, что наличие ЭИ у конкретного индивидуума означает разумное поведение в эмоциональной области, что подразумевает объединение таких свойств, как осознание и анализ своих эмоций, умение их контролировать, понимание позиций других людей и участливое к ним отношение, способность устанавливать контакты и строить позитивные отношения с окружающими.
Если проще, то “ЭИ — умение управлять собой и отношениями с другими людьми” (Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Пер. с англ. М: Альпина Бизнес Букс, 2005, с. 21).
Почему я сначала рассказала именно об общении с детьми… Потому что то, как мы общаемся, как умеем слушать и слышать, по каким алгоритмам эмоционально реагируем на происходящее с нами, начинается и во многом закрепляется в детстве. ЭИ, или EQ, как и умственный интеллект IQ, можно развивать, но изменить закреплённую привычкой/воспитанием/осознанием эмоциональную реакцию на конкретную ситуацию неизмеримо сложнее, чем выучить последовательность действий сложного технологического процесса.
EQ против IQ
В многочисленных статьях в Интернете растиражирована информация о том, что учёные Гарвардского университета оценивают значимость IQ для достижения успеха величиной не более 20%. Первоначального источника этих данных мне найти не удалось, но вот цитата из книги “Эмоциональное лидерство”, характеризующая влияние эмоциональной и аналитической составляющих интеллекта на бизнес-успехи (сравнивается вклад сотрудников в прибыль крупной аудиторской фирмы): “Как оказалось, партнёр, неплохо владеющий навыками самоконтроля, приносил компании прибыль, на 78% превышающую вклад партнёров, не имеющих таких способностей. Подобным же образом сотрудники, чьей сильной стороной являлись социальные навыки, приносили фирме прибыль на 110% выше, чем все прочие, а те, кто великолепно владел навыками самоконтроля, принесли организации колоссальную (390%) добавочную прибыль — в данном случае 1 465 000 долл. за год. А вот сильное аналитическое мышление сотрудников принесло компании только 50% дополнительной прибыли” (там же, с. 265).
А мы с вами уже установили раньше, что с развитым ЭИ можно быть эффективным руководителем проекта, даже не зная основ проектного менеджмента (см. PC Week/RE, № 48/2006, с. 38), а одного только наличия мощного ЭИ может быть достаточно для достижения успеха в переговорах (PC Week/RE, № 35/2007, с. 41).
Из чего же он состоит?
Авторы книги “Эмоциональное лидерство” выделяют четыре составляющие ЭИ лидера.
1. Самосознание, включающее:
- осознание воздействия своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели, понимание своих главных ценностей и способность интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации;
- точную самооценку сильных сторон и пределов своих возможностей, способность правильно воспринять критику и посмеяться над своими недостатками;
- уверенность в себе, готовность браться за трудные задачи, способность решительно выбрать именно тот путь, который соответствует личным ценностям и поставленным целям.
2. Самоконтроль, включающий:
- способность управлять своими эмоциями;
- открытость в выражении своих чувств и убеждений, умение признать свои ошибки и неудачи;
- способность сохранять сосредоточенность и быть энергичным в сложных ситуациях;
- волю к победе, стремление к совершенствованию;
- инициативность, умение использовать благоприятные возможности или создать их;
- оптимизм, позитивное восприятие других людей.
3. Социальная чуткость, куда входят:
- сопереживание, участливое отношение к окружающим, способность мысленно встать на место другого человека;
- деловая осведомленность, политическая проницательность, понимание ценностей и правил, определяющих поведение окружающих;
- предупредительность, стремление создать и поддерживать такую атмосферу в коллективе, которая наилучшим образом обеспечивает максимальное раскрытие способностей и возможностей его участников.
4. Сотрудничество, означающее:
- способность вызвать отклик и увлечь за собой, вдохновив на реализацию заманчивой цели;
- умение оказывать влияние на людей, убедительность, харизму;
- содействие в развитии и совершенствовании других, навыки учителя и наставника;
- способность обнаружить необходимость в изменениях, инициировать и реализовать преобразования;
- понимание разных позиций окружающих и умение урегулировать конфликты и разногласия;
- навыки командной работы, создания атмосферы общности и вовлечения в общее движение к цели.
EQ много не бывает
К сожалению, нарисованный выше образ эмоционального интеллектуала в реальной жизни не встречается. А так хотелось бы поработать под началом лидера, обладающего всеми перечисленными достоинствами!
Сосредоточение полного набора приведенных качеств у одной личности соответствует максимальному значению EQ и так же, как максимальное IQ, нереально. О таком максимуме можно только мечтать, но хотя бы приличествующий развитому обществу уровень EQ хотелось бы видеть у каждого человека.
Если по свидетельству многочисленных исследований именно ЭИ в большей степени отвечает за личный жизненный успех, то почему мы так много времени тратим на развитие умственных способностей и практически не занимаемся совершенствованием эмоционального интеллекта?
Грустно, но первая причина состоит как раз в недостаточном уровне ЭИ, а конкретнее его первой составляющей — самосознания: имеющегося начального уровня должно быть достаточно, чтобы критически оценить реальное состояние ЭИ и заметить ту область, где есть пробелы.
Вторая проблема определяется сложностью и длительностью любых процессов, связанных с изменением эмоциональной сферы. Даже если я осознаю, что уровень моего самоконтроля не соответствует желаемому, преобразовать свои привычные реакции, снизить уровень эмоционального накала в конкретных ситуациях оказывается очень сложной, а иногда и невыполнимой задачей.
Третье препятствие состоит в реальности современного рынка. Можно до бесконечности рассуждать о необходимости быть чутким и отзывчивым лидером. Но один мой очень хороший друг не смог сохранить свой бизнес во многом из-за того, что слишком сопереживал окружающим.
И всё-таки именно о развитии ЭИ мы будем говорить в следующий раз.
С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.