К ТЕСТИРОВАНИЮ И СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПОДКЛЮЧИЛИСЬ СТАРШЕКЛАССНИКИ

В начале сентября были подведены итоги конкурса “Формула будущего — 2007”, проводимого в июле — августе среди учащихся российских общеобразовательных школ и организованного Федеральным агентством по образованию, “Академией АйТи” и рядом других разработчиков электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП). Прежде чем излагать итоги конкурса, необходимо сказать несколько слов об истории его возникновения.

Всё началось с “Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы”, разработанной в 2004—2005 годах Министерством образования и науки РФ. В рамках этой программы в 2006 г. был запущен проект по созданию ЭОР НП — открытых образовательных модульных мультимедиа-систем (ОМС). По мнению организаторов проекта, ОМС, объединяющие достоинства интерактивного мультимедиа-контента и сетевой доступности, позволяющие неограниченно расширять содержание предметной области и модернизировать каждый модуль, предоставляют широкие возможности для качественных изменений учебного процесса.

Среди основных преимуществ ОМС организаторы проекта по созданию ЭОР НП особо отмечают следующие:

  • в них отсутствуют содержательные и технические ограничения, так как полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактивности, мультимедиа и т. д.) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе узкополосных;
  • они позволяют преподавателям строить авторские учебные курсы и создавать индивидуальную образовательную траекторию учащегося — благодаря различным вариантам исполнения электронных учебных модулей в ОМС можно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию;
  • жизненный цикл системы не ограничен — поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколько-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

На разработку ЭОР НП государство выделило 400 млн. руб. На рациональное использование этих средств весной прошлого года был объявлен конкурс, в котором приняло участие около сорока фирм-разработчиков. В итоге выявлено десять фирм-победителей (по одной в каждом лоте). Они-то к июню нынешнего года и создали десять курсов для учащихся 5—11 классов, которые были разбиты в общей сложности примерно на 6000 открытых образовательных модульных мультимедиа-систем. При этом каждый модуль “весит” не более 10 Мб (т. е. достаточно легко может быть скачан из Всемирной паутины) и способствует пониманию той или иной темы, изучаемой в определённом классе по одному из десяти нижеперечисленных предметов. Все эти модули уже к концу сентября будут выложены на специальном сайте для свободного и бесплатного скачивания.

Вот названия этих курсов (в скобках указана компания, разработавшая данный курс):

  1. английский язык (ЗАО “Новый Диск”);
  2. биология (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена);
  3. география (НП “Телешкола”);
  4. естествознание (ЗАО “Фирма АйТи”);
  5. история (ФГНУ “Республиканский мультимедиа-центр”);
  6. математика (ООО “Кирилл и Мефодий”);
  7. мировая художественная культура и искусство (ЗАО “Инфостудия ЭКОН”);
  8. русский язык (НП “Телешкола”);
  9. физика (ООО “Физикон”);
  10. химия (Марийский государственный технический университет).

Эти-то курсы (в виде набора модулей) и было предложено протестировать в дни летних школьных каникул старшеклассникам, оставшимся в “зоне досягаемости” своих школ или выехавшим в “ИТ-продвинутые” лагеря. Тестирование проходило в виде конкурса, c названия которого началось наше повествование. Его участники имели возможность выступить в четырёх номинациях:

  • “Шире круг” (сравнение традиционных школьных учебников и ЭОР НП);
  • “Свежий взгляд” (составление сценариев тематических уроков, которые можно было бы реализовать в виде электронного образовательного модуля);
  • “Школа 2.0” (мысли на тему “Если бы я стал директором школы, как бы я использовал в обучении новые информационно-коммуникационные технологии”);
  • “Я сам” (ребята попробовали себя в качестве разработчиков электронных образовательных модулей).

Работы, представленные на конкурс (в конкурсную комиссию было подано 4639 заявок из всех федеральных округов России), оценивало жюри, в которое вошли представители организаторов и преподаватели. В первой номинации победителем был признан москвич Борис Герн за работу “Моё видение. Анализ ЭОР”, во второй — Артём Гаврилов (Ставропольский край, г. Нефтекумск) за работу “Теорема Пифагора”, в третьей — Людмила Яровая из Омска за работу “Чудесные превращения в магическом городе”, а в четвёртой — Григорий Жучков из Москвы за работу “Моцарт. Разговор с миром”.

Чтобы наши читатели могли представить себе общий настрой работ, представленных на конкурс “Формула будущего — 2007”, приведём несколько цитат из них: “Работать с ОМС почти так же интересно, как играть в компьютерные игры. ОМС позволяют самому участвовать в изучении материала. Интерактивное взаимодействие в ОМС действительно присутствует, в отличие от обычных электронных учебников” (Иван Малахов, центр образования № 18, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл); “Теперь не придётся покупать множество различных тестов, нанимать репетиторов, а можно спокойно выполнять задания, и если что-то не понятно, то всегда можно обратиться за помощью к ЭОР” (Станислав Тарбушкин и Андрей Шелеметьев, лицей “Мегатех”, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл); “ЭОР имеют звук — можно воспроизводить музыку, голос диктора, крики птиц, шум моря и т. д., а учебник молчит” (Степан Жерит, лицей № 74, г. Омск); “Хорошо то, что любой ученик может подготовиться к любому уроку самостоятельно, даже если долго болеешь и сидишь дома” (Мария Щеглова, центр образования № 18, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл); “На обычной доске очень сложно, практически невозможно точно нарисовать фигуру в объёмном изображении. А как было бы здорово, если каждый мог бы не только увидеть точную фигуру, но и повернуть её, осмотрев со всех сторон. А ведь это возможно. Почему нет? Есть компьютер, в котором возможно все” (Мария Лосева, лицей № 64, г. Омск).

Предполагается, что работы, выполненные школьниками в рамках конкурса “Формула будущего — 2007”, будут использованы создателями ЭОР НП в процессе совершенствования уже имеющихся электронных образовательных модулей. А наиболее интересные сценарии тематических уроков, придуманные учащимися, которые выбрали номинацию “Свежий взгляд”, будут использованы при создании новых электронных образовательных ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что использование ЭОР НП в учёбном процессе — дело сугубо добровольное, и никакими циркулярами Федерального агентства по образованию оно не регламентируется.

Что такое ЭОР НП?

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Самые простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т. е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР же это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание — аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием).

Третий уровень ЭОР — это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио- и видеопродуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плейере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа-ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты.

Важное достоинство ЭОР НП состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников.