SAP покупает Business Objects
Еще совсем недавно глава SAP AG Хеннинг Кагерманн заявлял, что едва ли не самое принципиальное отличие его корпорации от главного конкурента — Oracle — то, что SAP исповедует стратегию органического роста и развития собственных продуктов, а не покупки крупных игроков софтверного рынка, чье ПО приходится затем с муками объединять со своими решениями. И вот только что объявлено о предстоящем приобретении ею лидера рынка Business Intelligence (BI) — франко-американской компании Business Objects. Сумма сделки, которую планируют завершить в I квартале 2008 г., составляет 4,8 млрд. евро (6,8 млрд. долл.). Но прежде она должна получить формальное одобрение большинства акционеров Business Objects, а также антимонопольных органов и Министерства финансов Франции. Как сообщили представители SAP, поглощенная компания станет самостоятельным подразделением, а ее ПО со временем будет более тесно интегрировано с бизнес-приложениями SAP.
Какую цель преследует SAP? Как заявил г-н Кагерманн, поглощение Business Objects поможет компании выполнить принятый несколько лет назад план: к 2010 г. утроить число своих клиентов и довести его до 100 тыс. У Business Objects действительно огромная клиентская база (44 000), но около 40% этих организаций уже и так являются клиентами SAP. Трудно отрицать, что, покупая Business Objects, руководство SAP, пусть и неявным образом, признает успешность стратегии Oracle по приобретению крупных игроков рынка систем корпоративного управления. Однако, вступив в эту гонку, SAP на какое-то время ставит себя в положение догоняющего: ведь за последние несколько лет Oracle накопила огромный опыт во встраивании новых фирм в свою оргструктуру, в интеграции их продуктовых линеек, служб маркетинга и продаж. За несколько последних лет Oracle скупила множество софтверных вендоров на общую сумму более 20 млрд. долл. В их числе PeopleSoft (10,3 млрд. долл.), Siebel (5,85 млрд. долл.) и Hyperion (3,3 млрд. долл.).
Последняя, кстати, была одним из заметных конкурентов Business Objects на рынке BI, где по данным IDC, она в 2006 г., имея долю 5,1%, занимала пятое место. На первой позиции была Business Objects (14,3%), а вслед за ней располагались SAS (10,9%), Cognos (10%) и Microsoft (7,7%). Любопытно, что SAP и Oracle занимали в этом списке скромные седьмое и восьмое места с долями 3,4 и 3,3% соответственно. А какова же будет расстановка сил в следующем году? Если просто сложить доли объединившихся компаний, то в лидерах окажется SAP, а Oracle перейдет с восьмой позиции на четвертую. Иными словами, господству чистых поставщиков инструментов BI (так называемых best of breed) приходит конец. Некоторые аналитики уже прикидывают: кто бы мог купить Cognos? Если это произойдет, то останется по сути один крупный чистый поставщик систем BI — компания SAS. А следовательно, можно уверенно констатировать, что данный сегмент рынка претерпевает кардинальные структурные изменения. Да и отмечаемая IDC на протяжении последних четырех лет тенденция к консолидации становится гораздо более ярко выраженной.
У Business Objects действительно огромная клиентская база, но около 40% из 44 000 заказчиков уже и так являются клиентами SAP
Довольно очевидно, что, поглощая те или иные компании, крупные поставщики ERP-систем рассчитывают на своеобразную синергию: заказчик с большей охотой покупает все ПО от одного вендора, чтобы в дальнейшем не тратить усилия на интеграцию разнородных приложений и получать техническую поддержку из одних рук. Но при этом, к примеру, Hyperion и Business Objects теряют статус BI-вендоров, равноудаленных от поставщиков СУБД и ERP-систем, а следовательно и лишаются части потенциальных покупателей. Думается, этим не преминут воспользоваться оставшиеся чистые производители BI-инструментов. Об увеличении их шансов недвусмысленно свидетельствует рост курса акций Cognos на 14% в первый же день после объявления о покупке Business Objects. Вероятно, не меньший успех ожидал бы и SAS, но это компания частная, и ее акции не торгуются на фондовых биржах. А поскольку владельцы SAS не собираются ее продавать по принципиальным соображениям, устойчивость этой фирмы, как независимого поставщика систем BI становится ее ключевым конкурентным преимуществом.
Остается открытым вопрос интеграции продуктовых линеек и технологических платформ объединившихся компаний. Руководители Business Objects уже заявили, что будут переносить свои решения на платформу SAP NetWeaver, где, как известно, у SAP есть собственный инструментарий NetWeaver BI. Два года назад SAP представила также уникальный, по словам ее руководства, программно-аппаратный комплекс BI Accelerator. Каково будет его место в линейке предложений SAP и Business Objects? Найдут ли применение наработки Business Objects в решениях предлагаемых SAP в виде программных сервисов (SaaS) предприятиям среднего масштаба (таких, как только что выпущенный продукт Businees ByDesign)? На эти и другие вопросы рынок должен получить ответы в самое ближайшее время.