В области навигационного оборудования происходят перемены: на рынке начали доминировать специализированные навигационные устройства Personal Navigation Device (PND), которые хоть и не обладают универсальностью компьютера, но зато дешевле и проще в использовании, чем КПК в роли навигатора. По оценке аналитической компании Canalys, во втором квартале 2007-го на долю PND-устройств пришлось более 90% мирового рынка мобильных навигаторов, а рост их продаж за весь год, по прогнозу, достигнет 40% в мире и 60% в регионе EMEA.
Компания “МакЦентр” учла эти веяния при выпуске новых моделей Pocket Navigator. “Раньше мы делали автомобильные навигаторы на базе КПК, но теперь перешли на платформу PND, — пояснил Дмитрий Хавжу, директор “МакЦентра”. — Карманный компьютер представляет собой многофункциональное устройство, которое многое умеет, но требует от пользователя некоторой подготовки и поэтому рассчитано на узкий круг людей. А PND подойдет для широкого горизонтального рынка. Не нужны никакие настройки, вы просто включаете и сразу можете использовать”.
Среди новинок линейки Pocket Navigator — модели различного ценового диапазона с экраном от 3,5 до 7 дюймов, GPS-приемником на базе чипсета SiRF Star III и ОС Windows CE. Для “МакЦентра” их изготавливают по ОЕМ-контрактам четыре азиатские компании. “Мы изучали возможности производства в России, но оказалось, что это нецелесообразно. Оплата труда у нас настолько высока, что с Азией в ценовом отношении конкурировать невозможно, особенно если речь идет о массовом продукте”, — объяснил Дмитрий Хавжу.
Правда, в этой линейке все-таки осталась одна модель на базе КПК (в качестве основы служит мини-компьютер Mio Digi Walker фирмы Mitac), предназначенная для тех пользователей, которым требуется расширенная функциональность.
Во всех устройствах Pocket Navigator установлена навигационная система “Автоспутник” — её разработала компания “Навигационные системы”, выделенная из “МакЦентра” три года назад. Несмотря на родственные связи между фирмами, рассматривались и другие поставщики ПО, прежде всего зарубежные. Но, по словам Дмитрия Хавжу, выяснилось, что они не поддерживают доступ к информации о дорожных пробках в нашей стране и недостаточно оперативно отражают последние изменения на своих картах.
Как рассказал исполнительный директор компании “Навигационные системы” Андрей Кузнецов, программа “Автоспутник” поставляется с комплектом карт России, выпущенных голландской фирмой Tele Atlas и дополненных адресной базой от “Геоцентр Консалтинга”. В отличие от западных аналогов “Автоспутник” может получать информацию о дорожной ситуации и учитывать ее при прокладке маршрута, а также поддерживает российскую систему адресов. Еще одно преимущество — скорость актуализации картографических данных. Tele Atlas выпускает новые карты ежеквартально, но компания “Навигационные системы” собирается каждую неделю самостоятельно обновлять особо важные сведения, например, о текущем состоянии дорожной сети и о временном перекрытии движения. Сейчас эта услуга проходит бета-тестирование.
Есть и другие планы. В настоящее время владельцам навигаторов “МакЦентра” доступны карты пяти городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга. В четвертом квартале к ним добавятся Самара, Тольятти, Набережные Челны, Казань и Челябинск, расширится круг поставщиков за счет поддержки карт компаний Navteq и “Геоцентр Консалтинга”, выйдут дополнительные адресные базы.
Информацию о пробках поставляет компания “Смилинк”. По словам ее руководителя Павла Гольдина, данные о дорожной ситуации поступают от различных источников — как субъективных (водителей, собственной автомобильной службы и различных городских служб), так и объективных (систем автоматического контроля за движением). При этом достоверность первого типа источников он оценил в 80%, а второго — в 99%.
Но чтобы воспользоваться этими сведениями, владельцам устройств Pocket Navigator придется приобрести дополнительный пейджинговый модуль. Впрочем, в некоторых моделях предусмотрена связь по Bluetooth, и тогда информацию можно получать через сотовый телефон.
В планах “Смилинка” — наращивание числа объективных источников информации о трафике, подключение к услуге Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, а также поэтапное внедрение международного формата данных о трафике ТМС (в дополнение к собственному формату) и доставка информации по радиоканалу RDS.
Рассматривая ситуацию на российском рынке навигации, “МакЦентр” отмечает положительные сдвиги. По словам Дмитрия Хавжу, раньше развитие рынка сдерживал ряд проблем. Во-первых, действовали законодательные ограничения на точность позиционирования, однако в нынешнем году эти препятствия были устранены. Во-вторых, отсутствовали подробные актуальные карты, но сейчас и здесь наблюдается значительный прогресс. И в-третьих, благодаря появлению платформы PND навигаторы стали дешевле и проще в использовании. В связи с этим спрос растет, и “МакЦентр” ежегодно удваивает число проданных устройств.
Подъем в сфере навигации отметила и ГИС-ассоциация. По ее оценке, в прошлом году на отечественном рынке геоинформатики наиболее активно развивался сектор навигационного оборудования и услуг вообще и автомобильной навигации в частности, но для такого массового рынка объем продаж пока недостаточно велик.