В начале октября московский офис компании NXP Semiconductors, созданной в 2006 г. в ходе преобразования полупроводникового подразделения Philips Semiconductors концерна Royal Philips в независимую структуру, подвел итоги годовой деятельности на российском рынке (торговое представительство NXP Semiconductors в Москве было открыто в сентябре прошлого года, подразделение Philips Semiconductors работало в нашей стране с 1993 г.).
По информации IDC, по итогам 2006 г. NXP Semiconductors замыкала десятку крупнейших мировых производителей полупроводниковых компонентов (второе место среди европейских поставщиков), имея на глобальном рынке долю 2,6%. Как свидетельствует недавний отчет IDC, оборот NXP в 2006-м уменьшился на 1,4% по сравнению с 2005 г., когда компания занимала в мировом рейтинге седьмую позицию.
Между тем директор по развитию бизнеса NXP в странах Центральной и Восточной Европы Янош Кудет утверждает, что объем продаж его компании в 2006 г. по отношению к предыдущему году вырос на 8,7%. Возможно, что столь существенное расхождение между внутренней информацией NXP и статистикой аналитического агентства объясняется отчасти неучтенными аналитиками IDC доходами полупроводниковой компании от продажи программных решений . На долю нашей страны приходится примерно 10% объема европейских продаж NXP.
Как сообщил г-н Кудет, прирост объема продаж NXP в 2005 г. по сравнению с уровнем 2004-го составил всего 0,8%. Изменение темпов роста более чем на порядок он объяснил динамичным развитием ряда продуктовых направлений, в первую очередь ЖК-ТВ, микросхем для мобильных телефонов (крупнейший потребитель соответствующих компонентов NXP — компания Samsung, которой удалось в прошлом году расширить свое присутствие на рынке мобильных телефонов), а также микросхем для оснащения электронных паспортов.
“2006-й стал годом повсеместного внедрения электронных паспортов, а наши микросхемы используются более чем в 80% электронных паспортов по всему миру, — подчеркнул Янош Кудет. — А в 2005 г. этот сегмент вообще не существовал”.
В настоящее время основные направления деятельности компании представлены пятью сегментами (перечислены в порядке убывания значимости в структуре продаж NXP на глобальном уровне): мобильные и персональные устройства (сотовые телефоны и инфраструктура мобильной связи, портативные мультимедийные устройства, аудио- и видеоустройства, IP-телефония); потребительская электроника (ТВ-приемники и отдельные модули, телевизионные абонентские приставки, высокочастотные решения); полупроводники широкого применения (транзисторы и диоды, логические схемы, датчики, силовые компоненты, микроконтроллеры и пр.); автомобильная электроника (автомобильные развлекательные системы, сетевое оборудование, решения для контроля доступа к транспортным средствам и системы дистанционного отпирания дверей автомобиля, системы контроля давления в шинах); средства идентификации (смарт-карты, электронные паспорта, радиочастотная идентификация, технология ближней радиосвязи — Near Field Communication). При этом за последнюю пару лет доля потребительской электроники в совокупном объеме продаж компании постепенно уменьшается, а удельный вес мобильных и персональных устройств практически не меняется. Направления автомобильной электроники и средств идентификации бурно развиваются, причем последнее растет наиболее стремительно.
В нашей стране структура сбыта продукции NXP несколько иная: по словам генерального директора NXP в странах СНГ и Балтии Вадима Васильева, в числе наиболее успешных направлений здесь полупроводники широкого применения, потребительская электроника и средства идентификации.
Подобно другим производителям, NXP поставляет полупроводниковые компоненты как для цифровой, так и для аналоговой техники, хотя доля “аналоговых” комплектующих неуклонно снижается. Компания владеет девятью фабриками по производству пластин (причем собственные производственные мощности способны удовлетворить только три четверти потребностей NXP, 25% пластин компания покупает у тайваньской TSMC) и восемью предприятиями по тестированию и сборке полупроводниковых изделий.
В глобальном масштабе примерно 70% выпускаемых компанией изделий поставляется прямым партнерам NXP (в числе которых крупнейшие контрактные производители — Flextronics и FoxConn), остальные — направляются в канал дистрибуции. В России половину сбыта полупроводниковой продукции NXP обеспечивают шесть её локальных дистрибьюторов. Среди прямых партнеров компании в нашей стране — фирмы Rosan Finance (производитель пластиковых карт), “Интеркросс” (персональные абонентские приставки, предназначенные для приема видеосигналов в формате MPEG2), “Ситроникс” (бесконтактные карты для оплаты проезда в московском метрополитене). Как сообщил Вадим Васильев, NXP работает в регионе как проектно-ориентированная компания, выполняя или осуществляя поддержку более 1000 проектов в различных странах СНГ.
Одно из направлений развития NXP в нашей стране — создание сети локальных независимых центров разработки (в терминологии NXP — “дизайн-хаусов”), которые будут специализироваться на разработке решений на базе компонентов NXP для различных областей применения.
Первым подобным центром, специализирующимся на решениях с использованием технологии Bluetooth, станет российская компания Tancher Electronics Design. Она также будет оказывать профессиональную техническую поддержку фирмам, которые разрабатывают собственные Bluetooth-решения для портативных устройств, мобильных телефонов, беспроводной гарнитуры и автомобильных комплектов.
NXP сотрудничает также с рядом университетов Москвы и Санкт-Петербурга, которые занимаются исследованиями и реализацией проектов NXP. В частности, в ЛЭТИ создана лаборатория по изучению микроконтроллеров, которая предоставляет консультационные услуги отечественным компаниям, разрабатывающим приложения для российского рынка.