В восьмой раз гости SofTool'а” смогли посетить выставку “САПР-Экспо”, традиционно размещаемую на втором этаже 69-го павильона московского ВВЦ, чтобы познакомиться с достижениями более чем двух десятков компаний в областях автоматизации проектирования (CAD), подготовки производства (CAM), инженерных расчетов (CAE) и управления инженерными данными (PDM).
На этот раз в рамках “САПР-Экспо” состоялось любопытное мероприятие “Вендоры САПР без галстуков”, объединившее ведущих игроков этого сектора рынка. Состав участников был весьма представительным. Подвели лишь поставщики тяжелых САПР: из тройки лидеров отрасли, определяющих политику в мире крупного бизнеса, присутствовала только компания PTC, а два других “тяжеловеса” — Dassault и UGS (теперь Siemens PLM Software) -- видимо, не пожелали “размениваться по мелочам”. А зря. Дискуссия получилась содержательной и обозначила ряд интересных тенденций.
Рынок на подъеме
По единодушному мнению вендоров, экономика России развивается и отрасль САПР растет вместе с ней. Эти выводы совпадают с оценкой IDC, по данным которой объем российского рынка САПР (CAD/CAM/CAE) в прошлом году достиг 57 млн. долл., увеличившись за этот период на 29%,а с учетом PDM он составил 66 млн. долл.
Правда, трудно сказать, насколько точны эти данные, так как отечественный рынок САПР отличается чрезвычайной закрытостью. Как отметил Владимир Шелофаст, генеральный директор компании НТЦ АПМ, занимающейся разработкой и продвижением CAE-продуктов, мало кто из игроков решается открыть свои финансовые показатели -- пожалуй, кроме АСКОНа, а иностранные вендоры отказываются обнародовать данные о продажах в России под предлогом коммерческой тайны. В такой ситуации объективно оценить рынок крайне трудно.
Правда, некоторые зарубежные “киты” сообщают относительные показатели. Например, по словам Анастасии Морозовой, директора по маркетингу представительства Autodesk в странах СНГ, в прошлом году объем продаж компании в России вырос на 86%, а за первую половину этого года — на 160%.
Быстро растет спрос на CAM-системы. Прокопий Николаев, руководитель отдела разработки компании ”НТЦ ГеММа”, отметил, что локомотивом становятся крупные предприятия оборонной, энергетической и авиационной отраслей, а также сектор СМБ. Это мнение разделяет Александр Голиков, генеральный директор фирмы АСКОН: “Еще два года назад рынка САМ не существовало, а теперь он есть”.
Интеграция
Одной из тенденций развития инженерной автоматизации, отмечавшейся на форуме, является рост числа проектов, направленных на интеграцию САПР с ERP. Как отметили участники круглого стола, обычно процесс информатизации предприятий развивается постепенно. Поставщики САПР и ERP объясняют это тем, что руководители далеко не всегда готовы вкладывать значительные средства в комплексную автоматизацию, не понимая четко, какую выгоду они получат. Зачастую кардинально решить этот вопрос не позволяет недостаток финансирования.
Когда речь все-таки заходит о внедрении ИТ-системы, то технология ERP обычно имеет приоритет, так как ее непосредственно поддерживают топ-менеджеры (генеральные и финансовые руководители), которые распоряжаются финансовыми ресурсами предприятия. Если реализация ERP проходит успешно, то по опыту вендоров проектные отделы получают добро на следующий этап автоматизации — внедрение САD, а затем, возможно, и CAM, CAE, PDM. В ряде случаев, когда руководители имеют четкое представление об эффективности этих составляющих, запускается проект развертывания комплексной PLM-системы. О росте спроса на такие решения говорили многие вендоры. Это вселяет надежду на постепенное преодоление отставания от Запада в сегменте PLM.
Некоторые из вендоров, например “Топ Системы” и PTC, заявили о готовности уже сегодня предоставить полноценные PLM-решения. Другие считают, что еще предстоит преодолеть ряд препятствий. Так, Прокопий Николаев отметил необходимость ликвидации разрыва в цепочке САD --CAM. Это должно повысить эффективность работы производственных предприятий и приблизить их к реализации PLM. Владимир Шелофаст указал на важность интеграции CAD и CAE: “Наметился переход от простого рисования к инженерным разработкам, предусматривающим цикл сложных вычислений при разных условиях. Наибольшее распространение такой подход получил в строительной индустрии и промышленности”. Однако, добавил он, еще часто приходится наблюдать, когда используются малоэффективные методы проектирования объектов без необходимых инженерных расчетов, что обусловлено примитивными представлениями специалистов о возможностях современных программ.
Другое направление развития рынка – продолжение слияния САПР и ГИС. По данным Владимира Малюха, директора по инженерному маркетингу новосибирской компании “Ледас”, в сибирском регионе такие интегрированные продукты сегодня пользуются все большим спросом, прежде всего при проектировании различного типа коммуникаций, прокладке нефте- и газопроводов, дорог и т. п., требующих нанесения на чертежи картографических, геодезических и других данных. Кроме того, интеграция САПР и ГИС актуальна при консолидации компаний и их подразделений, разбросанных по территории нашей страны. С ним согласна Анастасия Морозова, которая напомнила, что у Autodesk имеются решения для обоих сегментов, причем продукты рассчитаны на взаимодействие и поддержку проектов САПР и ГИС.
Кадры, менталитет и другие проблемы
На вопрос “Кто ваши главные конкуренты?” некоторые вендоры дали несколько неожиданный ответ: “Пираты и низкая квалификация пользователей”. Такого мнения придерживается, например, Александр Тимошин, генеральный директор компании Appius, который указал, что многие руководители до сих пор не знают, что, скажем, “1С” — это открытая мощная платформа, на которой можно не только строить бухгалтерию, но и создавать иные средства автоматизации, в том числе производственных процессов. А между тем Appius уже не первый год продвигает PDM-систему, разработанную как конфигурация “1С:Предприятия”.
Игорь Кудрявцев, директор по работе со стратегическими заказчиками компании PTC, считает одним из основных сдерживающих факторов внедрения САПР и PLM недостаточную грамотность руководителей предприятий в вопросах автоматизации интеллектуального труда инженерного состава. Однако менталитет топ-менеджеров, по его мнению, все же меняется, и, как уже отмечалось, после успешного внедрения ERP-системы они соглашаются приступить к следующему этапу автоматизации — приобретению САПР.
К сожалению, развитие инженерной автоматизации в нашей стране серьезно сдерживает дефицит профессионалов в этой области. Ведь в течение 10--15 лет промышленность была в застое, в ведущих отраслях отсутствовали крупные внедрения ИТ, а вузы штамповали бухгалтеров и экономистов. В результате на производстве образовался кадровый вакуум — оставшиеся на предприятиях специалисты старшего поколения в большинстве своем так и не смогли овладеть современными ИТ, а молодому поколению еще предстоит добраться до профессиональных высот на прикладном уровне. Практически все поставщики систем понимают остроту создавшегося положения и пытаются решить проблему разными способами: предлагают услуги обучения, сотрудничают с вузами, предоставляют студентам лицензии на свои продукты — бесплатно или со скидками и т. п.
Некоторые сдвиги уже появились. Как отметил Прокопий Николаев, еще несколько лет назад найти опытного сотрудника со знанием ИТ для работы в цехе было нелегко, а сейчас многие институты уже выпускают специалистов, не только владеющих CAD-системами, но и разбирающихся в более сложных средствах CAM.
Полезным подспорьем для повышения квалификации пользователей САПР являются неформальные сообщества специалистов, независимые или поддерживаемые вендорами. Об одной из таких организаций рассказала г-жа Морозова: “Сообщество Autodesk User Group действует во многих странах, а скоро появится и в России”.
По мнению Владимира Малюха, не существует разработчика ПО, который не стремился бы к взаимодействию с пользователями, поскольку только так он может оперативно отслеживать их требования к продуктам. Но нашим инженерам нелегко общаться с зарубежными коллегами и производителями из-за языкового барьера. Поэтому он порекомендовал российским специалистам изучать английский язык, что даст им возможность пользоваться глобальными знаниями членов мировых неформальных сообществ.
Не только дефицит кадров мешает развитию отрасли САПР. По словам Александра Тимошина, одним из тормозов является вмешательство органов государственного управления в деятельность госпредприятий. Министерства и ведомства выбирают за них ИТ-продукты, необоснованно настаивая на их приобретении. В качестве примера он привел одно предприятие, на котором конструкторы военных и гражданских самолетов вынуждены применять САПР разных вендоров, что затрудняет их работу.
Рассматривая вечный вопрос зависимости России от западного ПО, участники дискуссии отметили, что у нас имеется немало отечественных САПР, которые обладают рядом преимуществ перед зарубежными продуктами. Так, по мнению Владимира Малюха, только наши программисты могут адаптировать системы автоматизации к производству и выполнить требования заказчика.
Участвовавшие в дискуссии отечественные разработчики сказали, что не имеют ничего против западных поставщиков, поскольку это создает здоровую конкуренцию и стимулирует техническое развитие. К тому же, по мнению г-на Малюха, в России зависимость от импортных САПР значительно меньше, чем, скажем, в Германии или Японии.
С лицензией или без?
Несмотря на некоторые успехи в борьбе с пиратством, острота проблемы не снимается. По оценкам IDC, лицензионными копиями оснащено всего 13% рабочих мест, на которых установлены системы автоматизации проектирования.
Вендоры предпринимают усилия по искоренению этого явления. Пожалуй, наиболее активно в данной области действует Autodesk: предлагает вузам свои продукты бесплатно, проводит акции по легализации ПО на льготных условиях, ведет разъяснительную работу. Судя по указанным выше финансовым результатам Autodesk в России, число лицензионных пользователей растет, однако, по словам Анастасии Морозовой, пока легализовано лишь 10--15% рабочих мест, хотя использование пиратского ПО влечет за собой риски как с правовой, так и с технической стороны.
Но для покупки легального ПО недостаточно одного желания, нужны еще и деньги. Здесь тоже есть сдвиги. Как отметил Владимир Малюх, на многих предприятиях финансовая ситуация улучшается и даже в регионах все больше заказчиков приобретают лицензии. По его прогнозу, в дальнейшем тенденция легализации сохранится и доля пиратских решений в ближайшее время, возможно, снизится до 70—75%.
Закрыты... навсегда?
Закрытость форматов САПР также затрудняет использование этих систем. И хотя существует немало фирм, заявляющих о решении задачи, на самом деле проблема остается. По данным Владимира Шелофаста, при преобразовании модели из одного формата в другой, как правило, “исчезает” не менее 5% графических данных, и с полученной моделью становится практически невозможно работать. По мнению Прокопия Николаева, универсальное решение этой проблемы найти очень трудно, потому что такая ситуация существует уже много лет и все к ней как бы привыкли.
Правда, появляются некоторые подвижки. По словам Анастасии Морозовой, Autodesk и PTC сумели договориться об интеграции своих продуктов, чтение файлового формата Pro/Engineer Wildfire теперь будет реализовано не только в Autodesk Inventor, но и в AutoCAD. В свою очередь, технология Autodesk — RealDWG будет адекватно обрабатываться Pro/Engineer Wildfire. Кроме того, Autodesk и PTC реализуют обмен данными с продуктами UGS через промежуточные форматы Autodesk DWF и UGS JT Open. Компания “Топ Системы” использует трансляторы независимых разработчиков, а также развивает собственные средства импорта-экспорта через стандартные форматы обмена. Игорь Кудрявцев заявил о готовности специалистов PTC внедрять на предприятиях продукты других производителей, подчеркнув, что главным является зависимость разработчика от требований клиента, а не наоборот.
Это — далеко не все, а лишь самые главные вопросы, обсуждавшиеся на “САПР-Экспо”. Но их достаточно, чтобы сделать вывод: несмотря на положительные сдвиги в отрасли САПР и оптимистический настрой вендоров, в ней остается ряд нерешенных проблем.