Появились новые подробности о сделке Acer с Gateway и Packard Bell, которая способна значительно изменить ландшафт рынка ПК. После 27 августа, когда об этом слиянии было объявлено официально (см. Экспансия Acer в Америке и Европе), произошел ряд интересных событий, заслуживающих внимания.
Сделка еще не завершена, но Gateway уже фактически реализует рыночную политику Acer. Так, с 1 октября подразделения американской компании, осуществлявшие продажи компьютеров, периферии и сопутствующих услуг в секторе малого, среднего и крупного бизнеса, а также в госсекторе и сфере образования, перешли в руки корпорации MPC (более известной под именем Micron Computers) со штаб-квартирой в штате Айдахо. Как пояснил на недавней пресс-конференции Acer в Мадриде президент тайваньской фирмы Джанфранко Лянчи, такой шаг был вызван желанием исключить из будущей структуры объединенной компании направления связанного с прямыми продажами. Тем самым Acer в очередной раз подчеркнул свою приверженность партнерской модели бизнеса, предполагающей наличие развитого канала продаж. Заметим, что мнения о бесперспективности модели прямых продаж придерживается и глава аналитического агентства Canalys Стив Бразиер.
Разумеется, всему есть своя цена, и в результате этой сделки Acer сознательно лишился готового выхода на американский корпоративный рынок, а попутно создал достаточно серьезного конкурента: MPC теперь являет собой компанию с оборотом свыше 1,1 млрд. долл. и располагает штатом в тысячу сотрудников, из которых 310 взаимодействуют с клиентами (в том числе бывшими заказчиками Gateway) в двух call-центрах, а еще 120 — разъездные торговые агенты.
Следующий шаг, предпринятый Gateway под контролем Acer, — сделанное 4 октября предложение приобрести все акции PB Holding (Packard Bell является дочерней компанией этого холдинга), находящиеся во владении у Лап Шун (Джона) Хью и подконтрольного ему Clifford Holdings. Таким образом Gateway реализует свое преимущественное право выкупа акций Packard Bell, ранее оговоренное в рамках сделки по покупке Хью этой фирмы. Финансирование поглощения PB Holding и Packard Bell фирмой Gateway взял на себя Acer. Стороны уже договорились, им осталось удовлетворить требования регулирующих органов Франции и Нидерландов. Завершение сделки ожидается в последнем квартале 2007-го либо в первом 2008-го.
Отметим, что финансовая сторона поглощения Packard Bell не разглашается. Джанфранко Лянчи лишь сообщил, что стоимость этой сделки несопоставимо меньше 710 млн. долл., в которые оценивается приобретение Acer’ом компании Gateway.
В целом процесс слияния идет вполне успешно. Так, по состоянию на 1 октября тайваньская фирма выкупила почти 81% выпущенных в обращение обыкновенных акций Gateway и рассчитывала в рамках открытого тендера довести эту долю до 90%. По словам председателя совета директоров Acer Дж. Т. Ванга, это позволило бы не проводить дополнительную эмиссию, на которую уже согласился Gateway, чтобы помочь осуществить сделку.
Acer в России
В конце сентября в Мадриде руководство Acer представило ряд интересных данных аналитических агентств о динамике мирового рынка ПК и положении компании на региональных рынках, в частности, в России. Небезынтересны параметры главных рынков по итогам II квартала 2007 г.: США – 14,9 млн. шт. (6,6% роста по сравнению с тем же периодом 2006-го); Китай – 8,5 млн. шт. (24%); Япония – 3,1 млн. шт. (-5,8%); Бразилия – 2,5 млн. шт. (45,7%); Великобритания – 2,2 млн. шт. (8,2%); Индия – 2,1 млн. шт. (10,4%); Германия – 2,0 млн. шт. (5,7%); Франция – 1,8 млн. шт. (7,7%); Россия -- 1,7 млн. шт. (12,9%); Канада – 1,4 млн. шт. (17,2%). В целом объем мирового рынка ПК в этом квартале оценивается в 61,3 млн. шт., рост – 13,4%.
Как видно, российский рынок ПК в рейтинге наиболее крупных национальных рынков оказался на почетном девятом месте, а по объему он вполне сопоставим с рынками Франции и Германии. И это единственный рынок из первой десятки, где Acer занимает первое место по рынку ПК в целом, а не в одном из его сегментов.
В России Acer лучше всего чувствует себя в сегменте ноутбуков, занимая по итогам II квартала второе место с долей рынка 27,9%. В первом полугодии 2007 г. продажи блокнотных ПК этой компании здесь выросли на 112% (по сравнению с тем же периодом 2006-го) и превысили 300 тыс. шт. А вот в сегменте десктопов Acer занимает лишь девятое место (доля рынка – 1,7%), но в первой половине нынешнего года компания совершила резкий рывок, увеличив продажи аж на 1474% и выйдя на уровень порядка 43 тыс. шт.
Напомним также, что в марте 2004-го Хью продал компании Gateway частную фирму eMachines. Таким образом, в распоряжении Acer помимо собственного окажутся бренды Gateway, Packard Bell и eMachines.
Все это полезно знать, но наибольший интерес представляет, конечно, будущее объединенной компании: ее рыночное положение в различных регионах мира, продуктовая, маркетинговая и партнерская политика. Некоторые из этих вопросов помог прояснить Джанфранко Лянчи, который рассчитывает благодаря поглощениям улучшить основные показатели бизнеса Acer в целом, т. е. снизить издержки и увеличить доход. Снижению издержек, по его словам, должно способствовать сокращение расходов на компоненты в результате роста масштаба закупок, совершенствование управления цепочкой поставок и уменьшение удельных затрат на удовлетворение требованиям акта Сарбейнса -- Оксли. Росту дохода, как ожидает глава Acer, помогут открывающиеся возможности совместного использования ритейловых каналов Acer и Gateway; мультибрендовая политика позиционирования различных продуктовых линеек для отдельных групп потребителей; применение разработок Gateway в области мониторов для совершенствования дисплеев Acer и увеличения их продаж; расширение присутствия продукции Gateway за пределами Северной Америки. Ожидаемый синергетический эффект оценивается на уровне 150 млн. долл.
В результате интеграции улучшится и региональная структура продаж Acer, доходы которой сейчас распределены между Европой, Северной Америкой и Азией в соотношении 52:25:23. Уже с учетом нынешней американской фокусировки Gateway (93% ее продаж приходится на Северную Америку) и европейской (на 98%) фокусировки Packard Bell, структура продаж Acer будет выглядеть более сбалансированной — 48:34:18.
Что же будет представлять собой Acer, усиленный фирмами Gateway и Packard Bell? В представлении г-на Лянчи — это мультибрендовая компания с доходом свыше 20 млрд. долл. и поставками более 24 млн. компьютеров в год, обогнавшая Lenovo и захватившая третье место на мировом рынке ПК (после HP и Dell). Насколько гладко пройдет интеграция и сработает ли синергетический эффект, мы узнаем в следующем году. Очевидно, руководству Acer предстоит столкнуться с различными трудностями внутреннего и внешнего характера. Джанфранко Лянчи уже сейчас сетует на недооценку акций Acer по причине того, что это тайваньская компания. Мы не забыли еще, насколько противоречиво происходило слияние HP и Compaq, наглядно продемонстрировавшее, что две единицы в сумме вполне могут составить меньше двух. И, разумеется, конкуренты вряд ли будут спокойно наблюдать за переделом рынка. Поэтому компания намерена сосредоточиться на реализации с 1 января 2008 г. интеграционной программы, разработка которой началась практически сразу после объявления сделки — 12 сентября.
На этом фоне вполне понятны заявления Дж. Т. Ванга и Джанфранко Лянчи, сделанные ими независимо друг от друга на Тайване и в Европе, о том, что в обозримое время от других покупок Acer воздержится.