С учетом жизненного цикла бизнес-активности отечественной ИТ-отрасли получается, что именно на осеннем партнерском форуме фирмы “1С” подводятся итоги работы и определяются планы на будущее всего огромного 1С-сообщества. Интерес же к этой информации, принимая во внимание глобальное присутствие компании на российском рынке, уже давно выходит за рамки ее внутренних дел.
Термин “семинар”, по традиции используемый для встреч с партнерами, совершенно не отражает размах этого мероприятия. Мы не раз отмечали ранее, что семинар на самом деле является одним из крупнейших российских ИТ-форумов. Казалось бы, его размеры ограничены исключительно инфрастуктурой московской гостиницы “Космос”, традиционного места проведения. И тем не менее на нынешнем мероприятии, состоявшемся 29--30 сентября, организаторам удалось превзойти прошлогоднее по всем основным показателям. По данным “1С”, в нем приняло участие почти 1500 человек, на 45 секциях представители 100 организаций (в том числе глобальных партнеров — IBM, Intel, Microsoft, Symantec, Sun) сделали более 340 докладов. Во второй день форума прошел вернисаж программных продуктов, которые представила сама “1С” и около 70 её партнеров.
Общая динамика бизнеса
Как известно, увеличение абсолютного объема бизнеса обычно сопровождается замедлением темпов роста. Но для “1С” этот принцип пока явно не работает. Прошлый, 2006 год был для фирмы очень успешным — объемы ее продаж по сравнению с 2005-м выросли на 48%. Но 2007-й обещает стать рекордным по динамике развития и опередить даже показатели начальных этапов деятельности компании.
По данным, приведенным в отчетном докладе директора “1С” Бориса Нуралиева, за девять месяцев текущего года общий объем продаж (деловой софт + домашний софт + дистрибуция чужого ПО) вырос на 90% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Но ежемесячные темпы при этом увеличиваются, и потому компания прогнозирует рост по итогам 2007 года на 92%*.
По нашим оценкам, основанным на сведениях о динамике развития компании и данных за предыдущие годы, получается, что в 2007-м “1С” выйдет на отметку доходов в 370--400 млн. долл. Обратим при этом внимание, что речь идет только о головной фирме, без учета ее многочисленных дочерних и совместных компаний (не говоря уже о независимых партнерах).
Рост на 90% — это очень высокий показатель, но все же не рекордный для российского ИТ-рынка -- к примеру, Microsoft в 2007 финансовом году показала 107% роста в России. Но, конечно, такие сравнения нужно делать с учетом структуры бизнеса. Как известно, “1С” выделяет в своем направлении три основных направления: деловые и домашние программные продукты своего производства, а также дистрибуцию чужого софта. Так вот, в последнее время дистрибуция растет опережающими темпами, и в этом году ее рост составит 165%. Это в два с половиной раза перекрывает аналогичный показатель прошлого года (64%).
Разумеется, такое увеличение во многом объясняется резким повышением спроса на легальный софт в России, в том числе за счет снижения уровня пиратства. Однако в случае “1С” значительным фактором стало расширение спектра предлагаемых продуктов ввиду увеличения количества вендоров. К сожалению, структуру своего дистрибьюторского бизнеса “1С” уже давно не раскрывает, но ее представители отмечают, в частности, быстрый рост продаж Linux-продуктов. Тут стоит отметить, что “1С” — это, кажется, самый крупный дистрибьютор софта в нашей стране, и ее данные по этому направлению во многом отражают тенденции российского рынка ПО в целом.
В то же время рост продаж домашнего и мультимедийного софта “1С” замедлился: ожидается, что он будет на уровне 20% (год назад было 64%). Спад довольно резкий, и экспертам еще предстоит осмыслить эти данные.
В целом же структура бизнеса “1С” в 2007 году выглядит примерно так: дистрибуция — 59%, домашний софт — 15%, деловое ПО — 26%. Как видим, поставки бизнес-приложений совсем не доминируют в обороте компании, более того, их доля постепенно снижается (еще несколько лет назад она составляла 40%). И тем не менее никто из аналитиков не сомневается, что основу бизнеса фирмы составляет именно семейство ПО “1С:Предприятие”.
Три года на корпоративном рынке: по восходящей траектории
В прошлом году темпы продаж “1С:Предприятия” (1СП) несколько снизились и составили 23% (в 2005-м было 58%, в 2004-м — 38%), однако такой спад можно объяснить тем, что на этот период пришелся переход с версии 7.7 на 8.0.
В 2007-м ожидается, что рост 1СП составит 55% (по данным за сентябрь по сравнению с тем же месяцем прошлого года — 60%). Таким образом, эта статья доходов, по нашим оценкам, за год принесет фирме 80--100 млн. долл., а с учетом добавленной стоимости партнеров (дилерские надбавки и услуги) с точки зрения рынка (затрат заказчиков) сегмент продуктов 1СП составит 350--450 млн. долл. По оценкам “1С”, ее экономический софт используется на 1 млн. предприятий (год назад говорилось о 800 тыс.).
Поставки решений на платформе 8.0 растут опережающими темпами — 98% за девять месяцев. Но что удивительно, хотя приложения версии 8.0 присутствуют на рынке уже три-четыре года, продолжают быстро расти и продажи версии 7.7 — 35%. Более того, по абсолютным показателям продукты 7.7 в текущей структуре продаж до сих пор (хотя сейчас и ненамного) опережают 1СП8.
Объясняется такое долгое присутствие на рынке двух поколений делового ПО довольно просто. Версия 7.7 пока во многом удовлетворяет потребности малых и средних предприятий по функционалу и производительности. Вариант же 8.0, хотя и нацелен на расширение сферы применения 1СП в направлении корпоративных заказчиков, в целом покрывает потребности всего рынка. Однако в сегмент SMB он продвигается не очень быстро -- во многом из-за необходимости переподготовки кадров как у клиентов, так и у партнеров.
Но все же о потенциальных возможностях 1СП8 говорит такой приведенный на семинаре факт: практически вся партнерская сеть “1С” (несколько тысяч именно малых компаний) для автоматизации своей внутренней деятельности перешла на решения версии 8.0.
Как мы уже неоднократно отмечали ранее, хотя “1С” продолжает работать на массовом рынке малых предприятий, основной вектор её развития связан с продвижением в корпоративный сегмент средних и крупных заказчиков. Успехи компании и ее партнеров тут общеизвестны: по данным IDC, “1С” за два последних года увеличила долю своего присутствия на российском ERP-рынке (считаются только продукты версии 1СП8) с 4,9 до 11,7%, твердо закрепилась на третьем месте в этом рейтинге и сейчас фактически начала борьбу за вторую позицию, имея очевидный потенциал, чтобы догнать Oracle через пару лет.
Флагманский продукт “1С” для корпоративного рынка — “Управление производственным предприятием” (УПП). Правда, летняя конференция “1С” для корпоративных заказчиков показала, что многие довольно серьезные проекты реализуются и на “1С:Предприятии” 7.7, а также на “1С:Бухгалтерии” 8.0 (см. PC Week/RE, № 33/2007, c. 31)
По данным “1С”, за три года присутствия на рынке УПП было поставлено более 4000 копий этого продукта с общим числом пользовательских лицензий свыше 100 тыс. Рост продаж УПП в нынешнем году (за девять месяцев) по сравнению с прошлым составил 88%. Развитие этого ПО продолжается, но расширение сферы его применения фирма связывает с увеличением числа вертикальных решений (создаваемых совместно с партнерами), что, в частности, позволяет существенно (на 20—70%) сократить сроки внедрения. Уже сейчас на рынке доступны восемь подобных отраслевых решений, а в целом объем продаж такого “1С-Совместного” ПО вырос за год в 10 раз.
Важный шаг в продвижении на корпоративный рынок был сделан в 2007 г.: выпущен качественно новый продукт “1С:Консолидация” для автоматизации широкого спектра задач, связанных с подготовкой и анализом отчетности групп компаний.
Технологическую основу прикладных решений “1С” составляет программная платформа 1СП, также энергично развиваемая. В конце прошлого года вышла версия 8.1, в которой были решены важные вопросы поддержки многоплатформенности, повышения производительности и масштабируемости.
Однако уже не за горами выход следующей версии платформы -- 8.Next, пока имеющей условное название “Управляемое приложение”. Основная цель ее нововведений — повышение управляемости прикладных решений, что связано с весьма радикальной переработкой архитектуры и переносом основной вычислительной нагрузки системы с клиентской части на серверную.
Представляя предварительный вариант “Управляемого приложения” в нынешнем марте, сотрудники “1С” говорили о том, что рабочая версия новой платформы может появиться к концу года. Однако на осеннем семинаре было сказано, что в этом году будет выпущена только ознакомительная бета-версия. В целом такая задержка (учитывая серьезность ожидаемых инноваций) вполне понятна. Тем более что партнерам еще нужно переварить 8.1 (не говоря о том, что многие пока и не начинали серьезное продвижение “восьмерки”). В то же время отметим, что когда-то многие из них с заметным опасением относились к перспективам перехода с 7.7 на 8.0. Сейчас ожидание “Управляемого приложения” не вызывает таких осторожных настроений.
Не забывая о малых
Расширяя свое присутствие в корпоративном сегменте, “1С” продолжает активно работать и на традиционном для себя массовом рынке малых предприятий. Ключевой продукт тут — “1С:Бухгалтерия”. Год назад мы отмечали, что именно здесь переход с 7.7 на 8.0 идет не очень быстро. В этом году сравнительные сведения о продажах двух версий не приводились, но комментарии представителей “1С” свидетельствуют, что перелом в пользу варианта 8.0 уже произошел. Очень хорошо рынок воспринял продут “1С:Управляющий” (совместная разработка “1С” и компании “Руссистемс” на платформе “1С:Предприятие”), который закрывает потребности управленческого учета для небольших предприятий и предназначен для руководителей и собственников бизнеса.
* Представляемые фирмой “1С” данные о ее бизнесе традиционно пользуются высоким доверием у российских аналитиков. Точность ее прогнозов также подтверждается публикуемыми данными за календарный год.