Миниатюрные устройства, сочетающие в себе возможности мобильных терминалов и карманных компьютеров, популярны во всем мире. Коммуникаторы, работающие на операционной системе Windows Mobile, выбирают как базу для “мобильного офиса” всё больше компаний, сотрудникам которых предстоит выполнять свои должностные обязанности вдали от рабочего места. О перспективах этой рыночной ниши, о мотивации для приобретения подобных устройств и о функционале терминалов президент компании High Tech Computer (HTC) Питер Чоу рассказал научному редактору PC Week/RE Максиму Букину.
PC Week: Ваша компания позиционирует себя как эксперта в области устройств на платформе Windows Mobile. С чем связан такой однозначный выбор?
Питер Чоу: Компания High Tech Computer была организована 10 лет назад — летом 1997 г. Выбирая область деятельности, мы пришли к выводу, что Windows — наиболее подходящая операционная система для гибридных устройств, сочетающих в себе возможности телефона и КПК. Используя одну и ту же операционную систему для настольных компьютеров и мобильных устройств, как мы считаем, можно быстро приучить корпоративных клиентов к работе с таким “мобильным офисом”. По сути такие устройства привлекательны для потребителей, так как требуют минимального обучения для работы.
Отмечу также, что у Microsoft хорошо налажена поддержка разработчиков, они оказывают нам ощутимую помощь в интеграции своего ПО для наших устройств, что позволяет нам снижать издержки — нет надобности держать большой штат программистов для синхронизации работы аппаратного обеспечения и управляющего ПО. Таким образом, мы получаем высококачественную ОС, которая может поддержать весь функционал наших устройств с минимальными затратами на их индивидуальную настройку.
PC Week: Какой функционал в коммуникаторах и смартфонах предпочитают корпоративные пользователи?
П. Ч.: Таким потребителям прежде всего важно держать свои бизнес-контакты в одном мобильном устройстве и иметь возможность связываться с нужными людьми как с помощью голосовых вызовов, так и с помощью SMS или электронной почты. Это можно сделать именно с использованием коммуникатора, имеющего средства синхронизации данных с ноутбуком или рабочей станцией по беспроводному или проводному соединению. Фактически он обеспечивает присутствие всего массива информации в отрыве от офиса.
Вторая задача — работа с документами, с которыми абонент постоянно имеет дело. У него должна быть возможность загрузить их из своего ящика электронной почты или из локальной корпоративной сети для ознакомления либо изменения. Безусловно, обработка электронных таблиц или больших текстовых файлов на смартфоне затруднена (малогабаритный экран и маленькая клавиатура), однако с письмами, служебными записками и даже простыми презентациями пользователь вполне справится.
В-третьих, ощущается потребность в электронной почте с быстрым доступом и возможностью чтения вложенных в сообщения файлов. Всё большее число клиентов интересует сервис push e-mail, при его реализации входящая электронная почта поступает на рабочий компьютер и мобильное устройство одновременно, в режиме реального времени. Так же и исходящая почта, отправленная с коммуникатора, немедленно помещается в папку “Отправленные” на рабочей станции или ноутбуке, подключенном к кабельной сети.
Для этого есть как локальные решения, так и сервис BlackBerry, которые достаточно хорошо интегрируются в системы электронного документооборота. Этот документооборот поддерживают наши кастомизированные терминалы — они поставляются на заказ для операторов T-mobile и AT&T. Тем самым мы предоставляем абонентам возможность сделать выбор между устройством от сервис-провайдера и нашим коммуникатором.
И, наконец, пользователям интересен телефонный аппарат с книгой контактов, где для каждого из них можно было бы зафиксировать не только ФИО и телефонный номер, но и электронную почту, веб-сайт его компании, оставить заметку о встречах и т. д.
PC Week: Что можно сказать о рынке кастомизированных терминалов в России? Будут ли отечественные операторы “большой тройки” в преддверии внедрения сетей 3G реализовывать подобные проекты?
П. Ч.: Интерес со стороны российских операторов есть, но о конкретных проектах говорить рано. Дело в том, что в России для формирования подобных продаж операторам необходимо формировать группы приверженцев, готовых воспользоваться пакетом услуг именно от конкретного провайдера мобильной связи. Компаниям, которые работают в США или Западной Европе, в этом отношении проще — подобная модель бизнеса там продвигается с самого начала становления рынка. Однако чтобы рынок сетей 3G развивался, российским операторам скорее всего тоже придется по примеру Orange или Vodafone приобрести преднастроенные терминалы для своих абонентов.
PC Week: По данным аналитиков, на конец II квартала 2007 г. в России смартфоны и коммуникаторы составляют только 5% от общего числа эксплуатируемых телефонных аппаратов. Что будет дальше, каков ваш прогноз?
П. Ч.: Цифра вполне реальна, но отмечу, что продажи в этом сегменте растут довольно быстро, чему есть две основные причины. Во-первых, пользователи из корпоративного сегмента все лучше понимают преимущества единого устройства и при очередном переоснащении своих сотрудников меняют сочетание мобильного телефона и КПК на коммуникаторы — настраивать и обслуживать их гораздо легче для ИТ-подразделения компании. Это достаточно значительные продажи и в России, и во всем мире, поскольку множество единообразных устройств закупается одновременно. Во-вторых, пользователям необходимы устройства, которые могут поддерживать установку дополнительных программ, к примеру для VoIP, различные интернет-пейджеры, специализированное ПО и т. д.
Отмечу, что российский рынок мы рассматриваем в стратегической перспективе. За предыдущие два-три года средняя цена приобретенных здесь устройств выросла со 170 до 220 долл. То есть пользователи готовы платить больше денег за более функциональные устройства. К слову, коммуникаторы и смартфоны для частных пользователей — это уже стиль их жизни, здесь сочетаются как быстрое получение информации из Интернета, развитые дополнительные функции по просмотру видео или прослушиванию музыки, так и оперативный обмен сообщениями со своими друзьями и коллегами. Эра “обычных” телефонов мобильной связи заканчивается — абонентов интересуют мощные устройства с богатой палитрой возможностей.
PC Week: Какова позиция HTC по поводу добавления в выпускаемые ею устройства программного обеспечения для VoIP?
П. Ч.: В этом отношении мы предпочитаем работать только по заказу операторов мобильной связи, которые уже построили сети третьего поколения. Еще в начале нынешнего года мы обнародовали совместные проекты по преднастройке наших устройств для British Telecom и Dеutsche Telekom — в коммуникаторах HTC будут установлены программы для “мобильного офиса”, в том числе и VoIP. Поскольку большинство контрактов на приобретение нашего оборудования заключается в ходе реализации совместных проектов с провайдерами связи, то добавлять какой-либо стандартный VoIP-клиент в свои устройства в массовом порядке мы не будем, и тому есть несколько причин. С одной стороны, как вы знаете, у провайдеров мобильных услуг различное отношение к этому сервису — многие опасаются того, что свободное использование данной технологии для голосовых звонков приведет к снижению их APRU (ежемесячный средний чек пользователя сотовой связи. — Прим. ред.). С другой — мы не можем гарантировать высокое качество VoIP-услуг в сетях всех операторов связи, где используется клиентское оборудование нашего производства, — таких сетей сотни по всему миру, и не во всех поддерживается протокол не то что HSDPA, но и EDGE.
PC Week: Какова ваша политика в отношении внедрения в коммуникаторы HTC поддержки протоколов передачи данных HSDPA (для сетей UMTS), 802.11n (Wi-Fi), а также 802.16e (мобильный WiMAX)?
П. Ч.: Скоростной HSDPA уже стал стандартом для наших моделей — с III квартала 2007 г. все новинки, выпускаемые на рынок, будут поддерживать его по умолчанию. Это позволит абонентам использовать терминал как в “чистых” сетях UMTS, так и в тех, где внедрены решения для быстрой передачи данных “по воздуху”. Относительно 802.11n мы пока в сомнениях. Intel уже внедрила этот протокол в своей платформе Santa Rosa для мобильных ПК, но, на наш взгляд, пользователям коммуникаторов скорость в несколько сотен мегабит в секунду избыточна. Большая часть таких абонентов использует доступ по Wi-Fi в коммерческих хотспотах, размещенных в отелях или аэропортах, кафе и ресторанах, где лидером является версия протокола 802.11g, а скорость персонального канала в Интернет редко превышает 2 Мбит/с. Таким образом, время внедрения 802.11n пока не пришло.
Аналогичная ситуация и с WiMAX: внедрение подобного чипа существенно удорожает стоимость устройства при том, что перспективы подобных сетей пока призрачны, за исключением проекта Sprint в США. Для оснащения устройств такими модулями нужна поддержка от операторов — возможно, это случится ближе к середине 2008 г.
PC Week: Коммуникаторы позиционируются как дополнение к мобильному ПК пользователя. Не мешает ли развитию функциональности этих устройств появление ниши UMPC?
П. Ч.: На наш взгляд, UMPC, которые продвигаются на рынке, позиционируются как замена ноутбуку, а коммуникаторы — как устройства для оперативного контроля текущих вопросов работы вне офиса. Мне кажется, они не пересекаются по рыночным нишам — рынок интегрированных цифровых устройств развивается, но это в большей степени касается рыночной ниши для корпоративных пользователей.
Отмечу, что наша компания тоже участвует в формировании рыночной ниши UMPC — речь идет об устройстве HTC Shift, которое работает на базе Windows Vista. В данном случае впервые применяется технология SnapVUE — благодаря этой опции можно получить быстрый доступ к электронной почте, календарю, меню SMS-сообщений и к телефонному справочнику без полной загрузки системы, что позволяет экономить энергию и соответственно продлевает срок работы аккумулятора.
PC Week: Спасибо за беседу.