Российское представительство Adobe Systems завершило свой первый год работы в нашей стране. К сожалению, финансовые результаты, достигнутые московским офисом, не раскрываются. Тем не менее, по словам главы представительства Павла Черкашина, за прошедшее время компания значительно укрепила свои позиции в России: были зафиксированы рекордные темпы роста продаж, что, однако, для начального этапа работы является обычным явлением.

Список авторизованных реселлеров Adobe пока невелик: к их числу относятся группа компаний Softline, компания SoftKey, системный интегратор и инженерная компания ТЕРЕМ и группа компаний NBZ. Дистрибьюторами на российском рынке являются фирма “Атри-Графика”, дилерские сети MONT и DNA Trading. Впрочем, основное внимание г-н Черкашин уделил не рапорту о достигнутых успехах, а рассказу о направлениях деятельности представительства в ближайшей и среднесрочной перспективе.

В нынешнем году Adobe успела запустить в России производство студенческих версий части своего ПО, в первую очередь Adobe Creative Suite 3 (CS3). Это позволит максимально снизить стоимость этих решений, поскольку поставки из-за границы облагаются высокими пошлинами (в отдельных случаях до 50% стоимости), да к тому же ждать приходится очень долго. Благодаря принятым мерам стоимость студенческой версии CS3, по словам г-на Черкашина, не превысит 3000 руб. На декабрь запланирован запуск локализованной русской версии Photoshop Elements 6.0 (PSE; это ПО представляет собой упрощенную версию графического редактора Photoshop, ориентированную на обработку фотографий), а в начале следующего года ожидаются локализованные версии коммерческих продуктов.

Активизируются поставки OEM-версий программных продуктов. Пилотный проект, связанный с продажами через этот канал PSE, уже дал результат: с начала года реализовано примерно 100 тыс. копий. Начаты и OEM-поставки CS3 Production Premium с видеоплатами SVGA. Планируется организовать продажи CS3 Web Premium с системой управления контентом компании Bitrix. Будет расширяться и розничный бизнес: со следующего года этим путем планируется продавать русскую версию PSE 6.0, а также другие продукты.

В издательской сфере Adobe активно продвигает свое решение InDesign; продолжается освоение российского рынка и в таких сферах деятельности, как производство рекламы, работа с большими объемами документов, инженерно-конструкторская работа (в этих областях в основном используются решения и технологии Adobe Acrobat, Flash, CS3, а также LiveCycle). Кроме того, планируется активизировать усилия в новых для российского офиса направлениях -- видеопроизводстве, веб-дизайне, интерактивном обучении (компания располагает решениями в этих областях, однако они у нас в отличие от CS3, Acrobat, Flash и InDesign не очень известны).

Одним из приоритетных направлений российского представительства Adobe на ближайшую перспективу является борьба с пиратством. С этой целью была упрощена процедура покупки легального ПО и созданы дополнительные преимущества для законопослушных пользователей, ведется совместная работа с ассоциацией BSA.

Российское представительство в течение первого года своего существования инициировало партнерские программы с образовательными учреждениями и обучающие программы для специалистов в области полиграфии, дизайна, интернет-технологий и работы с электронными документами. Для страховой компании “Росгосстрах” было создано универсальное рабочее место агента на базе Adobe Reader и интеллектуальных PDF-форм Adobe, которое позволило систематизировать реализацию полисов ОСАГО и снизить до минимума количество ошибок, повысить качество данных и сократить расходы на ввод информации в центральную базу данных. Еще одним заказчиком стал Российский государственный университет физкультуры, спорта и туризма: в нем с помощью решений Adobe (Workflow Designer/Workflow Server, Acrobat Reader Extension Server, Policy Server, Reader) было реализовано взаимодействие сотрудников между собой, а также с абитуриентами через Интернет. Работа с госструктурами и образовательными учреждениями останется одним из важнейших направлений деятельности московского офиса и на ближайшие два года.

На более далекую перспективу (2009—2011 гг.) намечена “географическая экспансия” корпорации. Adobe собирается расширять свое присутствие в регионах России и в странах СНГ, в первую очередь в Казахстане и на Украине. Кроме того, в планах компании -- интенсивное продвижение в телекоммуникационной, финансовой, нефтегазовой сфере и других отраслях промышленности; развитие практики оказания консалтинговых услуг (Adobe Consulting). В последнем случае речь идет не о создании конкуренции с собственными партнерами, а о выделении для помощи им (естественно, по их желанию) в реализации крупных проектов специалистов из Adobe, обладающих особым опытом и знаниями в определенных областях. Кроме того, уже сейчас налаживается обучение специалистов компаний -- партнеров и заказчиков (на сегодняшний день действуют два учебных центра, прошли курсы уже порядка 50 человек).

Особое место в планах компании занимает локализация ПО. На настоящий момент полностью русифицированы программы Creative Suite, Acrobat, Reader; в ближайшее время будет закончена локализация Photoshop Elements, LightRoom, Connect, LiveCycle. Некоторые решения (Photoshop, Illustrator, InDesign, Acrobat) имеются и в украинской версии, к ним должны прибавиться CS3, Reader, LightRoom и, не исключено, PSE. Изучаются возможности перевода ПО Adobe и на другие языки стран СНГ. В ряде случаев к локализации привлекаются “широкие массы общественности” (будем надеяться, что компания не пустит этот процесс на самотек, иначе весьма велик риск появления плохих, “жаргонных” переводов, чем грешит, в частности, мир решений OpenSource, обычно серьезно проигрывающий в этом вопросе решениям Microsoft).

Таким образом, на ближайшие несколько лет Adobe планирует весьма активно действовать на пространстве СНГ. Насколько хорошо компании это удастся, покажет уже следующая осень.