В Москве 4—5 октября состоялся первый международный форум производителей копировальной техники EffOS-2007. Мероприятие было проведено по инициативе японской организации по развитию внешней торговли JETRO. Его устроителями выступили шесть корпораций, входящих в состав Ассоциации производителей копировального оборудования: Brother, Canon, Konica Minolta, Panasonic, Ricoh, Sharp.
По оценкам организаторов, за два дня выставку посетило около тысячи профессиональных посетителей.
По словам выступившего на форуме старшего исследователя агентства IDC Александра Голощапова, российский рынок по ряду причин является уникальным. Если в большинстве стран — членов “Большой восьмерки” оборудование, уступив место ИТ-услугам, занимает лишь порядка 30—40% ИТ-рынка, то в России на его долю приходится около 70%. Наиболее популярны среди аппаратного обеспечения в нашей стране компьютеры, а второе место, или 12% этого сегмента, занимают системы печати и копирования (hardcopy).
Хотя в прошлом году сегмент hardcopy в денежном выражении сократился на 3% (после 11%-ного роста в 2005-м), отмеченное в первой половине 2007-го увеличение поставок на 28,9% в штуках и 7,7% в деньгах наглядно продемонстрировало, что рынок этот далек от насыщения. Несмотря на растущую популярность систем электронного документооборота, 90% опрошенных IDC организаций сообщили, что объем используемых ими бумажных документов за год не снизился. Более того, аналитики прогнозируют стабильный рост инсталлированной базы “бумажного” оборудования на уровне 8—12% в год.
По словам г-на Голощапова, в России в отличие от давно перешедшей на струйную печать Европы наибольшей популярностью по-прежнему пользуются лазерные системы. Невысок пока на отечественном рынке и процент проникновения цветных систем. Согласно результатам опроса, который в конце прошлого года IDC провела совместно с Canon, у 62% организаций цветные отпечатки составляют менее 3% от общего объема печати.
Особенно популярна среди печатных систем в России категория МФУ. По данным IDC, на фоне общего сокращения рынка устройств hardcopy в 2006 г. объем поставок таких устройств увеличился на 31% в штучном выражении, а в первом полугодии 2007-го по сравнению с тем же периодом прошлого года МФУ продемонстрировали рост поставок в штуках на 83%. В результате занимаемая ими доля рынка выросла с 30 до 43,2%.
На многофункциональные системы пользователи переходят как со струйных, так и с лазерных устройств. По прогнозу IDC, к 2009 г. МФУ на российском рынке окажутся впереди обычных принтеров по объему штучных поставок, а в денежном выражении они уже лидируют с первой половины 2007-го — по итогам полугодия объем сегмента МФУ достиг 250 млн. долл., тогда как сегмент монофункциональных систем составил лишь 220 млн. долл.
По информации IDC, российский рынок по-прежнему крайне чувствителен к цене устройства. Однако прошлогодние результаты явно сигнализируют о начале трансформации потребительских предпочтений. Среди критериев выбора оборудования наиболее значимыми становятся стоимость эксплуатации, надежность поставщика и цена расходных материалов. Снижение значимости для покупателя начальной стоимости аппаратуры нашло отражение в структуре продаж. Если число проданных устройств стоимостью ниже 600 долл. без НДС снизилось за год на 3%, то продажи МФУ дороже 600 долл. возросли на 30%.
Стремясь соответствовать изменившимся запросам рынка, вендоры перераспределяют акценты в своем предложении. На EffOS вопросам сервисной поддержки и обеспечения эффективного управления документооборотом уделялось значительно больше внимания, нежели техническим характеристикам продукции. Большинство поставщиков предлагает широкий выбор решений, позволяющих в дистанционном режиме контролировать состояние печатающих систем, разграничивать доступ и обеспечивать безопасность обрабатываемых данных. Компания Canon в своей концепции Streamline пошла еще дальше. Наряду с традиционными функциями управления, которыми может воспользоваться ИТ-отдел, производитель вводит еще одну опцию. Благодаря ей всё подключенное к сети печатающее оборудование может в реальном времени отсылать отчеты о своем состоянии на центральный сервер в Японии, откуда эта информация будет перенаправлена региональным сервисным партнерам Canon. Таким образом достигается снижение временных затрат технических специалистов: инженер автоматически оповещается о возникшей проблеме и выезжает на место происшествия с заранее подготовленным комплектом необходимых запчастей.