Глобальный ИТ-рынок чувствует себя вполне уверенно. Такой вывод можно сделать исходя из представленных аналитиками Gartner оценок темпов роста продаж ИТ-продукции. В нынешнем году, как ожидается, мировой ИТ-рынок вырастет на 8% и достигнет 3,1 трлн. долл., а в 2008-м его рост замедлится до 5,5%, в результате чего общий объем ИТ-продаж составит примерно 3,3 трлн. долл. Страны, не относящиеся к числу главных потребителей ИТ (коими считаются государства Северной Америки, Западной Европы и Япония), вносят всё больший вклад в общий рынок, который уже оценивается на уровне одной трети глобальных ИТ-продаж. Что касается России, то ей, несмотря на то, что местный ИТ-рынок растет в два-три раза быстрее мирового, еще очень и очень далеко до лидирующего положения даже среди ИТ-потребителей второго эшелона.
Небезынтересны также данные Gartner относительно структуры продаж ИТ конечным пользователям. В 2006-м 57% всех глобальных затрат на ИТ пришлись на ПО, сервисы и мобильные решения. В 2008 г., как ожидается, совокупная доля этих трех категорий ИТ-продукции, пользующихся наиболее быстро растущим спросом, увеличится до 60% с перспективой роста до 63% в 2011-м. Тенденция вполне предсказуемая, осталось увидеть, как в соответствии с ней изменятся фокусы ИТ-компаний.
Мы наблюдаем даже не очередной виток, а перманентный процесс консолидации ИТ-бизнеса. Практически каждая неделя приносит сообщения о слияниях и поглощениях, стратегически значимых либо по финансовым масштабам, либо с точки зрения технологических перспектив, либо по обоим параметрам. Так, из последних сообщений самое важное — намерение Oracle потратить на поглощение BEA Systems (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103170) солидную сумму в 6,7 млрд. долл. Пока корпорация прямолинейно предложила акционерам BEA уступить свои акции по цене несколько выше рыночной и ждет от них положительной реакции. Если они согласятся, произойдет серьезный передел сегмента инфраструктуры приложений, и на этой волне у Oracle есть все шансы быстро и с лихвой вернуть “переплаченные” за BEA денежки.
Мининформсвязи явно решило быстро довести до логического конца несколько зависших за последние пару лет проектов и действует в форсированном режиме. 11 октября завершилось оформление инвестиционного фонда “Росинфокоминвест” (ранее — РИФИКТ) — Роскомимущество выпустило соответствующее распоряжение, назначен гендиректор (им стал Григорий Бунатян, руководитель Агентства регионального развития, учрежденного в 1999 г. Минэкономразвития и администрацией Калининградской области), сформирован совет директоров во главе с министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом и назначена ревизионная комиссия фонда. Распоряжаться активами фонда — а это 1,45 млрд. руб. госденег и как минимум столько же средств частных инвесторов — будет управляющая компания, действующая на основании договора о доверительном управлении. Какие проекты в пределах оговоренных 100 млн. руб. поддержит фонд, мы узнаем лишь после начала его работы, тогда же станет ясно, какими критериями отбора он будет руководствоваться. Пока хотелось бы отметить, что в состав совета директоров “Росинфокоминвеста” вошли высокопоставленные чиновники Мининформсвязи и Минэкономразвития, а также топ-менеджеры инвестиционной компании “Тройка-Диалог”, ОАО “Связьинвест” и ассоциации НАИРИТ. Последняя, судя по всему, на данном этапе выиграла у другой ассоциации — АПКИТ — борьбу за влияние на политику нового фонда, который будет располагать вполне реальными ресурсами.
Существенно продвинулся еще один отложенный проект Мининформсвязи — создание системы госаккредитации ИТ-компаний, претендующих на налоговые льготы. Напомню, что эта система (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=83545) необходима для того, чтобы заработали внесенные летом 2006 г. изменения в Налоговый кодекс РФ, которые обеспечивают налоговые льготы ( в первую очередь снижение единого социального налога) для отечественных ИТ-компаний (Федеральный закон № 144-ФЗ). По оценкам экспертов, благодаря этому закону налоговое бремя для российского офшорного ИТ-бизнеса может снизиться на 8,5—11,5%, что очевидным образом скажется на его конкурентоспособности. И вот наконец 15 октября Мининформсвязи представило в Правительство РФ соответствующий проект постановления, определяющего порядок, условия и сроки получения аккредитации, а также основания для ее лишения. К сожалению, нам неизвестно, насколько сформулированные в данном документе положения отличаются от тех, что готовились Мининформсвязи в сотрудничестве с АПКИТом и достаточно широко обсуждались ИТ-общественностью в 2005—2006 гг.