На рынке ПО сейчас идет активная консолидация. Одни игроки скупают других, чтобы расширить клиентскую базу и ассортимент продуктов. Однако такой стратегии придерживаются не все. Например, компания InterSystems, известная своей постреляционной СУБД Caché, существует уже почти тридцать лет, но до сих пор является частной и принадлежит своему основателю Терри Рейгону. В отличие от многих других ИТ-фирм она не привлекает внешних инвестиций и не размещает акций на фондовой бирже. Тем не менее ее бизнес стабильно растет, а число продуктов увеличивается. В чем причины такого своеобразного подхода? Намерена ли компания придерживаться его в дальнейшем? Как развивается ее бизнес в нашей стране? На эти и другие вопросы научному редактору PC Week Елене Гореткиной отвечает Джон Мак-Кормик, операционный директор компании InterSystems.
PC Week: Ваша компания частная, что довольно необычно. Почему выбран такой путь?
Джон Мак-Кормик: Оставаясь частной компанией, мы получаем большое преимущество. Дело в том, что сейчас в США многие софтверные компании становятся частными, так проще соблюдать требования закона Сарбейнса -- Оксли.
PC Week: Разве для развития бизнеса не нужны инвестиции?
Д. М-К.: Мы растем одновременно с ростом прибыли, другими словами, инвестиции поступают из того, что мы сами зарабатываем. Поэтому в вопросах капиталовложений нам приходится действовать осмотрительно и осторожно. Поскольку мы надеемся только на свои средства, то бережно распоряжаемся деньгами. Стараемся ежегодно поддерживать рост оборота на уровне 20--25%, а прибыли до вычета налогов — на уровне 30%.
Наш владелец Терри Рейгон совершенно уверен, что компания добьется большего в стратегическом плане, если сосредоточится на удовлетворении запросов клиентов, а не инвесторов.
PC Week: Как вы можете охарактеризовать позиции InterSystems на мировом рынке баз данных? Какую долю имеет ваша компания, какова динамика продаж?
Д. М-К.: Доля рынка у нас сравнительно невелика, точно ее определить трудно. Мы продвигаем встроенные технологии, при помощи которых разработчики пишут приложения, поэтому примерно треть доходов уходит партнерам. В силу чего точнее было бы говорить о месте компании среди других поставщиков СУБД и именно о динамике её развития. Так вот с этих точек зрения наши позиции выглядят достаточно неплохо: мы входим в десятку ведущих поставщиков СУБД и темпы нашего развития из года в год выше темпов развития рынка.
PC Week: Консолидация в области баз данных сейчас очень высока — 85--90% мирового рынка контролируют пять ведущих поставщиков. Какова стратегия InterSystems в такой ситуации?
Д. М-К.: Наша стратегия заключается в продвижении технологии, встроенной в конкретные решения. Поэтому в отличие от других поставщиков баз данных, например Microsoft или Oracle, мы работаем на рынке не напрямую, а через разработчиков приложений. Правда, в некоторых случаях нам приходится непосредственно взаимодействовать с заказчиками, но на такую деятельность приходится менее 20% нашего бизнеса. А поскольку мы сами решений не предлагаем, то редко вступаем в прямую конкуренцию с остальными игроками рынка баз данных. Скорее можно сказать, что мы конкурируем с другими разработчиками приложений.
Но есть сегменты, где нам все таки приходится бороться с Oracle и Microsoft. Я говорю про области, в которых предъявляются повышенные требования к системам управления базами данных – там где требуется высокая производительность, масштабируемость, надежность решений и т.д..К примеру, приложения для здравоохранения обрабатывают огромные массивы информации и характеризуются сложными бизнес-логикой и структурами данных.
Другими словами, мы конкурируем с монстрами в тех областях, в которых мы имеем технологические преимущества. Там, где реляционные базы данных не справляются, в частности, в здравоохранении.
PC Week: Получается, что у вас нишевая стратегия?
Д. М-К.: Не совсем. Ведь решения, в которые встроены наши технологии, широко применяются в самых разных отраслях. А вот прямая деятельность, о которой я говорил, очень избирательна, и здесь мы действуем как нишевая компания.
Но сейчас с ростом бизнеса наша стратегия меняется, и мы все больше ориентируемся на прямые продажи, потому что таким образом можно громче заявить о себе. У нас уже есть опыт успешной конкуренции с китами индустрии там, где мы действительно сильны. Наверное, с ростом компании такая конкуренция будет усиливаться.
Что касается нишевых направлений деятельности, то в первую очередь мы сосредоточимся на отрасли здравоохранения, финансовой и госсекторе. В частности, предлагаемый нами новый продукт HealthShare в основном продвигается напрямую министерствам здравоохранения и другим крупным заказчикам.
PC Week: Чем объясняется такое внимание к отрасли здравоохранения?
Д. М-К.: Так получилось исторически. В начале 1970-х Массачусетскому технологическому институту был выдан государственный грант на разработку базы данных и приложений для здравоохранения. Основатель нашей компании Терри Рейгон и его сотрудники написали первую версию этого продукта, и в дальнейшем он был тиражирован компанией Digital Equipment, которая, собственно, и продала его правительству США. Потом Digital стала продвигать его по всему миру как отраслевое решение. Преимущество нашей технологии изначально заключалось в способности управлять текстом (отчетами, документами и т. д.) точно так же, как любыми другими данными — изображениями, звуковыми и видеофайлами.
Сама компания InterSystems была основана в 1978 г. и сейчас имеет офисы в 22 странах, ее оборот превышает 200 млн. долл. Таким образом, начальный толчок мы получили от здравоохранения и, хотя с тех пор ушли далеко вперед, продолжаем работать в этой отрасли. Надо сказать, что и основателю, и всем нам нравится данная область, потому что, с одной стороны, здесь постоянно появляются новые требования к ИТ – и это очень интересно, а с другой -- приятно осознавать, что мы реально помогаем людям, ведь медицина спасает жизни.
PC Week: Какие другие отрасли представляют для вас интерес?
Д. М-К.: Мы имеем прочные позиции в госсекторе, сферах финансов и телекоммуникаций. Для этих областей также характерен большой объем и высокая сложность данных, а также очень важна экономичность решений. И отдача здесь очень высокая, потому что если телекоммуникационная или финансовая фирма что-то улучшает, то это быстро сказывается на результатах из-за огромной пользовательской базы.
PC Week: В последнее время многие компании активизировали работу на развивающихся рынках. Что предпринимает InterSystems в данном направлении? Как это отражается на деятельности в России?
Д. М-К.: Сначала немного истории. Русские позаимствовали нашу технологию у компании Digital Equipment. Ее компьютер PDP-11 был очень популярен в России, а вместе с ним поставлялся и наш продукт. Поэтому к тому моменту, когда мы открыли в вашей стране представительство, много людей уже было знакомо с нашей технологией. По сути, они нелегально использовали наш софт, но мы не в обиде, так как они позитивно отзывались о нем и способствовали его популярности.
В России мы работаем примерно 10 лет. Правда, сначала рассматривали свою деятельность здесь в качестве эксперимента, чего-то вроде пилотного проекта. Результаты оказались очень обнадеживающими.
Продвигая здесь свои продукты, мы используем несколько стратегий. Во-первых, привлекаем разработчиков, продаем им технологию, а они уже сами создают приложения. Таким образом, бизнес растет одновременно с ростом партнерской сети. Сейчас у нас более 80 партнеров в России, но такой подход дает небольшой рост: 15--20% в год. Во-вторых, с появлением интеграционной платформы Ensemble мы стали активно работать с крупными государственными и корпоративными заказчиками. Пару лет назад мы начали продвигать наши наработки для здравоохранения – специально разработанную платформу для обмена медицинскими данными Healthshare и решения для медицины наших партнеров.
У наших инициатив уже есть первые результаты. Так, в Астраханском регионе рассматривается возможность внедрения HealthShare, в Красноярском крае идет региональный проект на базе Ensemble, выполнен проект для ГК Связной и это далеко не все.
Если говорить про здравоохранение, то я уверен, что страны, отстающие в автоматизации этой отрасли, имеют сейчас отличную возможность пропустить некоторые шаги эволюции и вместо того, чтобы автоматизировать отдельные больницы, сразу сделать большой скачок с помощью продуктов, которые позволяют решать проблему информатизации в масштабе целого региона. Мы создали массу специализированных решений: для лабораторий, клиник, рентгеновских кабинетов, поликлиник, аптек, и всё это можно использовать совместно. В мире уже предпринимались попытки осуществить такую интеграцию, но мало кто в этом преуспел, потому что объединять имеющиеся в организациях разнородные системы очень трудно. Эту задачу гораздо легче решить, если действовать с нуля.
У нас уже есть опыт реализации крупномасштабных комплексных проектов в здравоохранении. Например, в Голландии на базе наших технологий создана общенациональная система электронного учета пациентов, а в Бразилии такого рода проект выполнен для целого штата.
PC Week: Как известно, у нас здравоохранение не принадлежит к числу самых богатых отраслей. Не помешает ли это осуществлению ваших планов?
Д. М-К.: Мы стараемся объяснять чиновникам, что деньги, потраченные на медицинские информационные системы, вернутся сторицей. Достаточно подсчитать потери от неправильного использования лекарственных препаратов, повторного выписывания рецептов, задержки с получением результатов анализов, незнания количества свободных койко-мест в больницах и т. д., чтобы понять, что удастся не только быстро окупить затраты, но и добиться экономии. Ведь деньги на медицину все равно тратятся, однако много расходуется впустую. Информационная система позволит свести потери к минимуму.
Со своей стороны мы предлагаем министерствам и другим госорганам не покупать наши программные продукты, а платить за их использование помесячно. Именно так мы работаем в Бразилии.
PC Week: Раз уж вы занялись региональным здравоохранением, не собираетесь ли открывать офисы в других городах и наращивать инвестиции в российский рынок?
Д. М-К.: Пока открытия новых офисов не планируем. Ведь наша политика состоит в получении прибыли в каждой стране, в которой мы работаем. Я, может быть, не полностью доволен такой ситуацией и предпочел бы больше инвестировать в те страны, где вижу хорошие перспективы.
Вложения в российский рынок год от года растут, но проблема заключается в том, что этот рост примерно соответствует повышению общего оборота компании, т.е. это 15--20% в год. Но в России наш бизнес развивается гораздо быстрее. Например, в прошлом году он вырос на 62%, и российское подразделение обогнало по динамике роста все остальные региональные офисы. Мне кажется, что на таком перспективном рынке инвестиции должны быть выше. Я надеюсь, что работа в области здравоохранения позволит обеспечить более высокий рост, особенно в вашей стране.
PC Week: На что направлены инвестиции в российский бизнес?
Д. М-К.: Прежде всего, мы собираемся активизировать маркетинговую деятельность, чтобы нашу компанию лучше знали на рынке. Кроме того, будем продолжать развитие образовательной программы. Уже сейчас наша СУБД Caché используется в 30 вузах, причем мы поддерживаем не только обучение, но и проводим для студентов специальный ежегодный конкурс с присуждением приза за лучшие разработки. Часть инвестиций идет на текущую работу офиса. Будем расширять штат: увеличим число сотрудников по маркетингу и технических специалистов по нашим продуктам.
PC Week: Каковы планы компании по развитию бизнеса?
Д. М-К.: Как я уже говорил, мы не похожи на других игроков. Рост не стоит во главе угла, для нас более важно развитие продуктов и довольные клиенты. Построить долгосрочный, стабильный и доходный бизнес – наша основная задача.
PC Week: Спасибо за беседу.