Сотовый стандарт 3G, о котором так много и долго говорили и который уже давно действует во многих странах, наконец-то стартовал и в России. В коммерческом режиме его запустил не самый большой, но, как оказалось, наиболее адаптивный отечественный оператор — “Мегафон”, причем не в Москве, а в нескольких районах Петербурга и Ленинградской области. Понятно, что такой ограниченный по зоне охвата старт носит показательный характер: для оператора это демонстрация собственных технологических возможностей, а для Мининформсвязи — инновационной политики ведомства. Запуск 3G был приурочен к министерской выставке “ИнфоКом” (подробнее о ней — в материале www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103484) и несомненно помог привлечь к ней повышенное внимание прессы, особенно телеканалов, с удовольствием показавших новые возможности сотовой связи на примере видеоразговора министра Леонида Реймана с губернатором Валентиной Матвиенко.
Надо отметить, что давно уже ИКТ не удостаивались столь мощной рекламы с участием госчиновников высокого уровня, и можно полагать, что эта акция подогреет интерес населения к 3G. Пока, правда, неизвестно, насколько актуальна видеосвязь для широких слоев отечественных абонентов. Опыт Японии, жители которой славятся любовью к технологическим новшествам, свидетельствует о том, что видеосвязь — услуга скорее нишевая, чем массовая. Такой вывод можно сделать, например, на основании опроса более 4,5 тысячи местных 3G-абонентов (whatjapanthinks.com/2006/01/14/video-calling-from-mobiles/), проведенного через несколько лет после запуска сети. Оказалось, что регулярно видеозвонки делают лишь 3% японцев.
Что касается российских перспектив 3G-видеосвязи, гадать не будем, подождем реальной статистики. А появиться такая статистика может уже скоро, поскольку питерские абоненты “Мегафона”, обладающие 3G-трубками, получили возможность пользоваться — хотя бы интереса ради — видеосвязью по цене всего 5 руб. за минуту и широкополосным беспроводным доступом в Интернет по цене 1500 руб. за 1 Гб трафика.
Если в возможностях российских сетей 3G еще предстоит разбираться и разбираться, то преимущества автомобильных систем навигации становятся все более очевидными и востребованными — в первую очередь для водителей и их пассажиров в мегаполисах, ежедневно страдающих из-за пробок на дорогах (на эту тему почитайте также www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103448). Росту популярности навигаторов способствует ряд факторов, главные среди которых — снижение цен и развитие сервисов. Сегодня автомобильный GPS-навигатор с цветным экраном и регулярно обновляемыми картами столиц и еще некоторых городов, а также основных магистралей (без поддержки учета пробок при прокладке маршрута) можно купить всего за 5 тыс. руб. А GPS-коммуникатор, способный получать по GPRS актуальную информацию о пробках, вполне доступен за 12--13 тыс. руб. Более того, у пользователя (во всяком случае в Москве и Петербурге) есть выбор между платными услугами провайдера “пробочной” информации "СмиЛинк" (порядка 200 руб. в месяц) и бесплатным сервисом Probki.net (денег стоит только специальный навигационный софт и GPRS-трафик), изюминка которого заключается в том, что его участники сами являются источниками информации о состоянии дорожного движения: она автоматически снимается с их GPS-навигаторови практически в режиме реального времени становится доступной по GPRS всем остальным пользователям — чем не модель материализовавшейся социальной сети?
Замечу, что в росте популярности GPS-навигации в России нет ничего удивительного — мы просто следуем тенденции, ранее проявившейся в более развитых странах. По только что обнародованным оценкам аналитиков ABI Research, в этом году в мире уже продано более 29 млн. персональных навигаторов, а в ближайшие пять лет рынок навигационных устройств, как ожидается, будет расти примерно на 22,5% ежегодно. Небезынтересно, что здесь с 53%-ной долей лидирует Европа — видимо, благодаря чрезвычайно сложной и насыщенной сети дорог.