Группа компаний AT Consulting и “Тойота Банк” завершили проект по автоматизации банковской деятельности, ориентированной на кредитование физических и юридических лиц по приобретению автомобилей. Это первый (но уже не единственный) в стране банк, специализирующийся на автокредитовании.
Владельцем банка является корпорация Toyota Financial Services — финансовое подразделение компании Toyota Motors, которая первой из иностранных автопроизводителей вышла на российский рынок автокредитования в лице “Тойота Банка”, получившего весной этого года лицензию Центрального Банка РФ на осуществление банковских операций в стране. Принятая в Toyota Financial Services стратегия разворачивания банковской сети за рубежом предполагает открытие новых банков, а не приобретение уже действующих, поэтому перед руководством “Тойота Банка” сразу встал вопрос о выборе ПО для автоматизации учетной операционной деятельности и получения отчетности, адаптации имеющихся у Toyota Financial Services стандартных продуктов к условиям российского рынка, поиска локальных партнеров для ведения бизнеса, формирования профессиональной команды бизнес- и ИТ-служб банка.
Отказавшись от первоначального намерения адаптировать западную банковскую систему к требованиям местного законодательства, банк вынужден был обратиться к продуктам российских разработчиков. Консалтинговая компания AT Consulting, привлеченная на этом этапе с целью управления проектом со стороны заказчика, в короткие сроки (5 недель) провела тендер, по результатам которого в качестве системы для автоматизации бэк-офисных операций и подготовки отчетности Центробанку было выбрано решение Diasoft 5NT компании “Диасофт”. Оценка поставщика решения, отметил генеральный директор AT Consulting Сергей Шилов, производилась не только с точки зрения качества ПО, но и с учетом наличия у него свободных ресурсов для его внедрения в кратчайшие сроки.
На первом этапе проекта, выполненного за три с половиной месяца, были формализованы бизнес-процессы, разработана ИТ-архитектура и определены требования к ее компонентам, автоматизирована стандартная функциональность (внедрены модули расчетно-кассового обслуживания, кассовых и валютных операций, подготовки отчетности ЦБ, операций казначейства, учета основных средств и ведения внутрихозяйственной деятельности). Функции фронт-офиса (обработка кредитных заявок и оценка кредитоспособности заемщиков) реализуются продуктом фирмы Experian-Scorex. Ко второй фазе были отнесены адаптация бизнес-процессов, определяющих специфику бизнеса (кредитование физических и юридических лиц, управление рисками и лимитами), тестирование адекватности их отражения в учетной системе.
По мнению Сергея Шилова, выполнению проекта способствовали наличие четкой бизнес-стратегии у Toyota Financial Services, понимание целей и задач проекта менеджментом банка, курирование работ со стороны председателя правления “Тойота Банка” (это позволило оперативно решать сложные вопросы), выполнение сформированных в начале проекта критериев оценки промежуточных результатов в ходе его выполнения, опыт и знания консультантов в построении стандартных банковских бизнес-процессов, их документировании, создании регламентов и инструкций.