Что несут предприятию изменения на рынке?
После застоя на рынке офисных приложений, похоже, начинается оживление. Несколько лет назад Microsoft наголову разгромила конкурентов первых версий своего Office, и этот сегмент на долгое время стал чрезвычайно стабильным. Так продолжалось вплоть до 2007 г., который ознаменовался существенными переменами. Битвы за стандартизацию форматов, появление новых игроков и возвращение заслуженных ветеранов — все это дало пищу для множества слухов и ожиданий. Вот только вряд ли кто сегодня возьмется предсказывать, чем закончится вся эта шумиха для предприятий.
Одним из самых заманчивых последствий нынешней ситуации с разработкой офисных приложений обещает стать расширенная поддержка платформ. Как показывает новейшая история, благодаря полной гегемонии своего пакета Office компания Microsoft стала настоящим диктатором рынка. В ее руках оказался мощный инструмент борьбы с конкурирующими платформами. Много ли найдется желающих перейти, скажем, на другую ОС, если там недоступны Word, Excel, PowerPoint? Ведь файловые форматы Microsoft уже де-факто стандартизированы, а документирование их далеко не адекватно.
Взять, к примеру, Mac OS X. Она настолько связана с версией Office для Mac, что прекращение выпуска этого пакета Microsoft стало бы настоящей катастрофой для операционной системы Apple. Впрочем, в последнее время предпринимаются попытки освободиться от такой зависимости. Чтобы сделать свою OS X более самостоятельной, Apple решила в полном объеме вернуться на поле офисных приложений. С выпуском iWork'08 она может предложить клиентам не только текстовый редактор и презентационную программу, но и редактор электронных таблиц.
Все активнее проникает в настольные системы и Linux, чему в немалой степени способствует развитие межплатформенного дуэта OpenOffice.org и StarOffice. Последний, отметим, недавно стал соседом такого же межплатформенного Web-браузера Firefox в пакете Google Pack с набором программ для Windows.
Нельзя не учитывать и еще одной важной тенденции. Успех Apple iPhone и широкое обсуждение проекта “Каждому ребенку по лэптопу” с его ноутбуком ХО заставили по-новому взглянуть на возможности вычислительных систем с несвойственным для ПК форм-фактором. Созданные для “толстых” клиентов тяжелые офисные приложения просто не способны работать на подобных компьютерах, тогда как новые Web-приложения от Google и небольших компаний сообщества Web 2.0 обещают многое.
Вот только есть одно существенное “но”... Активная разработка новых приложений обещает намного расширить выбор корпоративных платформ и инструментария, но при этом еще острее ставит вопрос совместимости. И в первую очередь — проблему взаимодействия огромного мира Windows/Office со множеством разрабатываемых ОС и приложений.
С одной стороны, законодательное внедрение формата ODF (Open Document Format — открытый формат документов) требует от правительств Массачусетса и других штатов, чтобы те заставили Microsoft наконец-то пойти на поклон к органам стандартизации наподобие ISO и Ecma International (тогда как сама корпорация вполне довольствуется стандартами де-факто и вовсе не стремится превратить их в де-юре). Более того, уже разрабатываются проекты поддержки предложенного Microsoft формата Office Open XML в пакете OpenOffice.org и прежних версиях Microsoft Office.
С другой же стороны, Microsoft отказывается передавать на рассмотрение органов стандартизации документацию бинарных файловых форматов, в которых сохраняются документы всех версий Office вплоть до 2007 г. И это сразу же ставит палки в колеса совместимости iWork, OpenOffice.org, Google Apps Premiere Edition, да и любого другого пакета приложений, который попытается проникнуть на территорию Microsoft Office. Не добившись точного соблюдения всех нюансов файловых форматов, нечего рассчитывать на успешное продвижение альтернативных — Microsoft Office — пакетов. Когда в организации используется несколько разных приложений деловой сферы, мелкие несовпадения форматов способны напрочь перечеркнуть все достоинства гибкого выбора платформы.
Частично решить проблему совместимости документов может движение в сторону стандартизации их форматов на основе лучше документированного и пользующегося более широкой поддержкой предложения. Это может быть, например, спецификация ODF. Во-первых, она уже одобрена в ISO, а во-вторых, под нее разработана масса подключаемых компонентов, несущих поддержку ODF в среду Office. Вот только корпорации живут не в вакууме — им приходится обмениваться документами со множеством партнеров и клиентов, интересы которых просто невозможно не учитывать при выборе собственного набора приложений. А это значит, что разработчикам программ на базе ODF следует активнее расшифровывать цифровые форматы Microsoft, изыскивая для этого все новые подходы и пути.
Наверняка же можно сказать пока лишь одно: серьезные изменения, которые внесла Microsoft в интерфейс и формат Office 2007 — своего рода “хозяина” в мире офисных приложений, просто не позволяют отмахнуться от грядущих перемен.
Со старшим редактором eWeek Labs Джейсоном Бруксом можно связаться по адресу: jason.brooks@ziffdavisenterprise.com.
Офисным пакетам лишний жирок ни к чему
Часто можно слышать, что согласно самым разным опросам большинству из нас достаточно всего 5% возможностей офисного пакета. Производители конкурирующих с Microsoft Office приложений с радостью полагаются на такой “здравый смысл” и делают вывод: стоит реализовать эти самые 5%, и большинство наших клиентов будет полностью удовлетворено.
Вот только не всякая теория подтверждается практикой. Так и здесь. Пятью процентами возможностей мы пользуемся регулярно, но порой нам требуются и иные функции. Причем каждому — свои, совсем не такие, как другим. У меня, например, в Microsoft Word постоянно открыты панели исправлений и редактирования, а вот сложным форматированием текста я почти не занимаюсь. Но ведь у кого-то ситуация может складываться совершенно противоположным образом!
В результате оказывается, что для привлечения пользователей 5% возможностей Microsoft Office недостаточно. Потенциальные покупатели обязательно станут искать в новом пакете привычные им функции, без которых просто не могут обойтись. А поскольку у каждого свои предпочтения, то в альтернативном пакете необходимо реализовать никак не менее половины возможностей, иначе тягаться с Microsoft даже не стоит.
Именно эта проблема сейчас стоит перед создателями таких офисных приложений на базе Web 2.0, как Google Apps Premier Edition. Все их разработки отлично справляются с пятью процентами функций, но когда дело доходит до специфических требований бизнеса, быстро выдыхаются.
Таким образом, чтобы выйти из состояния аварийного онлайнового резерва и составить настоящую конкуренцию привычным пакетам для настольных систем, приложения Web 2.0 должны стать намного “тяжелее” и функциональнее. Возможно, их придется оснастить такими возможностями автономной работы, которые позволят перевести интернет-приложения в разряд старых добрых программ для настольных систем.
Другими словами, чтобы победить традиционные “тяжелые” приложения, собратьям из мира Web 2.0 нужно будет стать похожими на них.
Джим Рапоза