Спустя полгода после объявления о предстоящем слиянии (см. “IBS & “Борлас”. Кто следующий?”) компании IBS и “Борлас” сообщили о формальном завершении этого процесса. Объединенная компания, в которую со стороны IBS вошли подразделения, занимающиеся управленческим консалтингом, внедрением бизнес-приложений, инфраструктурной интеграцией, ИТ-аутсорсингом (IBS DataFort) и развертыванием тиражируемых инфраструктурных решений (IBS Platformix), а со стороны группы “Борлас” все ее бизнес-единицы за исключением фирм Borlas Retail и “Борлас Секьюрити Системз”, будет действовать под именем IBS в составе холдинга IBS Group Holding. В результате слияния образовалась структура со штатом 3700 сотрудников и консолидированным оборотом 370,5 млн. долл. (оценка по итогам работы этих компаний в 2006 г.).
Объединение производилось путем обмена долями активов без каких-либо денежных выплат таким образом, что 77% акций новой IBS принадлежит теперь IBS Group Holding, а 23% — фирме Warrant Group, представляющей интересы акционеров “Борласа”. Руководить объединенной компанией будет правление, в состав которого вошли топ-менеджеры IBS и “Борласа”. Для того чтобы избежать доминирования одной группы акционеров над другой, решено принимать любые решения только на условиях консенсуса (т. е. единогласно). В настоящее время вырабатываются процедуры разрешения спорных ситуаций, призванные не допустить при этом снижения уровня управляемости компании. Руководство данным органом возложено на генерального директора и председателя правления Сергея Мацоцкого и президента компании Алексея Ананьина. Первый отвечает за отношения с инвесторами, региональную политику, управление производственными подразделениями, финансами, персоналом, логистикой и ИТ-депаратаментом, второй — за сбыт, реализацию проектов в стратегических отраслях, взаимоотношения с вендорами, продуктовый и коммуникационный маркетинг. По словам руководителей IBS, в ближайшие три года компания намерена развиваться быстрее, чем ИТ-рынок в целом, как за счет органического роста, так и за счет слияний и приобретений и довести к 2010 г. свой оборот до 1 млрд. долл.
Одна из важных целей — выход IBS на IPO, однако, как считает г-н Ананьин, первичное размещение акций компании на российском фондовом рынке состоится не ранее весны следующего года. Учитывая заявленные намерения по приобретению других фирм, естественно было бы предполагать, что выход на IPO делается с целью получения финансовых средств на подобные поглощения. Однако, как пояснил Сергей Мацоцкий, для компании, у которой главный актив — это квалифицированный персонал, гораздо важнее иметь мотивационные механизмы для его развития и удержания, основанные, в частности, и на всевозможных опционных программах.
По оценкам руководства IBS, основанным на исследовании состояния российского ИТ-рынка за 2006 г., проведенном аналитической фирмой IDC, объединенная компания является лидером в сегментах ИТ-услуг (7% рынка, что почти вдвое больше, чем у идущих следом компаний ЛАНИТ и КРОК) и бизнес-приложений (22%, или вчетверо больше, чем у занимающей вторую позицию ЛАНИТ). В IBS сегодня более 1500 сертифицированных специалистов, причем 400 из них по средствам корпоративного управления SAP и 500 — по аналогичным продуктам Oracle. Пожалуй, в нашей стране это теперь самый мощный партнер как SAP, так и Oracle. Как считают в IBS, отраслевая компетенция подразделений, ведущих проекты на базе систем SAP и Oracle, по большей части не пересекается, что дает основания надеяться на определенный синергетический эффект. Первое, к примеру, имеет сильные позиции в госсекторе, торговле и нефтегазовой отрасли, второе — в металлургии и химической промышленности. Именно поэтому решено сохранить в рамках новой IBS самостоятельные подразделения, ведущие проекты по внедрению ERP-систем каждого из упомянутых вендоров (причем то, которое использует продукты Oracle, будет действовать под брендом IBS Borlas).
Тем не менее есть отрасли, где до объединения сильные позиции были и у IBS, и у “Борласа” (например, металлургия), или, напротив, те направления, которые оба вендора хотели бы осваивать более агрессивно (банки, розничная торговля). Как избежать внутренней конкуренции при участии новой IBS в тендерах в указанных отраслях? По словам Алексея Ананьина, такая проблема перед компанией стоит, и решаться она будет путем четкого позиционирования — в каких отраслях потенциальным заказчикам будут предлагаться системы одного вендора, а в каких — другого. Решение это достаточно жесткое, но необходимое. Остается лишь понаблюдать, как к нему отнесутся SAP и Oracle.