В начале развития Интернета и разрастания мировой паутины Web обновление немногочисленных сайтов, публикация статей и новостей, разработка новых страниц, создание опросов, да что уж греха таить, даже обычная мелкая корректировка могли вылиться в грандиозную многочасовую работу. От рутины и кропотливого труда спасла автоматизация. Системы CMS (Content Management System), предназначенные для управления контентом, значительно облегчили жизнь не только разработчикам, но и владельцам сайтов. Сегодня на российском рынке CMS-решений работает множество игроков. Создание ни одного более или менее серьезного сайта не обходится без предварительного выбора ПО для его поддержки и обновления. И все же по мнению большинства аналитиков, этот рынок еще нельзя назвать насыщенным. Так что же сейчас происходит в области CMS в России?
Популярность CMS
Сегодня рынок CMS бурно развивается. Системы управления контентом включают в себя широкий спектр ПО, без которого не может обойтись практически ни один сайт. Это и набор небольших скриптов, позволяющих добавлять новости или пресс-релизы на одну страницу сайта, и огромные системы “паблишинга”, поддерживающие процессы workflow (цепочки “автор — редактор — корректор”) и многое другое. Коротко говоря, данное ПО помогает владельцу без особых усилий управлять сайтом, не прибегая к помощи специалистов.
Сергей Сухов, директор по маркетингу компании Individ Company, выполняющей заказы по разработке Web-систем и сайтов, а также поставки систем управления контентом, считает, что CMS-продукты сейчас используются преимущественно для создания и поддержки “внешних” сайтов: “При этом все больше становится проектов, в рамках которых разрабатываются сложные Web-системы, включающие экстранет- и интранет-решения. Разумеется, они тоже функционируют на базе CMS”.
Однако ошибочно было бы полагать, что понятие “управление контентом” связано лишь с процессом публикации и обновления информации на Web-сайтах. Конечно, история CMS началась именно с управления традиционными документами, т. е. текстовыми файлами, но предприятия по мере развития рынка и совершенствования технологий стали использовать CMS-продукты применительно к своим информационным ресурсам. В результате состав CMS расширился, и в эти пакеты стали включать средства управления не только контентом на сайте, но и всеми разрозненными и разнообразными фрагментами корпоративной информации, хранящейся в Web-формате.
Например, существуют средства электронного документооборота, использующие Web-интерфейс для работы с Web-документами. Такие системы часто используются для оптимизации бизнес-процессов средних и крупных предприятий. Они интегрированы с корпоративной информационной системой и позволяют создавать портальные интранет-решения, системы взаимодействия с поставщиками и сбытовой сетью и т. д.
Система управления контентом — незаменимый в наше время продукт. С этим мнением соглашаются все опрошенные эксперты ведущих компаний в области ИТ и CMS. “Очень быстро растут объемы размещаемой на сайте информации, и без системы автоматизации управления ею почти невозможно обойтись. Поэтому в том или ином виде CMS-решения очень популярны. Это стандартное ПО для сайта”, — констатирует Алексей Сидоренко, директор по развитию компании “1С-Битрикс”, занимающей на данный момент, по мнению экспертов, лидирующие позиции на российском рынке в области разработки систем управления Web-проектами.
Владимир Сошкин, генеральный директор фирмы “ДЖЕМ Солюшнз”, разрабатывающей ПО для построения информационных систем и средств управления контентом, отметил: “Прошли времена, когда информация на сайте изменялась исключительно вручную силами верстальщиков. Сейчас для этого применяется CMS — кто-то использует готовые решения для типовых проектов, такие как “1С-Битрикс”, Netcat, ABO, Joomla, возможно, частично изменяя их код под свои нужды, кто-то пишет программу управления с нуля, кто-то применяет готовые CMF- продукты* Zope, DJEM, Drupal, TYPO3, чтобы построить нужное решение, не вмешиваясь в исходный код системы”.
Такого же мнения придерживаются и специалисты студии “Амиро”, разрабатывающей интернет-решения, Михаил Токовинин, генеральный директор фирмы QSOFT, занятой Web-интеграцией, и Рубен Садоян, руководитель iPartner, образованной в 2003 г. на базе ИТ-департамента рекламного холдинга MediaPro.
Борис Теряев, генеральный директор фирмы “Хостмэйк”, основным продуктом которой является система управления HostCMS, отметил, что статичные сайты остались в XX веке, но большинство дизайн-студий еще не остановились на каком-либо “коробочном” CMS-продукте; этот выбор им придется делать в течение ближайших двух лет, так как их собственные разработки не успевают за потребностями заказчиков. Сложившаяся практика, когда одна студия предлагает решения на базе трёх-пяти “коробочных” систем, начинает отходить в прошлое, поскольку у них практически нет специалистов достаточной квалификации хотя бы по одной системе. В то же время на рынке не хватает легких CMS, способных удовлетворить запросы пользователей и выдерживать большие нагрузки в случае предоставления услуг виртуального хостинга или виртуального выделенного сервера (VPS).
Это мнение разделяет Александр Кузнецов, директор по развитию компании “СИБИЭС-Групп”, которая специализируется на разработках, автоматизирующих и облегчающих процесс создания и последующей поддержки интернет-проектов: “Мы считаем использование CMS не просто популярным явлением, а необходимым. Сейчас уже никому не приходит в голову писать собственную ОС или текстовый редактор. Потенциальные пользователи и разработчики сайтов стали задумываться над вопросом, зачем создавать свой продукт, если уже есть готовые. На форумах и блогах появляется все больше сообщений типа “помогите выбрать CMS...”, хотя еще совсем недавно просили посоветовать хорошего программиста, который написал бы “админку” для сайта...”.
Развитие рынка CMS и его сегодняшнее состояние
Еще сравнительно недавно разработчики пользовались обычными системами на основе HTML. Так, в 90-е годы наиболее распространенной системой управления контентом была следующая: в качестве ПО использовались Web-сервер, предоставляемый в составе услуги хостинга, редактор HTML-документов и FTP-клиент. Однако разработчикам предстояла дальнейшая модернизация таких систем, а CMS-продукты, существовавшие на тот момент, имели значительные недостатки. Надоедливой проблемой становилась кропотливость работы.
Например, по словам специалистов, для изменения структуры и внешнего вида сайта необходимо было поменять содержимое всех страниц. А, как известно, людям трудно выполнять монотонную работу без ошибок, пусть и незначительных на первый взгляд. В результате нарушался единый стиль сайта, и его страницы выглядели по-разному. Еще одним недостатком было отсутствие разделения прав доступа к сайту, так что человек, имеющий FTP-доступ, мог изменить любую страницу, что само по себе недопустимо. Естественно, за годы использования и модернизации HTML-систем многие недостатки были исправлены. Но, несмотря на то что HTML-средства еще используются, их постепенно вытесняют новые, более совершенные продукты.
Современный подход к созданию сайтов подразумевает полностью автоматическую генерацию страниц из некоторого исходного контента, хранящегося в структурированном виде. Такие системы часто называют динамическими (страницы могут создаваться на лету по запросу пользователя), хотя правильнее было бы называть их системами на основе реляционной базы данных и серверных скриптов.
“Если ранее CMS-продукты довольно сильно различались, то сейчас почти все имеют схожую функциональность: управление разделами, содержимым, правами доступа к административной части, правами доступа пользователей на самом сайте, а также набор сервисов, таких как печатная версия документов, подписка, форумы и т. д.”, — рассказал Денис Сорокин, технический директор компании WEBO.
Однако несмотря на появление новых разработок, рынок CMS в России нельзя назвать развитым — он только набирает обороты. Алексей Сидоренко, например, считает, что его вообще пока не существует: “Плохо изучены границы рынка, объем, структура, динамика роста. Поэтому делать выводы преждевременно. Для начала нужно определить термины — где CMS и где ERP, ведь в некоторых задачах границы размываются”.
С ним согласны другие специалисты. По мнению Дмитрия Васильева, генерального директора компании Aist, в абсолютных показателях “коробочные” CMS пока малозаметны. Для сравнения он предложил взять количество доменов в зоне “ru” (800 тыс.) и число проданных копий российских CMS (по его оценкам, в пределах 15 тыс.). Если смотреть в динамике, то соотношение оказывается примерно таким же: на 30 тыс. новых доменов в месяц — не более 1000 копий CMS, проданных всеми участниками рынка за тот же срок. И хотя он отмечает, что не очень корректно сравнивать количество доменов и число проданных копий, но такое сопоставление позволяет показать порядок: из общего количества новых сайтов на базе “коробочных” систем управления создаются менее 5%.
“Рынок CMS в России находится на этапе становления, — вторит коллегам Александр Кузнецов. — Хотя у многих игроков ежегодный рост исчисляется сотнями процентов, его объем сравнительно мал. Однако первые слияния, произошедшие в нынешнем году, ясно показывают, что большой бизнес начинает обращать на этот сегмент пристальное внимание. Несмотря на это сайтов, использующих “собственные” скрипты или чистый HTML, в российском сегменте сети гораздо больше, чем управляемых платными или бесплатными CMS. Но это соотношение постепенно меняется в пользу CMS”.
Стоит отметить, что помимо “коробочных” существуют и внутренние системы, которые, как правило, не являются отдельно продаваемыми продуктами и поставляются в стандартной комплектации вместе с разрабатываемым сайтом.
Таким образом, в результате анализа приведенных выше цифр напрашиваются следующие выводы: до насыщения рынку еще очень далеко, и полностью развитым его назвать нельзя. “Финансовые показатели пока просто смешны, — добавляет Дмитрий Васильев. — Совокупный годовой объем продаж компаний — производителей CMS в 2006 г. не превысил и 3 млн. долл. Однако рынок растет очень быстро: за последние несколько лет он ежегодно увеличивается примерно втрое. И крупные компании его уже заметили. Об этом я могу судить хотя бы по возросшему интересу инвесторов к нам”.
Хотя все эксперты согласны с тем, что рынок CMS сейчас динамично развивается, по вопросу степени его зрелости мнения разделились. Одни считают, что он еще плохо развит и не насыщен. Так, по словам Бориса Теряева, сейчас в продаже есть множество решений, не удовлетворяющих пользователей ни качеством, ни ценой. Другие полагают, что начальный этап уже позади. Например, Денис Сорокин отметил, что на сегодняшний день большинство компаний, поставляющих услуги по Web-разработке, стараются делать сайты с помощью CMS-продуктов, хотя и называют их по-разному. С ним согласен и Рубен Садоян, считающий рынок довольно развитым и насыщенным: “Продуктов масса. Явных лидеров выделить сложно, у каждого свои «фишки»”.
Действительно, разнообразных CMS на рынке представлено много. Однако с высказыванием г-на Садояна насчет лидеров можно поспорить: многие специалисты в области ИТ и Web-разработок уверенно отдают приоритет одним и тем же компаниям.
Основные игроки
В последние годы на рынке CMS наблюдается тенденция появления новых компаний, и если раньше конкуренция шла между “коробочной” системой как классом и продуктами собственного производства студий, то сейчас конкурируют уже отдельные “коробки” и их производители.
Сергей Сухов, директор по маркетингу Individ Company, делит рынок на несколько секторов: “Первый — системы промышленного уровня, их создают компании, специализирующиеся на разработке CMS. Яркий и, пожалуй, единственный пример тому — фирма “1С-Битрикс”. Второй сектор представляют системы, которые сделаны крупными компаниями, занимающимися преимущественно Web-разработками и не специализирующимися только на CMS. Таких на сегодняшний день довольно много. Третий сектор — огромное количество “самодельных” CMS, написанных “энтузиастами”, часто студентами. Но при всем разнообразии решений в последнем секторе говорить о каком-либо их значительном влиянии на рынок не приходится. Серьезные клиенты обращаются только к представителям первых двух секторов”.
Таким образом, несмотря на развитие и рост рынок остаётся ненасыщенным. Конкуренция между производителями систем очень невелика. Абсолютное большинство мелких и средних Web-разработчиков предпочитают иметь пусть и примитивную, но свою CMS, нежели пользоваться чужими, более совершенными решениями. И хотя новые продукты в данной области появляются постоянно, шансов на широкое распространение у них практически нет.
Схожее мнение и у специалистов компании “Амиро”, которые согласны с тем, что новых игроков на рынке появляется много, но угрозы “бывалым” компаниям они не представляют, к тому же порог входа на данный рынок стал весьма высоким. Дмитрий Васильев считает сложившуюся ситуацию неоднозначной: “С одной стороны, завоевать заметные позиции с помощью хорошего продукта сейчас не так дорого, как в подавляющем большинстве других сегментов рынка ПО. Мы, например, занимая на рынке второе место по абсолютным показателям (количество проданных копий, число партнеров), по нашим расчетам, можем догнать лидирующую компанию “1С-Битрикс” за два-три месяца при условии ее полного бездействия. Примерно такое же время нужно “преследователям” для достижения наших позиций — разумеется, при том же условии отсутствия действий с нашей стороны. Но в реальности лидеры тоже не стоят на месте, и им гораздо проще развивать и дилерскую сеть, и сам продукт, и бренд. Быстро изменить расклад сил в ближайшее время очень сложно”.
Между тем в компании “1С-Битрикс”, по словам Алексея Сидоренко, были бы рады конкуренции, поскольку она развивает рынок. Однако с фактами не поспоришь: подавляющее большинство новых продуктов — это внутренние неотчуждаемые разработки студий, сотрудники которых решили, что с завтрашнего дня их произведение будет называться коробочной CMS. “От смены названия суть не поменялась, это не тиражные решения, — делится своим мнением директор по развитию “1С-Битрикс”. — По-прежнему очень мало ресурсов вкладывается в разработку, еще меньше в проектирование продуктов. Развитие системы прямо связано с заказами на внедрение: если один клиент заказал какой-то новый функционал и оплатил его, то дальше этот функционал включают в стандартную поставку. И несмотря на то что формально новых игроков появляется много, за последний год я не вижу ярких предложений на рынке, и угрозы лидерам тоже пока не просматриваются”.
Проблемы рынка
Как уже было сказано выше, одна из главных особенностей рынка CMS в России — его недостаточная освоенность. Игрокам проще бороться за “неосвоенных” клиентов, чем переманивать их у конкурентов. Однако такая ситуация, как заверяют эксперты, с течением времени изменится.
Низкая информированность клиентов о характеристиках систем является еще одним поводом для беспокойства. Чаще всего покупатель выбирает продукт по трем критериям: декларированный список функциональных возможностей, впечатления от средств администрирования и цена. Кстати, цена далеко не всегда оправдывает качество. Особенно это касается регионов: эксперты неоднократно высказывали мнение о несколько завышенной цене на системы и модули, учитывая, что там конечная стоимость разработки сайта, как правило, значительно ниже, чем в Москве.
Таким образом, очень редко встречаются “привереды”, которые поинтересуются хотя бы наличием (не говоря уже о качестве) документации, службы поддержки, если, конечно, речь не идет о крупных компаниях. Это связано с тем, что большинство потенциальных клиентов не знают об основных критериях выбора системы управления информацией. Частично данные трудности вытекают из отсутствия полноценного анализа рынка и из того, что осуществить точную его оценку очень сложно. Серьезные исследования рынка CMS в России можно пересчитать по пальцам, а их данные уже несколько устарели, ведь рынок на месте не стоит, а к тому же многие публикации являются всего лишь скрытой рекламой какого-либо CMS-продукта.
Перспективы развития рынка
Что касается прогнозов экспертов о состоянии и развитии рынка CMS в будущем, то они оптимистичны, хотя и весьма разнообразны. Если попробовать обобщить мнение специалистов, то получится формула “рост + развитие”.
Много продуктов, хороших и разныхПомимо CMS-систем, перечисленных в обзоре, на рынке известны и другие пакеты. Они стоят в первых строчках поисковых систем и имеют большее количество запросов и обращений, а также положительные отзывы независимых ИТ-специалистов. Назовём их.
— ABO.CMS (наиболее простая версия — Promo, предназначенная для поддержки рекламных акций по продвижению товаров и услуг в Интернете).
— Amiro.CMS (современная разработка Новосибирского научного центра; является универсальной платформой, позволяющей легко создавать и поддерживать профессиональные Web-сайты).
— CMS S.Builder (разработана “СИБИЭС-Групп”, очень проста в представлении данных и управлении ими).
— UMI.CMS Lite (существуют коммерческая и бесплатная версии этой системы, обе предназначены для небольших коммерческих сайтов малого и среднего бизнеса).
— HostCMS (младшая из коммерческих версий Start, специально созданная для малого и среднего бизнеса).
— Saitistika (платформа для построения, администрирования, масштабирования и изменения Web-систем в средах Интернет/экстранет/интранет).
— Webo CMS (универсальная система, помимо прочего позволяющая форматировать элементы оформления сайта — вставлять и изменять изображения, корректировать разметку страниц и т. д.).
Сергей Сухов считает, что будущее, несомненно, за промышленными системами: “По нашим прогнозам, рынок разделится на разработчиков CMS и сервисные компании, предлагающие создание сайтов под потребности конкретных клиентов на базе этих платформ. Победит специализация”. По мнению Сергея Сухова, по крайней мере в ближайший год лидерство останется за “1С-Битрикс”. Впоследствии, конечно, могут появиться и другие промышленные CMS. Кроме того, он прогнозирует более активную работу на рынке таких гигантов, как Microsoft. Стоит отметить, что эта корпорация уже сейчас предлагает свою платформу для создания корпоративных порталов, а продукты серии MS Office позволяют напрямую публиковать документы в собственном блоге. “Весьма перспективной является технология Ruby on Rails разработки 37Signals и др. Рынок будет развиваться в ответ на потребности клиентов. А они все больше хотят работать с простыми в эксплуатации, интегрированными Web-системами”, — уточняет г-н Сухов.
Прибытие “CMS-иностранцев” предрекает и Михаил Токовинин, допускающий появление через пару лет локализованных “коробочных” продуктов из США или Европы.
Некоторые эксперты пошли еще дальше и считают, что на российском рынке не только выйдут заграничные системы, но весь сценарий его развития пойдет по американскому пути. “Произойдет то же, что в США, — заверяет Рубен Садоян. — Будет развиваться в первую очередь сегмент недорогих CMS, позволяющих собирать сайты за один-два дня и требующих от персонала все меньшей квалификации. Параллельно с этим будет уменьшаться и стоимость сайта как конечного продукта. И все это вследствие того, что Интернет как канал коммуникации будет осваиваться малым и средним бизнесом, а этот сегмент не имеет большого бюджета на разработку сайта. Рамки финансирования позволят создать сайт либо самостоятельно, либо с привлечением небольших компаний или команд энтузиастов. Последним особенно пригодится инструмент CMS”.
Дмитрий Васильев, в свою очередь, отмечает, что в ближайшем будущем разработчики будут продолжать активное развитие своих продуктов, ведь даже лидирующие системы управления сайтами содержат массу технологических недостатков: “Будут расти и партнерские сети. Однако в течение двух-трех лет структура рынка сильно изменится, уже до конца года кое-кто из производителей, и мы в том числе, представят новые инновационные решения. И игроки, вовремя уловившие эти изменения, получат неплохой шанс”.
С автором статьи можно связаться по адресу: natalia.shtorm@rambler.ru.
* CMF (Content Management Framework) — каркасная система для управления контентом.