Вслед за состоявшимся совсем недавно первым визитом в Россию главы корпорации Dell Майкла Делла (см. PC Week/RE, № 35/2007) Москву посетил и ее главный технический директор Кевин Кеттлер. В корпорации он отвечает за моделирование, разработку и анализ эффективности архитектуры продукции Dell, за разработку и внедрение стратегических решений для предприятий и техники для домашнего пользования. О бизнесе Dell в Роcсии и новых технологиях компании с Кевином Кеттлером побеседовал заместитель главного редактора PC Week/RE Александр Трубицын.
PC Week: Вы приехали в Москву через месяц после визита Майкла Делла. Это воспринимается как дополнительное свидетельство серьезности намерений вашей корпорации в отношении России. Поясните, пожалуйста, конкретные цели вашего приезда.
Кевин Кеттлер: В России мы усилили акцент на потребительский рынок, и этот визит мы планировали в течение нескольких месяцев, чтобы в ходе его постараться понять, что в перспективе корпорация может сделать, какие новые технологии предложить местным заказчикам и потребителям.
PC Week: На развивающихся рынках Dell будет воплощать несвойственную ей бизнес-модель непрямых продаж. Как это может отразиться на политике формирования конфигураций поставляемого оборудования?
К. К.: Да, изначально мы создавали наш бизнес, основываясь на модели прямых продаж. Но мы и раньше взаимодействовали с партнерами-реселлерами в разных странах и конфигурировали поставляемое оборудование таким образом, чтобы оно устраивало их. Так что схемы, которые будут использоваться в России, не являются для нас абсолютно новыми. Мы уже применяли их в бизнесе, но не делали на них особого акцента. Что касается конфигурирования оборудования, то у нас имеется канал розничных продаж, в котором мы учитываем потребности заказчиков, приспосабливаясь к их ожиданиям.
PC Week: Год назад корпорация анонсировала стратегию Dell 2.0 и приступила к ее реализации. Как это отразилось на продуктовой политике компании?
К. К.: Стратегия Dell 2.0 охватывает самые разные области, в том числе и разработку конкретных продуктов. Если посмотреть на некоторые аспекты этой политики, то она предполагает развитие новых технологий и инвестиции в них. Помимо этого идет переход на реализацию комплексных решений — мы не просто продаем коробки пользователям, а стремимся предложить интегрированные продукты. Мы ищем такие решения для широких групп пользователей, причем стараемся сосредотачиваться в первую очередь на архитектуре, а не на аппаратуре, как это было до сих пор.
PC Week: В ряде сегментов (системы хранения, принтеры, мониторы) Dell предлагает продукты, произведенные по OEM-контрактам и уже представленные на рынке другими, зачастую сильными поставщиками. За счет чего вы рассчитываете добиться успеха в этих сегментах?
К. К.: В области принтеров Dell начала работать, стараясь удовлетворить запросы клиентов, желающих иметь какие-то дополнительные функции помимо просто печати и при этом сэкономить средства. Мы полагали, что отрасль печати не совсем эффективно действовала в целом, поскольку цены росли слишком быстро для потребителей, и заказчики просили, чтобы Dell более активно включилась в этот бизнес.
В области систем хранения, где мы продвигаем продукты EMC, у нас сложились очень дружественные отношения с этой компанией, и фактически мы дополняем друг друга, совместно продавая решения. Таким образом, несмотря на то что мы имеем дело с одними и теми же потребителями и могли бы конкурировать друг с другом, этого не произошло. Я бы сказал, что мы работаем как единая команда.
Мы также вышли в сегмент телевизионных устройств. Это было обусловлено тем, что, являясь поставщиком плоских экранов и мониторов, Dell стала одним из крупнейших потребителей компонентов из стекла, используемых также и в телевизионной технике. Поэтому мы полагали, что имеем достаточно оснований для выхода на рынок телевизоров. В настоящее время мы продолжаем его исследовать и анализировать, в том числе и с точки зрения наших партнерских отношений.
PC Week: В каких направлениях работает Dell в области технологий для конечного пользователя?
К. К.: В портфеле Dell целый ряд новинок. У нас тесные партнерские отношения с Intel и AMD, и ряд инноваций связан с высокоэффективными вычислениями. На базе новых решений этих производителей мы, например, выпустили компьютеры серии XPS, снабдив их устройством жидкостного охлаждения процессора (в качестве теплоносителя используется вода с добавкой глицерина и других присадок, которая пропускается через два радиатора). В результате удалось повысить максимальную частоту процессора на три ступени — вплоть до 4 ГГц. Подобные системы (их цена в США составляет 1800—2500 долл.) служат прежде всего как высокопроизводительные рабочие станции и игровые ПК, но в будущем сфера их применения может быть расширена. Сейчас мы разрабатываем систему охлаждения следующего поколения, которая охватит не только центральный, но и графический процессор.
Другое новшество связано с компьютерной памятью. Dell активно использует флэш-память для того, чтобы повысить производительность ПК. Мы рассматриваем ее в качестве замены механических накопителей. Наши устройства имеют тот же форм-фактор, что и традиционные накопители, но поскольку в них отсутствуют движущиеся компоненты, они более надежны. Кроме того, они быстрее и не шумят. Применяемая нами флэш-память по количеству циклов перезаписи превосходит жесткий диск. Мы готовы гарантировать, что такой накопитель проработает не менее пяти лет при достаточно интенсивном режиме эксплуатации.
Подобные диски мы рекомендуем для ноутбуков, эксплуатируемых в сложной обстановке (в промышленности, в полевых условиях, в военной области), но не исключается их установка и в обычные ноутбуки, чьи владельцы хотят, чтобы устройство быстрее загружалось и было более устойчиво к случайным ударам. Ценовая разница между традиционным и флэш-накопителем составляет от 400 до 500 долл.
Еще я хотел бы упомянуть новый дисплейный интерфейс DisplayPort, в разработке которого Dell также принимала участие. Эту технологию приняли многие компании, включая HP и IBM. Она предполагает использование специального кабеля, позволяющего передавать сигналы между компьютером и дисплеем в цифровой форме и обладающего полосой пропускания, достаточной для того, чтобы сформировать изображение, эквивалентное четырем экранам стандарта High Definition. Новый кабель способен передать все необходимые аудио- и видеосигналы. Он двунаправлен, и если на мониторе смонтированы микрофоны, камеры и т. п., то сигналы от них можно передавать по этому кабелю в системный блок одновременно с передачей изображения на дисплей. Продукты, созданные по этой технологии появятся уже в нынешнем году.
Хочу также представить пока необъявленный новый планшетный ПК. Выглядит он как простой ноутбук, но трансформируется в формат Tablet PC. При этом его высококонтрастный экран можно использовать как обычный сенсорный, позволяющий управлять системой касанием пальца или с помощью пера-указателя. Для таких ПК и ноутбуков мы разработали новый блок питания, который намного легче, компактнее (по размерам он сравним с пачкой сигарет) и эффективнее стандартного. Сначала мы применим его в новом Tablet PC, а затем и в ноутбуках.
PC Week: Каких новинок могут ожидать от Dell корпоративные клиенты?
К. К.: Для них мы предлагаем шасси, выполненное в соответствии со спецификацией Storage Bridge Bay, разработанной нами совместно с другими представителям индустрии. Если вы хотите объединить в монолитную систему хранения NAS-устройства, RAID-массивы и устройства памяти с интерфейсом InfiniBand, то можете воспользоваться нашим шасси, установив в него адаптеры соответствующих интерфейсов.
Также нами ведутся работы в области виртуализации для консолидации серверов и клиентских систем, с тем чтобы виртуализация стала ключевым компонентом и ноутбуков, и десктопов. Еще необходимо упомянуть системы охлаждения и энергосбережения разных масштабов — для ЦОДов, серверов, ноутбуков и настольных ПК.
PC Week: Какую позицию занимает Dell в отношении программного обеспечения Open Source?
К. К.: Конечно, Dell является крупным партнером Microsoft. Но мы также предлагаем Linux на серверах, настольных ПК и ноутбуках. И мы думаем, что эта операционная система будет всё больше распространяться, причем опережающими темпами именно на настольных ПК и ноутбуках. Из ее сильных сторон можно назвать поддержку виртуализации, обеспечивающую возможность работы с ПК для многих пользователей, и более легкую процедуру модернизации по сравнению с Windows.
Мы ожидаем, что в ближайшее время для Linux будет создано много современных приложений, и в этом смысле больше полагаемся на партнерские отношения, стараясь создать интегрированные решения на базе Linux. Для этого у нас есть специальная группа, состоящая из специалистов разных направлений.
PC Week: EMC, HP и IBM активно приобретают компании, специализирующиеся на разработке ПО. Готова Dell последовать их примеру?
К. К.: За последний год мы приобрели три софтверные компании и будем продолжать такую политику, осваивая область ПО. Но в то же время мы очень осмотрительны в вопросе, куда именно направить наши ресурсы.
PC Week: Спасибо за беседу.