Компания Forrester провела исследование BPS-предложений
За последний год тематика бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) явно сместилась в сторону направления, называемого управлением эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BMP). Хотя ответ на вопрос о том, как позиционируется BPM в общей системе средств управления предприятием, пока неоднозначен ( см. PC Week/RE, 41/2007), в целом понятно, что речь идет о более высоком уровне использования методов анализа и прогнозирования повседневной управленческой деятельности.
Нужно отметить, что концепции и средства BPM не являются изобретениями сегодняшнего дня. Но как раз в наше время в их жизненном цикле наступает важный этап развития, когда технологии и методы, ранее использовавшиеся лишь элитарным кругом заказчиков, становятся востребованными и доступными (это две стороны одного процесса развития) массовому потребителю. Как всегда бывает в таких случаях, именно этот момент сопровождается серьезными преобразованиями рынка предлагаемых средств. Внешне это проявляется в заметных процессах перегруппировки сил поставщиков: в появлении новых игроков из числа мегавендоров, в слияниях, поглощениях… Хотя надо подчеркнуть, что за всем этим стоит очень серьезная работа по модернизации технологий: кто-то борется за расширение функционала своих решений, для кого-то главной задачей является понижение стоимостной планки предлагаемых решений и т. д.
Для понимания общей ситуации на BPM-рынке полезно ознакомиться с результатами последнего исследования по данной теме известной аналитической компании Forrester Research (“The Forrester Wave: Business Performance Solutions, Q4 2007, www.sas.com/news/analysts/forresterwave_q407.pdf), в котором оценивались продукты 10 ведущих поставщиков в этой области — Applix, Business Objects, Clarity Systems, Cognos, Infor, Longview Solutions, Microsoft, Oracle, SAP и SAS Institute. Оценки проводились на основе изучения ПО вендоров экспертами Forrester и с учетом мнения 37 компаний-заказчиков. Отчет был опубликован в октябре и учитывает важные изменения в этой области к данному моменту, в частности выпуск корпорацией Microsoft нового продукта PerformancePoint Server 2007 (; см. PC Week/RE, № 36/2007)*.
BPS в понимании Forrester
Для обозначения круга исследуемого ПО Forrester использует термин BPS (Business Performance Solutions), возможно, чтобы избежать путаницы с областью управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). Под ним компания понимает приложения, предназначенные для планирования, измерения показателей и выполнения отчетности в сфере управления бизнесом в целях отслеживания хода реализации выбранной стратегии развития с помощью индивидуальных метрик и требований соответствия заданным условиям (как внешним, например законодательным, так и внутренним).
Такое ПО нацелено на удовлетворение трех ключевых требований бизнеса:
- анализ и прогноз деятельности компании в целом. Исторически BPS было связано с поддержкой таких классических процессов управления, как бюджетирование и финансовая отчетность. Теперь эти методы распространяются на все аспекты работы предприятия, включая использование ИТ, управление кадрами, продажи и другие операции.
- оценка достижения стратегических и тактических целей с помощью метрик эффективности. Речь идет об использовании KPI (ключевых показателей производительности) для всех основных бизнес-процессов организации. Система KPI может быть многоуровневой, чтобы иметь возможность отслеживать не только общую стратегию компании (например, с помощью карт сбалансированных показателей, Balanced Scorecard), но и персональную работу сотрудников;
повышение доступности информации о деятельности. Для получения верного представления о работе предприятия нужны данные, хранимые как в корпоративных транзакционных системах, так и в других приложениях (в том числе в доморощенных приложениях и электронных таблицах). Системы BPS должны не только уметь извлекать эти сведения, но и представлять их в понятном для менеджеров виде — в терминах, свойственных для их вида бизнеса.
Полный комплекс ПО управления эффективностью бизнеса помимо собственно BPS включает средства доступа ко всей функциональности для пользователя и базовый уровень интеграции данных и хранилищ (рис. 1). Сами BPS включают четыре основных функциональных компонента:
- планирование, бюджетирование и прогнозирование;
- финансовая консолидация и отчетность;
- изменение параметров реализации стратегии и характеристик оперативной деятельности;
- анализ ценообразования и прибыльности.
Ситуация на рынке
По итогам 2006 г. Forrester оценивает доходы от продажи ПО на рынке BPS примерно в 900 млн. долл. В основном эти средства получены от продажи лицензий, поскольку доля подписки по схеме “софт как сервис” (SaaS) пока очень незначительна. В будущем применение данной модели будет расширяться, но не очень быстро, так как заказчики считают, что для оптимального решения задач интеграции данных и гибкого управления проектированием BPS лучше иметь необходимые средства в своем распоряжении.
Профиль ведущих BPS-поставщиков: мнение Forrester
Лидеры
- Oracle: выход на первые роли. После покупки Hyperion компания вышла в лидеры BPS-рынка. Сейчас именно решения Hyperion, отличающиеся сильной функциональностью в области управления финансами, являются основой BPS-предложений Oracle и отлично дополняют средства Oracle Business Intelligence Applications, реализованные на базе аналитических технологий Siebel.
Cognos: ветеран среди BPS-лидеров. Благодаря приобретениям 2003 и 2004 гг. (Adaytum и Frango) компания вышла в лидеры этого рынка и смогла представить на нем зрелые решения для планирования и консолидации финансовой информации. У нее имеется хороший набор приложений для управления картами показателей эффективности, но отсутствуют решения для управления ценообразованием и прибыльностью бизнеса.
SAS Institute: пробиваясь вперед. Еще несколько лет назад компания не была заметным игроком на этом рынке, но в какой-то момент она неожиданно сделала сильный рывок, сфокусировавшись на приложениях для управления эффективностью бизнеса. После некоторых неудач на старте SAS смогла создать солидный набор BPS-средств, хорошо интегрированных с ее BI-платформой, среди которых особо нужно отметить аналитическое прогнозирование и управление ценообразованием и прибыльностью бизнеса.
Business Objects: перемешивание технологий. Будучи чисто BI-игроком, компания после приобретения в 2005 г. SRC Software имеет сейчас достаточный набор BPS-приложений. Позднее покупка Cartesis усилила ее позиции в области финансовой консолидации, планирования и аналитики, а приобретение ALG Software — в области управления ценообразованием и прибыльностью бизнеса. Business Objects нужно решить вопрос об объединении двух конкурирующих продуктов для планирования в одно решение, интегрированное в ее BI-платформу.
Сильные игроки
- SAP: наверстывая упущенное время. После разработки набора приложений Strategic Enterprise Management (SEM), который имел на рынке в общем-то ограниченный успех, SAP все же решила всерьез заняться расширением своих BPS-предложений. Приобретение Pilot Software и OutlookSoft позволило компании выйти на лидирующие позиции в области средств стратегического и оперативного планирования. Однако SAP еще нужно выполнить интеграцию приобретенного ПО со своими продуктами, в частности решить проблемы дублирования функций (например, в области консолидации).
- Clarity Systems: лучшая в бюджетировании. Этот частный канадский поставщик специализируется на решении задач планирования, бюджетирования и прогнозирования, у него есть отличный программный продукт и глубокое знание потребностей заказчиков, но нет инструментов, необходимых для покрытия всего спектра вопросов управления эффективностью.
- Microsoft: новичок на рынке. Ее PerformancePoint Server 2007 — это первый шаг на пути выхода на рынок BPS; сила этого продукта заключается в том, что он сделан с опорой на полную совместимость с базовыми технологиями корпорации (прежде всего с Microsoft Office, SharePoint и SQL Server). Первая версия продукта уже имеет хорошие возможности моделирования, юзабилити и использования карт показателей. Некоторые усовершенствования и дополнительная бизнес-функциональность могут сделать это решение конкурентоспособным на верхнем уровне BPS-предложений в течение ближайших полутора лет.
- Longview Solutions: платформа моделирования бизнеса . Еще одна небольшая канадская компания, которая имеет представительный список крупных клиентов, использующих ее инструмент для задач планирования. Это средство включает хорошие возможности моделирования для планирования деятельности, а также высокую масштабируемость при управлении большими объемами данных и проведении интенсивных вычислений.
- Applix: любимица клиентов. Первоначально — разработчик лучших OLAP-инструментов, компания Applix последовательно расширяла возможности своей аналитической платформы за счет различных бизнес-функций. Заказчики восхищаются гибкостью ее решения для планирования, бюджетирования и прогнозирования, а также отчетности и анализа, хотя в нем нет нужных для сегодняшних требований средств карт показателей. Applix — это очень хороший нишевый поставщик оптимальных по стоимости продуктов для компаний среднего размера, а также для финансовых отделов крупных клиентов.
- Infor: демонстрация сильного потенциала. В прошедшем году Infor смогла представить весьма зрелый BPS-пакет в результате приобретения компании Extensity (бывшая Geac). Infor PM (Performance Management) в дополнение к хорошим функциям бюджетирования и консолидации имеет уникальные возможности интерактивной визуализации с помощью так называемых гиперболических деревьев. Это позволяет пользователю видеть иерархические модели при анализе эффективности бизнеса. Но хотя Infor имеет вполне конкурентные BPS-решения, компании все же лучше заняться их продвижением в рамках весьма представительной базы внедрений собственных ERP-продуктов.
Эксперты Forrester прогнозируют рост данного рынка к 2010 г. до 1,4 млрд. долл. со среднегодовыми темпами в 11%. При этом, по их мнению, быстрее будет увеличиваться сегмент средств измерения характеристик стратегической и оперативной деятельности (16%), переживающий стадию формирования.
Как обычно, повышение зрелости рынка сопровождается процессом его консолидации, который за последний год проявился в виде ряда поглощений: Oracle + Hyperion Solutions (апрель 2007), SAP + OutlookSoft (май 2007) + Pilot Software (февраль 2007), Business Objects + Cartesis (июнь 2007) + ALG Software (октябрь 2006). Уже после проведения исследования Forrester нынешней осенью было объявлено о предстоящих приобретениях Cognos + Applix и SAP + Business Objects. Нетрудно увидеть, что процесс консолидации идет вокруг наиболее крупных софтверных поставщиков с общим объемом поставок ПО (не только BPS) более 1 млрд. долл.: Microsoft, Oracle, SAP, Infor, SAS Institute, Business Objects и Cognos (в порядке возрастания объемов).
Как уже говорилось, в поле зрения Forrester попали 10 компаний, среди которых эксперты выделили поставщиков трех категорий продуктов: BI (Business Objects, Cognos, Microsoft, Oracle и SAS Institute); ERP (Infor, Microsoft, Oracle и SAP); “чистые” BPS (Applix, Clarity Systems и Longview Solutions).
Обзор текущей ситуации на рынке BPS проводился на примере анализа конкретных продуктов этих компаний (см. таблицу), при этом оценка выполнялась с использованием 83 критериев, объединенных в три группы: текущие предложения (спектр покрытия всего круга задач), стратегия развития (включая инвестиции в разработку и стратегические альянсы) и присутствие на рынке (объем продаж BPS). Интегрированные результаты исследования представлены в виде традиционной для Forrester схемы волн (рис. 2).
Ситуация на рынке в целом развивается с учетом известных закономерностей: крупные мегавендоры усиливают свое присутствие на нем, расширяя состав и улучшая качество предлагаемых продуктов (в том числе за счет приобретения специализированных разработчиков), “чистые” игроки делают акцент на функциональность и гибкость узкопрофильных решений (см. также врезку “Профиль ведущих BPS-поставщиков: мнение Forrester”).
На первую позицию после покупки Hyperion Solutions аналитики Forrester поставили Oracle. Однако в случае удачного завершения сделки с Business Objects скорее всего в явные лидеры по объемам продаж и спектру предложений выдвинется SAP. Немного смущает, правда, то, что эта компания, как и Business Objects, заметно отстает в плане четко выраженной стратегии развития в направлении BPS. Cognos занимает пока вторую позицию, но в условиях давления со стороны мегавендоров ей будет очень непросто сохранить статус самостоятельного игрока. А вот SAS Institute, будучи более крупной компанией по общему бизнесу, проявляет в последние годы очень агрессивную стратегию в области BPS и имеет все шансы повысить свой статус в этом сегменте ПО. Отметим, что SAS сейчас изменила общую маркетинговую политику в направлении более широкого присутствия на софтверном рынке.
Из второго эшелона игроков наибольшие шансы выйти в лидеры имеет, конечно, Microsoft, опирающаяся в деле развития и продвижения BPS-средств на мощь собственной софтверной платформы. Может усилить свое присутствие на рынке и Infor, которая, с одной стороны, имеет достаточно сильные позиции на ERP-рынке, а с другой — обладает ресурсами как для внутренних разработок соответствующего ПО, так и для покупки специализированных компаний.
“Чистые” же игроки — Applix, Clarity Systems, Longview Solutions — могут за счет повышения качества продуктов удержать нишевые позиции, но расширить их вряд ли будет им по силам. С большой вероятностью можно предсказать, что этих игроков ждет поглощение со стороны крупных компаний (с Applix это уже почти решенный вопрос).
Поставщики | Изученные продукты |
---|---|
Applix | Applix 9.1 |
Business Objects | BusinessObjects EPM XI 2 |
Clarity Systems | Clarity 6.1 |
Cognos | Cognos Business Intelligence 8.2
Cognos Controller 8.2 Cognos Planning 8.2 |
Infor | Infor PM Business Process Applications 7.2.3 |
Longview Solutions | Longview Performance Management Platform (Khalix) 3.5.2 |
Microsoft | Microsoft Office PerformancePoint Server 2007 |
Oracle | Oracle’s Hyperion Financial Performance Management Application Suite 9.3.1 |
SAP | SAP Business Planning and Consolidation 5.0
SAP Strategy Management 2007
SAS Financial Management 4.4 SAS Strategic Performance Management 2.4
|
* Надо иметь в виду, что объявленные в сентябре сделки Cognos + Applix и SAP + Business Objects еще не завершились.