Компания Forrester провела исследование BPS-предложений

За последний год тематика бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) явно сместилась в сторону направления, называемого управлением эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BMP). Хотя ответ на вопрос о том, как позиционируется BPM в общей системе средств управления предприятием, пока неоднозначен ( см. PC Week/RE, 41/2007), в целом понятно, что речь идет о более высоком уровне использования методов анализа и прогнозирования повседневной управленческой деятельности.

Нужно отметить, что концепции и средства BPM не являются изобретениями сегодняшнего дня. Но как раз в наше время в их жизненном цикле наступает важный этап развития, когда технологии и методы, ранее использовавшиеся лишь элитарным кругом заказчиков, становятся востребованными и доступными (это две стороны одного процесса развития) массовому потребителю. Как всегда бывает в таких случаях, именно этот момент сопровождается серьезными преобразованиями рынка предлагаемых средств. Внешне это проявляется в заметных процессах перегруппировки сил поставщиков: в появлении новых игроков из числа мегавендоров, в слияниях, поглощениях… Хотя надо подчеркнуть, что за всем этим стоит очень серьезная работа по модернизации технологий: кто-то борется за расширение функционала своих решений, для кого-то главной задачей является понижение стоимостной планки предлагаемых решений и т. д.

Для понимания общей ситуации на BPM-рынке полезно ознакомиться с результатами последнего исследования по данной теме известной аналитической компании Forrester Research (“The Forrester Wave: Business Performance Solutions, Q4 2007, www.sas.com/news/analysts/forresterwave_q407.pdf), в котором оценивались продукты 10 ведущих поставщиков в этой области — Applix, Business Objects, Clarity Systems, Cognos, Infor, Longview Solutions, Microsoft, Oracle, SAP и SAS Institute. Оценки проводились на основе изучения ПО вендоров экспертами Forrester и с учетом мнения 37 компаний-заказчиков. Отчет был опубликован в октябре и учитывает важные изменения в этой области к данному моменту, в частности выпуск корпорацией Microsoft нового продукта PerformancePoint Server 2007 (; см. PC Week/RE, № 36/2007)*.

BPS в понимании Forrester

Для обозначения круга исследуемого ПО Forrester использует термин BPS (Business Performance Solutions), возможно, чтобы избежать путаницы с областью управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). Под ним компания понимает приложения, предназначенные для планирования, измерения показателей и выполнения отчетности в сфере управления бизнесом в целях отслеживания хода реализации выбранной стратегии развития с помощью индивидуальных метрик и требований соответствия заданным условиям (как внешним, например законодательным, так и внутренним).

Такое ПО нацелено на удовлетворение трех ключевых требований бизнеса:

  • анализ и прогноз деятельности компании в целом. Исторически BPS было связано с поддержкой таких классических процессов управления, как бюджетирование и финансовая отчетность. Теперь эти методы распространяются на все аспекты работы предприятия, включая использование ИТ, управление кадрами, продажи и другие операции.
  • оценка достижения стратегических и тактических целей с помощью метрик эффективности. Речь идет об использовании KPI (ключевых показателей производительности) для всех основных бизнес-процессов организации. Система KPI может быть многоуровневой, чтобы иметь возможность отслеживать не только общую стратегию компании (например, с помощью карт сбалансированных показателей, Balanced Scorecard), но и персональную работу сотрудников;

    повышение доступности информации о деятельности. Для получения верного представления о работе предприятия нужны данные, хранимые как в корпоративных транзакционных системах, так и в других приложениях (в том числе в доморощенных приложениях и электронных таблицах). Системы BPS должны не только уметь извлекать эти сведения, но и представлять их в понятном для менеджеров виде — в терминах, свойственных для их вида бизнеса.

Полный комплекс ПО управления эффективностью бизнеса помимо собственно BPS включает средства доступа ко всей функциональности для пользователя и базовый уровень интеграции данных и хранилищ (рис. 1). Сами BPS включают четыре основных функциональных компонента:

  • планирование, бюджетирование и прогнозирование;
  • финансовая консолидация и отчетность;
  • изменение параметров реализации стратегии и характеристик оперативной деятельности;
  • анализ ценообразования и прибыльности.

Ситуация на рынке

По итогам 2006 г. Forrester оценивает доходы от продажи ПО на рынке BPS примерно в 900 млн. долл. В основном эти средства получены от продажи лицензий, поскольку доля подписки по схеме “софт как сервис” (SaaS) пока очень незначительна. В будущем применение данной модели будет расширяться, но не очень быстро, так как заказчики считают, что для оптимального решения задач интеграции данных и гибкого управления проектированием BPS лучше иметь необходимые средства в своем распоряжении.

Профиль ведущих BPS-поставщиков: мнение Forrester

Лидеры

  • Oracle: выход на первые роли. После покупки Hyperion компания вышла в лидеры BPS-рынка. Сейчас именно решения Hyperion, отличающиеся сильной функциональностью в области управления финансами, являются основой BPS-предложений Oracle и отлично дополняют средства Oracle Business Intelligence Applications, реализованные на базе аналитических технологий Siebel.

    Cognos: ветеран среди BPS-лидеров. Благодаря приобретениям 2003 и 2004 гг. (Adaytum и Frango) компания вышла в лидеры этого рынка и смогла представить на нем зрелые решения для планирования и консолидации финансовой информации. У нее имеется хороший набор приложений для управления картами показателей эффективности, но отсутствуют решения для управления ценообразованием и прибыльностью бизнеса.

    SAS Institute: пробиваясь вперед. Еще несколько лет назад компания не была заметным игроком на этом рынке, но в какой-то момент она неожиданно сделала сильный рывок, сфокусировавшись на приложениях для управления эффективностью бизнеса. После некоторых неудач на старте SAS смогла создать солидный набор BPS-средств, хорошо интегрированных с ее BI-платформой, среди которых особо нужно отметить аналитическое прогнозирование и управление ценообразованием и прибыльностью бизнеса.

    Business Objects: перемешивание технологий. Будучи чисто BI-игроком, компания после приобретения в 2005 г. SRC Software имеет сейчас достаточный набор BPS-приложений. Позднее покупка Cartesis усилила ее позиции в области финансовой консолидации, планирования и аналитики, а приобретение ALG Software — в области управления ценообразованием и прибыльностью бизнеса. Business Objects нужно решить вопрос об объединении двух конкурирующих продуктов для планирования в одно решение, интегрированное в ее BI-платформу.

Сильные игроки

  • SAP: наверстывая упущенное время. После разработки набора приложений Strategic Enterprise Management (SEM), который имел на рынке в общем-то ограниченный успех, SAP все же решила всерьез заняться расширением своих BPS-предложений. Приобретение Pilot Software и OutlookSoft позволило компании выйти на лидирующие позиции в области средств стратегического и оперативного планирования. Однако SAP еще нужно выполнить интеграцию приобретенного ПО со своими продуктами, в частности решить проблемы дублирования функций (например, в области консолидации).
  • Clarity Systems: лучшая в бюджетировании. Этот частный канадский поставщик специализируется на решении задач планирования, бюджетирования и прогнозирования, у него есть отличный программный продукт и глубокое знание потребностей заказчиков, но нет инструментов, необходимых для покрытия всего спектра вопросов управления эффективностью.
  • Microsoft: новичок на рынке. Ее PerformancePoint Server 2007 — это первый шаг на пути выхода на рынок BPS; сила этого продукта заключается в том, что он сделан с опорой на полную совместимость с базовыми технологиями корпорации (прежде всего с Microsoft Office, SharePoint и SQL Server). Первая версия продукта уже имеет хорошие возможности моделирования, юзабилити и использования карт показателей. Некоторые усовершенствования и дополнительная бизнес-функциональность могут сделать это решение конкурентоспособным на верхнем уровне BPS-предложений в течение ближайших полутора лет.
  • Longview Solutions: платформа моделирования бизнеса . Еще одна небольшая канадская компания, которая имеет представительный список крупных клиентов, использующих ее инструмент для задач планирования. Это средство включает хорошие возможности моделирования для планирования деятельности, а также высокую масштабируемость при управлении большими объемами данных и проведении интенсивных вычислений.
  • Applix: любимица клиентов. Первоначально — разработчик лучших OLAP-инструментов, компания Applix последовательно расширяла возможности своей аналитической платформы за счет различных бизнес-функций. Заказчики восхищаются гибкостью ее решения для планирования, бюджетирования и прогнозирования, а также отчетности и анализа, хотя в нем нет нужных для сегодняшних требований средств карт показателей. Applix — это очень хороший нишевый поставщик оптимальных по стоимости продуктов для компаний среднего размера, а также для финансовых отделов крупных клиентов.
  • Infor: демонстрация сильного потенциала. В прошедшем году Infor смогла представить весьма зрелый BPS-пакет в результате приобретения компании Extensity (бывшая Geac). Infor PM (Performance Management) в дополнение к хорошим функциям бюджетирования и консолидации имеет уникальные возможности интерактивной визуализации с помощью так называемых гиперболических деревьев. Это позволяет пользователю видеть иерархические модели при анализе эффективности бизнеса. Но хотя Infor имеет вполне конкурентные BPS-решения, компании все же лучше заняться их продвижением в рамках весьма представительной базы внедрений собственных ERP-продуктов.

Эксперты Forrester прогнозируют рост данного рынка к 2010 г. до 1,4 млрд. долл. со среднегодовыми темпами в 11%. При этом, по их мнению, быстрее будет увеличиваться сегмент средств измерения характеристик стратегической и оперативной деятельности (16%), переживающий стадию формирования.

Как обычно, повышение зрелости рынка сопровождается процессом его консолидации, который за последний год проявился в виде ряда поглощений: Oracle + Hyperion Solutions (апрель 2007), SAP + OutlookSoft (май 2007) + Pilot Software (февраль 2007), Business Objects + Cartesis (июнь 2007) + ALG Software (октябрь 2006). Уже после проведения исследования Forrester нынешней осенью было объявлено о предстоящих приобретениях Cognos + Applix и SAP + Business Objects. Нетрудно увидеть, что процесс консолидации идет вокруг наиболее крупных софтверных поставщиков с общим объемом поставок ПО (не только BPS) более 1 млрд. долл.: Microsoft, Oracle, SAP, Infor, SAS Institute, Business Objects и Cognos (в порядке возрастания объемов).

Как уже говорилось, в поле зрения Forrester попали 10 компаний, среди которых эксперты выделили поставщиков трех категорий продуктов: BI (Business Objects, Cognos, Microsoft, Oracle и SAS Institute); ERP (Infor, Microsoft, Oracle и SAP); “чистые” BPS (Applix, Clarity Systems и Longview Solutions).

Обзор текущей ситуации на рынке BPS проводился на примере анализа конкретных продуктов этих компаний (см. таблицу), при этом оценка выполнялась с использованием 83 критериев, объединенных в три группы: текущие предложения (спектр покрытия всего круга задач), стратегия развития (включая инвестиции в разработку и стратегические альянсы) и присутствие на рынке (объем продаж BPS). Интегрированные результаты исследования представлены в виде традиционной для Forrester схемы волн (рис. 2).

Ситуация на рынке в целом развивается с учетом известных закономерностей: крупные мегавендоры усиливают свое присутствие на нем, расширяя состав и улучшая качество предлагаемых продуктов (в том числе за счет приобретения специализированных разработчиков), “чистые” игроки делают акцент на функциональность и гибкость узкопрофильных решений (см. также врезку “Профиль ведущих BPS-поставщиков: мнение Forrester”).

На первую позицию после покупки Hyperion Solutions аналитики Forrester поставили Oracle. Однако в случае удачного завершения сделки с Business Objects скорее всего в явные лидеры по объемам продаж и спектру предложений выдвинется SAP. Немного смущает, правда, то, что эта компания, как и Business Objects, заметно отстает в плане четко выраженной стратегии развития в направлении BPS. Cognos занимает пока вторую позицию, но в условиях давления со стороны мегавендоров ей будет очень непросто сохранить статус самостоятельного игрока. А вот SAS Institute, будучи более крупной компанией по общему бизнесу, проявляет в последние годы очень агрессивную стратегию в области BPS и имеет все шансы повысить свой статус в этом сегменте ПО. Отметим, что SAS сейчас изменила общую маркетинговую политику в направлении более широкого присутствия на софтверном рынке.

Из второго эшелона игроков наибольшие шансы выйти в лидеры имеет, конечно, Microsoft, опирающаяся в деле развития и продвижения BPS-средств на мощь собственной софтверной платформы. Может усилить свое присутствие на рынке и Infor, которая, с одной стороны, имеет достаточно сильные позиции на ERP-рынке, а с другой — обладает ресурсами как для внутренних разработок соответствующего ПО, так и для покупки специализированных компаний.

“Чистые” же игроки — Applix, Clarity Systems, Longview Solutions — могут за счет повышения качества продуктов удержать нишевые позиции, но расширить их вряд ли будет им по силам. С большой вероятностью можно предсказать, что этих игроков ждет поглощение со стороны крупных компаний (с Applix это уже почти решенный вопрос).

Таблица. Поставщики и BPS-продукты
Поставщики Изученные продукты
Applix Applix 9.1
Business Objects BusinessObjects EPM XI 2
Clarity Systems Clarity 6.1
Cognos Cognos Business Intelligence 8.2
Cognos Controller 8.2
Cognos Planning 8.2
Infor Infor PM Business Process Applications 7.2.3
Longview Solutions Longview Performance Management Platform (Khalix) 3.5.2
Microsoft Microsoft Office PerformancePoint Server 2007
Oracle Oracle’s Hyperion Financial Performance Management Application Suite 9.3.1
SAP SAP Business Planning and Consolidation 5.0

SAP Strategy Management 2007
SAP Business Profitability Management 6.0
SEM BCS 6.0
SAP Netweaver BI 7.0
SAP xApp Spend Analytics 2007
SAS Institute; SAS Activity Based Management 6.3
SAS Pro.tability Management 1.2

SAS Financial Management 4.4

SAS Strategic Performance Management 2.4
SAS IT Performance Management 3.1
SAS Human Capital Management 4.4

* Надо иметь в виду, что объявленные в сентябре сделки Cognos + Applix и SAP + Business Objects еще не завершились.