Из событий последней недели самое познавательное — обнародование положения о госаккредитации “организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий” (www.minsvyaz.ru/news/?id_news=6606). Сразу отмечу, что несмотря на всеохватывающее название, положение это касается только некоторых разновидностей ИТ-компаний — точнее, лишь тех из них, которые занимаются разработкой, реализацией, установкой, сопровождением и прочими видами работ, касающимися ПО и баз данных, и при этом хотели бы воспользоваться декларированными государством мерами поддержки (например, льготной ставкой ЕСН). Замечу, что хотя Мининформсвязи ратует за господдержку преимущественно экспортно-ориентированных компаний, в данном положении это отражения не нашло, так что аккредитацию формально могут получить и работающие только на внутреннем рынке софтверные и сервисные фирмы, если, конечно, поймут, зачем им это нужно.
Согласно подписанному премьером В. А. Зубковым постановлению № 758 от 6 ноября 2007 г., осуществлять аккредитацию будет Федеральное агентство по информационным технологиям, которое возглавляет В. Г. Матюхин. Радует, что денег за аккредитацию агентство брать не будет, кандидату придется лишь представить ряд формальных справок о себе, включая копии учредительных документов. Очевидно, со временем агентство будет располагать объемным реестром софтверных компаний, что должно помочь ему выполнить и вторую (помимо господдержки) декларированную министерством задачу — мониторинг отрасли.
Несомненно, принятое постановление, хотя оно регламентирует лишь процедурные моменты, заслуживает внимательной оценки. С комментарием Эдуарда Пройдакова вы можете ознакомиться уже сейчас (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104129), а вскоре мы представим вам мнения ряда известных игроков рынка.
Если же взглянуть на проблемы отрасли разработки ПО, то они отнюдь не ограничиваются вопросами господдержки (которую, кстати, многие игроки рынка видят совсем иначе, нежели чиновники, которые более склонны к госконтролю и распределению госсредств, чем к оказанию отрасли госуслуг), есть и гораздо более серьезные факторы как мирового масштаба, так и чисто российского происхождения. О них Сергею Бобровскому только что поведали авторитетные отечественные эксперты, хорошо знакомые с состоянием дел в области производства заказного ПО (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104140). Из всей совокупности приведенных ими мнений и оценок я бы выделил проблему, поднятую Андреем Масаловичем: он обратил внимание на то, что статистические данные об объемах продаж разработанного в России софта после внезапного пробуждения интереса государства к отрасли стали на удивление хорошо коррелировать с прогнозами Мининформсвязи. Очевидно, “потемкинский” мониторинг, на базе которого вырабатываются меры государственного влияния, на пользу отрасли уж никак не пойдет, а скорее навредит ее рыночному развитию.
Другая проблема — кадровая. Об этом не первый год говорят все кто может — так бывает, когда очевидного решения не наблюдается. А недавно АПКИТ представила данные исследований, позволяющих количественно определить меру кадрового голода. Оказывается, расчетная потребность страны в ИТ-специалистах в нынешнем году оценивается на уровне 188 тыс. новых сотрудников, из которых 42% — для ИТ-компаний, а остальные — для других отраслей. В зависимости от сценария развития российской экономики (“сырьевой” или “технологический”) в 2012 г. российской ИТ-сфере в общей сложности потребуется 233 тыс. либо 551 тыс. новых специалистов соответственно. Вне зависимости от степени доверия к этим расчетам цифры впечатляют и говорят о хорошей перспективе распространения ИТ в России.
Но вернемся к сектору заказного ПО, где и программистов остро не хватает, и зарплаты их уже столь высоки, что мешают нашим разработчикам конкурировать с индийцами и китайцами. Всё это так, но кадровый голод свидетельствует о немалом спросе на отечественные разработки, а в высоких зарплатах есть и положительный момент: профессия программиста становится более привлекательной для молодежи. К тому же зарплата растет не только у нас, но и в Индии и Китае тоже. Например, по данным главы Canalys Стива Бразиера, в Бангалоре она увеличивается на 30% в год. Так что трудно не только нашим “офшорникам”. Поэтому, на мой взгляд, тем, кто жаждет повышения темпов развития отечественной индустрии заказного ПО и привлечения в нее талантливой молодежи, лучше не сгущать краски мрачных тонов в расчете на господдержку, которая неизбежно будет сопровождаться госконтролем, а побольше рассказывать о ярких, захватывающих и суперприбыльных проектах, если таковые, конечно, имеют место быть.