Состоявшийся в Москве в последних числах октября ежегодный форум ARIS 2007, традиционно посвященный обсуждению стратегических вопросов совершенствования бизнеса и повышения его эффективности, явился отражением тех изменений, которые происходят в сфере управления бизнес-процессами (business process management, BPM) в последнее время. Основную тематику всех докладов и обсуждений в рамках этого мероприятия объединяло одно: “Через BPM к сервисно-ориентированной архитектуре (SOA)”. Для реализации этого подхода необходима открытая платформа управления бизнес-процессами, которая может служить основой для построения сервисно-ориентированной архитектуры предприятия нового поколения, способного гибко реагировать на запросы клиентов и изменения на рынке. В качестве нее организатор форума компания “IDS Scheer Россия и страны СНГ” позиционирует свое ПО ARIS.
Как считают в компании, появление платформы Open BPM with ARIS стало результатом длительного процесса эволюции систем управления рабочими потоками. Если десять лет назад наиболее актуальной задачей была интеграция корпоративных приложений, а логическим результатом развития данного направления стало формирование платформы SOA, то сейчас наблюдается процесс конвергенции двух подходов — ориентированного на системы и ориентированного на человека — в рамках одного программного продукта. Причем исходной точкой и в том и в другом случае служит одно — бизнес-процессы.
Новшества функционала ARIS
На базе платформы Open BPM with ARIS разработано шесть решений, объединенных внутренней логикой бизнеса и содержащих различные сценарии, которые помогают справиться с актуальными бизнес-задачами предприятия:
- Enterprise BPM (решение ARIS для управления бизнес-процессами предприятия);
- Enterprise Architecture Management (решение ARIS для управления архитектурой предприятия);
- Process-Driven SAP Management (решение ARIS для процессно-ориентированного внедрения SAP);
- Business-Driven SOA Management (решение ARIS для построения сервисно-ориентированной архитектуры);
- Process Intelligence & Performance Management (решение ARIS для управления результативностью процессов);
- Governance, Risk and Compliance Management (решение ARIS для управления рисками и соответствием требованиям).
“Сегодня ИТ-индустрия решает задачу, как совместить потребности человека с возможностями информационной системы, — так сформулировала эту тенденцию генеральный директор “IDS Scheer Россия и страны СНГ” Мария Каменнова. — К счастью, движение идет с обеих сторон. С одной стороны, бизнес формализуется — для этого и предназначен инструментарий ARIS. С другой стороны, ИТ ориентируются на бизнес-процессы — основной, как считается сегодня, объект, которым необходимо управлять”.
Появление такого инструмента, как Open BPM with ARIS, по словам ключевого докладчика форума, основателя IDS Scheer AG и президента немецкой ассоциации BITKOM профессора Августа-Вильгельма Шеера, может помочь предприятиям усовершенствовать свои бизнес-процессы и управление ими. “С помощью BPM и SOA компании могут выйти на новый уровень работы, сочетающий совершенство “основной мелодии” — бизнес-процессов организации — с импровизациями, отражающими требования клиентов и времени”, — подчеркнул он.
Известно, что сервисно-ориентированная архитектура предприятия характеризуется четкими связями между корпоративными ИС и бизнес-процессами, поскольку приложения в SOA разбиваются на модульные, допускающие повторное использование сервисы. С учетом этого Open BPM with ARIS, по мнению представителей IDS Scheer, является технологией, которая позволяет формировать библиотеку сервисов для всего предприятия вне зависимости от того, какие ИТ-системы на нем используются. Как отметил менеджер по развитию IDS Scheer в регионе EMEA Константин Иванов, такие сервисы представляют собой элемент, сочетающий в себе потребности бизнеса с возможностями корпоративных ИС: “Это язык, на котором могут и должны говорить бизнес и ИТ, а основу для него составляет открытая платформа BPM”.
Аналогичная точка зрения прозвучала и в высказываниях партнеров IDS Scheer — вендоров делового ПО, использующих методологию ARIS при внедрении своих решений. “Уже примерно год, как наши заказчики не задают нам вопрос, что такое SOA: они уже знают и понимают пользу этой концепции, — заявил менеджер по консалтингу “SAP СНГ” Игорь Иваненко. — В SOA совмещаются столь, казалось бы, трудно совместимые вещи, как стандартизация и гибкость, что позволяет бизнесу быстро реагировать на изменения. Здесь важна открытость платформы управления бизнес-процессами. Мы фокусируемся на экспертном консалтинге и поэтому неизбежно движемся в сторону BPM, а через BPM — к SOA”.
На сегодняшний момент, по мнению директора по развитию бизнеса “Документум Сервисиз” Роман Сидоренко, сложилось четкое понимание того, что использование таких классических систем, как ERP, CRM, PLM, более не приводит к получению преимуществ для бизнеса. Подобно тому, как наличие рабочего места системы AutoCAD не является гарантией выработки новаторского инженерного решения. “Сегодня технологии становятся все более инфраструктурными, поэтому связка BPM — SOA позволяет компаниям создавать долгосрочные решения, которые не могут быть легко скопированы конкурентами”, — пояснил он. Другими словами, если приложить современные концепции BPM — SOA к одной компании, то компания-конкурент, приобретая тот же инструментарий, не получает никакого выигрыша. Причина здесь проста: основная ценность созданного в первом случае решения заключается не в том, как системы интегрированы между собой и какой был использован инструмент моделирования, а в том, что представляют собой бизнес-процессы, которые реализованы в системе, по каким методологиям производится мониторинг, каким образом организовано постоянное совершенствование процессов и как компания проводит кадровую политику.
При этом, как считает Роман Сидоренко, главной тенденцией ближайших нескольких лет будут в первую очередь развитие методологии и организационные изменения, предполагающие кардинальную перестройку технологии работы людей. Так, успех инноваций зависит не только от скорости вывода продукта на рынок, но и от многих других аспектов, которые находятся вне действия ИТ и очень сильно зависят от того, как они организованы.