Как показала впервые прошедшая в Москве в ноябре международная специализированная конференция “Интегрированные решения с применением профессионального аудио- и видеооборудования. Реализация системных проектов” (Integrated Systems Russia 2007, ISR 2007), организованная компаниями МИДЭКСПО и Integrated Systems Events, если еще вчера AV-рынок был относительно невелик, то сегодня ситуация меняется: поставщики этой техники вместе с системными интеграторами проявляют всё большую заинтересованность в крупных покупателях аудиовизуальных систем и связанных с ними электронных решений.
Многие игроки AV-рынка оценили конференцию вместе с одновременно прошедшей в столице выставкой ISR как флагманское и знаковое мероприятие года в этой области. В форуме приняли участие такие компании, как Crestron, Mitsubishi Electric, AMX, Kramer Electronics, Extron, AV Stumpfl, Vantage, Chief, Projecta, Lighthouse, Hypermaster и др. На ISR 2007 были представлены мировые новинки и последние решения в области профессиональных AV-систем, без которых немыслимо ни одно современное здание -- будь то деловой центр, гостиница, торговый, развлекательный или спортивный комплекс или такие объекты общественного назначения, как вокзалы, аэропорты и т. д.
Состояние рынка и темпы его роста
Приведенные в выступлениях на конференции данные обрисовывают следующую картину российского AV-рынка, развитие которого следует за европейским, а иногда, как свидетельствуют эксперты, и дополняет его.
Так, по расчету ассоциации InfoComm International, ежегодный оборот европейского рынка профессиональных аудио- и видеосистем и услуг составляет 8,5 млрд. евро, и с каждым годом он увеличивается на 7%, причем во многом, как полагают аналитики, благодаря России и странам СНГ.
И всё же по мнению Елены Новиковой, генерального директора компании Polymedia, рынок аудиовизуальных технологий, в том числе интерактивных устройств, находится в нашей стране на самой ранней стадии своего развития. Того же мнения придерживается и региональный менеджер фирмы Mitsubishi Electric Europe B.V. Михаил Невзоров: “Российский рынок средств отображения информации пока еще проходит этап формирования. Далеко не все потенциальные потребители мультимедийных проекторов (ММП), ЖК-дисплеев, видеостен или светодиодных экранов в полной мере владеют информацией о технологических особенностях этих устройств и далеко не всегда осознают актуальность их применения в тех или иных сферах деятельности”.
Тем не менее Елена Новикова считает, что отечественный AV-рынок характеризуется устойчивым ростом с темпами порядка 50% в год. “Однако, — добавляет она, — предоставляя какие-либо цифры, надо иметь в виду, что рынок аудио- и визуальных решений неоднороден и состоит из нескольких сегментов, в том числе таких, как продажи оборудования, интеграционные проекты и арендные услуги”. Эти направления, полагает г-жа Новикова, развиваются разными темпами. В плане перспективы развития технологий, несомненно, на рынок будут приходить новые решения, в том числе связанные с увеличением размеров дисплеев и улучшением их характеристик. Производители активно ищут и новые источники света, которые будут использованы в проекционных аппаратах вместо ламп, — это могут быть лазеры, светодиодные сборки, плазменные устройства. Будут совершенствоваться также беспроводные и интерактивные технологии.
Неотъемлемой частью рынка AV-технологий является сектор, в котором представлены такие продукты, как видеостены, ЖК- и плазменные дисплеи, светодиодные и проекционные экраны, мультимедийные проекторы.
По мнению целого ряда игроков, одно из основных направлений развития рынка AV-оборудования сейчас во многом определяется динамичным переходом к стандарту HDTV. “Распространение HD-видеокамер, Blu-Ray-плейеров, игровых приставок PlayStation 3 сильно повлияло на рост интереса покупателей к HD-дисплеям (в том числе к ЖК-панелям), а также к мультимедийным проекторам, — считает Михаил Невзоров. — Интересно отметить, что если раньше HD-проекторы были представлены исключительно в сегменте домашнего кинотеатра, то в прошлом году они стали проникать и в корпоративный сегмент. Появились HD-модели с высокой яркостью, ориентированные на презентации и учебные курсы… По нашим прогнозам, доля HD-дисплеев на корпоративном рынке России будет быстро расти в течение ближайших нескольких лет”.
По данным британской исследовательской фирмы Decision Tree Consulting (DTC), объем европейского рынка ММП в 2007 г. составит около 2 млн. штук. Возглавляет список лидеров этого сегмента Германия (317 523 шт.), в то время как Россия входит в лидирующую пятерку, у которой рост по данному направлению составляет 30--35% в год (см. рис. 1). Такому росту, по мнению Михаила Невзорова, способствует ряд факторов: запущенный национальный проект “Образование”, который поддерживается инвестициями в образовательный процесс на региональном уровне, продвижение на рынке обновленных и новых продуктов, в том числе широкоформатных проекторов в корпоративном, образовательном сегментах и секторе Digital Signage, активное развитие рынка сверхъярких проекторов, развитие каналов продаж, снижение цен и т. д.
По данным того же источника, на российском рынке ММП доминирует корпоративный сегмент (см. рис. 2), а на образование приходится более 26% (по скромным оценкам). Однако Михаил Невзоров отметил, что по внутренней оценке Mitsubishi Electric доля образовательного сегмента составляет около 50% этого рынка, что связано в первую очередь с большими бюджетными инвестициями.
Что касается рынка видеостен, то, по данным той же DTC, Европа на нем занимает второе место после Китая, в то время как Россия (721 видеокуб в 2006 г.) и страны СНГ, делая на нем лишь первые шаги, показывают около 30% роста в год. Среди ключевых сегментов этого рынка, по словам г-на Невзорова, выделяются диспетчерские залы (самый большой сегмент) и ситуационные центры (самый динамичный), в то время как развивающийся сегмент Digital Signage испытывает сильное конкурентное давление со стороны плоских дисплеев (см. рис. 3). Одним из факторов роста рынка видеостен он назвал замену устаревшего оборудования (в частности, мнемощитов в диспетчерских).
В рекламном секторе в нашей стране начинают использовать цифровые рекламно-информационные системы, которые уже утвердились на мировом рынке в качестве одной из самых прогрессивных технологий нового поколения. Как сообщил Максим Осипов, руководитель отдела рекламы в новых медиасредствах компании “Видео Интернешнл”, по оценке его фирмы, ведущей бизнес с использованием систем Digital Signage, объемы рекламных расходов в сегменте Digital Indoor (цифровая реклама внутри помещений) в России в 2006 г. составляли 150 млн. руб., в 2007-м — 375 и в 2008-м ожидаются на уровне 900 млн. руб.
Тенденции и перспективы
По мнению аналитиков, с учетом стабильного за последние годы среднего роста экономики на уровне 6,5% и увеличивающегося объема зарубежных инвестиций отечественный рынок AV ожидают хорошие перспективы. Сейчас он находится на подъеме и отражает тенденции изменения стиля жизни миллионов людей в странах СНГ.
Вице-президент InfoComm International Терри Фризенбург привел данные, согласно которым сегодня на AV-рынке наметилось повышение доли услуг по сравнению с продажами оборудования: она приближается к 50% в США и европейских странах, а в перспективе ожидается дальнейший рост сервисного сектора. Такая же тенденция, по его мнению, приходит и на российский AV-рынок.
Некоторые участники форума отмечали тенденцию наиболее быстрого развития AV-рынка в секторе образования. Так, внимание к этой сфере со стороны государства (были выделены значительные бюджетные средства на оснащение образовательных учреждений) серьезно повлияло на российский сегмент мультимедийных проекторов. На это указал, в частности, Михаил Невзоров: ряд крупных тендеров по оснащению учебных заведений, проведенных Федеральным агентством по образованию, не только напрямую увеличил объем российского рынка ММП, но и стимулировал региональные департаменты образования к выделению бюджетных средств для информатизации школ.
Развитию российского AV-рынка в ближайшие годы, по мнению экспертов, в значительной мере будут способствовать госпроект “Телемедицина”, а также уже начавшаяся подготовка к предстоящим в Зимним Олимпийским играм 2014 г. в Сочи, поскольку оба проекта предполагают масштабные поставки самого разного AV-оборудования.
Сейчас уже можно констатировать зарождение в России нового сегмента AV-рынка -- Digital Signage, который предполагает создание локальных сетей видеодисплеев для демонстрации рекламных видеороликов и другой информации, ориентированной на посетителей различного рода общественных мест. По мнению Максима Осипова, развитию этого сегмента будет способствовать целый ряд факторов, в числе которых рост показателей организованной розничной торговли, существенное увеличение роли крупнейших розничных сетей в товарообороте, инфляция в медийном бизнесе и др.
Все это ведет к серьезному усложнению проектов и соответственно повышению роли на AV-рынке системных интеграторов.